Что привело к распаду ссср. Распад ссср: причины, последствия, факты

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

· политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).

1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности.

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

Нерешительность членов ГКЧП, раскол в войсках, сопротивление населения больших городов (Москвы, Ленинграда и др.), поддержка, оказанная Президенту РСФСР Ельцину рядом правительств стран мира, и пр. обусловили неудачу попытки восстановить порядок в стране.

Вернувшийся 22 августа в Москву Горбачев утратил политическую инициативу, влияние и власть. После августовских событий процесс распада СССР и ликвидации институтов центральной власти ускорился.

Был распущен ЦК КПСС, деятельность партии приостановлена, а затем запрещена Президентом России. Резко сокращена компетенция КГБ за счет изъятия у него ряда функций и управлений. Произошли существенные кадровые изменения в структурах власти и руководстве средствами массовой информации.

Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские независимые государства в сентябре были признаны СССР.

В декабре Президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что Советский Союз более не существует и что ими образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза (Беловежское соглашение). Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

Распад СССР - совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989-1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута. Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И. Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда. Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности. Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989-1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К. Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года. Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат - демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений. В 1988-1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990). Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать. К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того - Россией. В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило. Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР. В конце 1988 - начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая - в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д. Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги. Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы. Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований - обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода - ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать. Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства. Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность. Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР. Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик. В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР. Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда. Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон. Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу». В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками. Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики. В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики. Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям. Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»). В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 - были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях. Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники. Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва. Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В. Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты - за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным - руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками - каждые в свою пользу. В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Всего на общесоюзный референдум пришли 80 % граждан, имеющих право принимать в нём участие. Из них 76,4 % ответили на вопрос референдума положительно, 21,7 % - отрицательно. В РСФСР 71,3 % проголосовавших высказались за сохранение Союза в формулировке, предложенной Горбачёвым, и почти столько же - 70 % - поддержали введение должности президента России. IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший в мае 1991 года, принял решение о выборах президента в сжатые сроки. Выборы состоялись 12 июня того же года. 57,3 % избирателей отдали свои голоса в пользу кандидатуры Б. Н. Ельцина. За ним шёл Н. И. Рыжков с 16,8 %, а на третьем месте был В. В. Жириновский с 7,8 %. Ельцин стал всенародно избранным президентом России, и это упрочило его авторитет и популярность в народе. Горбачёв, в свою очередь, терял и то, и другое, подвергаясь критике и «справа», и «слева».

По итогам референдума президент СССР предпринял новую попытку возобновить разработку союзного договора. Первый этап переговоров Горбачёва с лидерами союзных республик в резиденции в Ново-Огарёво проходил с 23 апреля по 23 июля 1991 года. Готовность присоединиться к договору выразили лидеры 8 республик из 15. Участники встречи сошлись на том, что договор будет целесообразно подписать в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР, но 29-30 июля 1991 года, встретившись в закрытом порядке с Ельциным и казахским лидером Н. А. Назарбаевым, президент СССР предложил подписать проект раньше, 20 августа. В обмен на их согласие Горбачёв принял требования Ельцина об одноканальной системе поступления налогов в бюджеты, а также о кадровых перестановках в союзном руководстве. Эти перестановки должны были коснуться председателя правительства В. С. Павлова, главу КГБ В. А. Крючкова, министра обороны Д. Т. Язова, главу МВД Б. К. Пуго и вице-президента Г. И. Янаева. Все они в июне-июле 1991 года выступали за решительные меры по сохранению СССР.

Августовский путч

4 августа Горбачёв уехал на отдых в Крым. Высшие руководители СССР возражали против планов по подписанию Союзного договора. Не сумев переубедить президента СССР, они решили действовать самостоятельно в его отсутствие. 18 августа в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), куда вошли Павлов, Крючков, Язов, Пуго, Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков и первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов. Утром следующего дня был обнародован указ вице-президента Янаева, в котором говорилось, что Горбачёв по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, а потому они переходят к Янаеву. Обнародованы были также «Заявление советского руководства», в котором сообщалось, что в отдельных местностях СССР сроком на полгода вводится чрезвычайное положение, и «Обращение к советскому народу», где политика реформ Горбачёва называлась тупиковой. ГКЧП постановило немедленно расформировать властные структуры и формирования, противоречащие Конституции и законам СССР, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, препятствующих нормализации обстановки, принять меры по охране общественного порядка и установлению контроля над СМИ. В Москву было введено 4 тысячи солдат и офицеров и бронетехника.

Российское руководство оперативно отреагировало на действия ГКЧП, назвав сам комитет «хунтой», а его выступление - «путчем». Под стенами здания Дома Советов РСФСР («Белого дома») на Краснопресненской набережной начали собираться сторонники российских властей. Президент Ельцин подписал ряд указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая подразделения КГБ, МВД и минобороны.

Противостояние российских властей и ГКЧП не выходило за пределы центра Москвы: в союзных республиках, а также в регионах России местные власти и элиты вели себя сдержанно. В ночь на 21 августа в столице погибли три молодых человека из числа тех, кто пришёл защищать «Белый дом». Кровопролитие окончательно лишило ГКЧП шанса на успех. Российские власти развернули масштабное политическое наступление на противника. Исход кризиса в значительной степени зависел от позиции Горбачёва: к нему в Форос прилетели представители обеих сторон, и он сделал выбор в пользу Ельцина и его соратников. Поздним вечером 21 августа президент СССР вернулся в Москву. Все члены ГКЧП были задержаны.

Демонтаж государственных структур СССР и юридическое оформление его распада

В конце августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. V внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, работавший со 2 по 6 сентября, принял несколько важных документов. Конституция СССР утратила силу, было объявлено о вступлении государства в переходный период до принятия нового основного закона и выбора новых органов власти. На это время прекратили работу Съезд и Верховный Совет СССР, был создан Госсовет СССР, куда вошли президенты и высшие должностные лица союзных республик.

23 августа 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». В скором времени КПСС была фактически запрещена, а её имущество и счета перешли в собственность России. 25 сентября Горбачёв ушёл с поста генерального секретаря партии и призвал её к самороспуску. Компартии запретили также на Украине, в Молдавии, в Литве, а затем и в других союзных республиках. 25 августа был ликвидирован Совет министров СССР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы прокуратуры, Госплан и минфин СССР. В августе-ноябре 1991 года продолжалось реформирование КГБ. К началу декабря большая часть союзных структур подверглась ликвидации или переделу.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгалсил Украину независимым демократическим государством. В тот же день примеру соседки последовала Белоруссия. 27 августа то же самое сделала Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 21 августа - Киргизия и Узбекистан. Ещё 24 августа Россия признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в свою очередь, провозгласили независимость ещё 20-21 августа. Сторонники сохранения Союза верили в перспективу экономического соглашения между странами. 18 октября 1991 года Президент СССР и главы 8 республик (без Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Параллельно разрабатывался проект Союзного договора. 14 ноября в итоговом его проекте будущий Союз определялся как «конфедеративное демократическое государство». Переговоры по поводу его создания было решено начать 25 ноября. Но в назначенный день Ельцин предложил вернуться к согласованному тексту, заменив формулировку «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерация независимых государств», а также предложил подождать, какое решение примут на референдуме граждане Украины (1 декабря тем предстояло решить, оставаться в Союзе или нет). В результате более 90 % проголосовавших высказалось за независимость Украины. На следующий день, 2 декабря, независимость республики признала Россия.

8 декабря 1991 года председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, президент Украины Л. М. Кравчук и Б. Н. Ельцин подписали в Беловежской пуще «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в преамбуле которого констатировалось: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к Беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлём был спущен красный советский флаг, а на смену ему поднят российский триколор.

Прежде чем разбирать вопрос о причинах распада СССР, нужно дать краткие сведенья об этом могущественном государстве.
СССР (Союз Советских Социалистических Республик) – коммунистическое супергосударство, основанное великим вождем В. И. Ленином в 1922 году и просуществовавшее до 1991 года. Это государство занимало территории Восточной Европы и части Северной, Восточной и Центральной Азии.
Процесс распада СССР – это исторически обусловленный процесс децентрализации в экономической, социальной, общественной и политической сфере СССР. Результатом этого процесса является полный распад СССР как государства. Полный распад СССР произошел 26 декабря 1991 года; страна разделилась на пятнадцать независимых государств – бывших советских республик.
Теперь, когда мы получили краткие сведенья о СССР и теперь представляем, что это за государство, можно перейти к вопросу о причинах распада СССР.

Основные причины распада Советского Союза
Среди историков уже долгое время идет дискуссия о причинах распада СССР, среди них до сих пор нет единой точки зрения, также как и нет точки зрения о возможном сохранении этого государства. Однако большинство историков и аналитиков согласны со следующими причинами распада СССР:
1. Отсутствие профессионального молодого чиновничьего аппарата и так называемая Эпоха похорон. В последние годы существования Советского Союза большинство чиновников были в преклонном возрасте – средний 75 лет. Но государству были нужны новые кадры, способные видеть будущее, а не только осматриваться на прошлое. Когда чиновники начали умирать, в стране назрела политический кризис, связанный с отсутствием опытных кадров.
2. Движения с возрождением национальной экономики и культуры. Советский Союз был многонациональным государством, и в последние десятилетия каждая республика желала развиваться самостоятельно, вне Советского Союза.
3. Глубокие внутренние конфликты. В восьмидесятых годах произошла острая серия национальных конфликтов: Карабахский конфликт (1987-1988гг.), Приднестровский конфликт (1989г.), Грузино-южноосетинский конфликт (начался еще в восьмидесятых и продолжается по этот день), Грузино-абхазский конфликт (конец восьмидесятых). Эти конфликты окончательно разрушили веру национальное единство советского народа.
4. Острая нехватка товаров народного потребления. В восьмидесятых особенно остро обострилась эта проблема, люди были вынуждены часами и даже днями стоять в очередях на такие продукты как хлеб, соль, сахар, крупы и другие товары необходимые для жизни. Это подорвало веру людей в могущество советской экономики.
5. Неравенство в экономическом развитии республик СССР. Некоторые республики значительно уступали ряду других в экономическом плане. Так, например, менее развитые республики испытывали острый дефицит товаров, так как, например, в Москве эта ситуация не была столь острой.
6. Неудачная попытка реформирования Советского государства и всей Советской системы. Эта неудачная попытка привела к полному застою в экономике (стагнации). В дальнейшем это привело не только к застою, но и к полному развалу экономики. А затем была разрушена и политическая система, не справлявшаяся с насущными проблемами государства.
7. Падение качества производимых товаров народного потребления. Дефицит товаров потребления начался еще в шестидесятых годах. Тогда советское руководство сделало следующий шаг – оно урезало качество этих товаров, для того чтобы увеличить количество этих товаров. Как итог – товары были уже неконкурентоспособными, например, по отношению к зарубежным товарам. Поняв это, люди перестали верить в советскую экономику и все больше обращали внимание на западную экономику.
8. Отставание уровня жизни советского народа по сравнению с западным уровнем жизни. Особенно остро эта проблема показала себя в кризисе на главные товары потребления и, конечно же, кризисе техники, в том числе и домашней. Телевизоры, холодильники – эти товары практически не выпускались и люди были вынуждены долгое время пользоваться старыми образцами, уже практически наработавшими. Это вызывало и без того растущее недовольство населения.
9. Закрытие страны. В связи с холодной войной, люди практически не могли выехать из страны, они даже могли быть объявлены врагами государства, то есть шпионами. Жестоко наказывалась те, кто пользовался зарубежной техникой, носил зарубежную одежду, читал книги зарубежных авторов, слушал зарубежную музыку.
10. Отрицание проблем в советском обществе. Следуя идеалам коммунистического общества, в СССР никогда не было убийств, проституции, грабежей, алкоголизма, наркомании. Долгое время государство полностью скрывало эти факты, несмотря на их наличие. А затем в один момент, резко признало их существование. Вера в коммунизм опять-таки была разрушена.
11. Раскрытие засекреченных материалов. Большинство людей советского общества, ничего не знало о таких ужасных событиях как: голодомор, массовые репрессии Сталина, численные расстрелы и др. Узнав об этом, люди поняли, какой ужас принес коммунистический режим.
12. Техногенные катастрофы. В последние годы существования СССР произошло больше количество серьезных техногенных катастроф: авиакатастрофы (из-за устаревшей авиации), крушение крупного пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» (погибло около 430 человек), катастрофа под Уфой (самая большая железнодорожная катастрофа в СССР, погибло более 500 человек). Но самое ужасное – Чернобыльская авария 1986 года, число жертв которой, невозможно сосчитать, и это не говоря уже о вреде мировой экосистеме. Наибольшая проблема была в том, что советское руководство скрывало эти факты.
13. Подрывная деятельность США и стран НАТО. Страны НАТО, а в особенности США, подсылали в СССР своих агентов, которые указывали на проблемы Союза, жестоко критиковали их и сообщали о преимуществах, присущих странам Запада. Своими действиями зарубежные агенты раскалывали советское общество изнутри.
Вот такими были ключевые причины распада Союза Советских Социалистических Республик – государство, которое занимало 1 всей сухопутной территории нашей планеты. Такое число, тем более невероятно острых проблем не могло быть разрешено ни одним успешным законопроектом. Конечно, Горбачев за время своего пребывания на посту президента еще пытался реформировать советское общество, но такое число проблем разрешить невозможно, тем более в такой ситуации – СССР просто не имел средств на такое число кардинальных реформ. Распад СССР – был необратимым процессом и историки, которые до сих пор не нашли хоть одного теоретического пути сохранения целостности государства, прямое тому подтверждение.
Официальное объявление о распаде СССР было оглашено 26 декабря 1991 года. Перед этим, 25 декабря, президент СССР – Горбачев сложил свои полномочия.
Распад Союза ознаменовал окончание войны между США и НАТО против СССР и его союзников. Холодная война, таким образом, завершилась полной победой капиталистических государств над коммунистическими странами.

Распад СССР причины имеет столь же сложные, как и последствия. Перестройка одной из своих задач ставила реформирование государственного устройства Союза. Начало гласности открыло возможность освещения в СМИ таких фактов, которые раньше в них никогда не попадали. Сразу же был поднят вопрос о невозможности самостоятельного развития некоторых населявших его этносов (которых оказалось не так уж мало). Постепенно стали видны противоречия, которые до этого накапливались, но не обсуждались публично. С 1988 г. такие противоречия стали выливаться в (Узбекистан, Азербайджан и т.д.). Одна за одной республики стали заявлять о своем решении выйти из состава Союза. Первыми на этом стали настаивать Уже в 1990 Литва провозгласила собственную независимость, что ускорило выход из Союза Латвии и Эстонии.

Руководство страны приняло некоторые меры, чтобы предотвратить распад СССР. Был проведен референдум 1991 года, в котором народу было дано право высказаться по вопросу сохранения Союза. Большинство граждан высказалось за единое социалистическое государство, но при этом многие поддержали идею введения президентского поста в России. 12 июня состоялись выборы, по результатам которых к власти пришел М.Горбачев. Возникла необходимость разделения властных полномочий между республиками. Был подготовлен проект Союзного договора (9 Планировалось подписать документ 22 августа. Этого так и не произошло.

19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению, в Москву ввели войска. Президент СССР оказался фактически под арестом на Крымской даче. 22 августа были арестованы члены ГКЧП, и Горбачев вернулся в Москву. А в сентябре началась разработка нового договора о создании конфедеративного Союза суверенных (а не советских) государств. Однако 1991 лидеры России, Беларуси и Украины объявили о создании СНГ. Так был оформлен окончательный распад СССР. К нему до конца декабря присоединилось еще 8 республик. 25 декабря Горбачев объявил о своей отставке.

Распад СССР называют мирным и бескровным. Многие считают, что о нем ни стоит сожалеть, поскольку события, произошедшие в декабре 1991, стали самым удачным вариантом неизбежного краха империи. По мнению группы исследователей, в случае, если бы Москва попыталась сохранить Союз, то вполне возможны были бы многомиллионные людские жертвы. Однако, если более внимательно присмотреться к тому, что представлял собой распад СССР и его последствия каковы, то можно найти много причин усомниться в бескровности этого события.

Проблема ликвидации Союза до сих остается одной из самых обсуждаемых в политических кругах. Оценка событий далеко не однозначна. Из всех современных ярких только Путин называет распад трагичным событием и геополитической катастрофой 20-го века.

В интернете не так давно был опубликован материал, в котором приводились оценки последствий распада Союза с точки зрения потерь человеческих жизней. По этим данным, количество этих жертв достигло цифр от 100 000 до 600 000 человек. Прежде всего, речь идет о прямых потерях в ходе военных действий на территории бывшего СССР: в Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии, Чечне, Абхазии и Таджикистане.

Названные 100 000 погибших - это официально подтвержденная статистика. Но нужно понимать, что ведение объективного учета в ходе войны невозможно. Взять хотя бы условия в Карабахе во время конфликта. Если к этому прибавить косвенные потери за счет краха здравоохранения на территориях, вовлеченных в войны, разгул криминала, массовую остановку производств, тотальную алкоголизацию и наркоманию, отчаяние, поразившее миллионы людей, то становится ясно, что цифру можно увеличивать едва ли не на порядок. Распад СССР прошел не так мирно, как кажется на первый взгляд.

Совет Республик Верховного Совета СССР 26 декабря 1991 года принял декларацию о прекращении существования СССР и образовании СНГ (Содружества Независимых Государств). Это фактически означало, что 15 бывших республик СССР, ранее составлявшие единое многонациональное государство, теперь стали отдельными странами.

Перед распадом в 1991 году в СССР входили следующие советские социалистические республики (ССР): Российская СФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР, Эстонская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР и Литовская ССР.

Соответственно, после распада Советского Союза появились следующие самостоятельные государства: Российская Федерация (Россия), Республика Беларусь, Украина, Эстонская Республика (Эстония), Азербайджанская Республика (Азербайджан), Республика Армения, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика (Кыргызстан), Республика Узбекистан, Туркменистан (Туркмения), Республика Таджикистан, Республика Молдова (Молдавия), Латвийская Республика (Латвия), Литовская Республика (Литва).

Сопутствующие вопросы и проблемы

Статус новых 15 независимых государств были признан мировым сообществом, и они были представлены в ООН. Новые независимые государства ввели на своей территории собственное гражданство, и советские паспорта были заменены на национальные.

Правопреемником и государством-продолжателем СССР стала Российская Федерация. Она переняла от СССР многие аспекты его международно-правового статуса. Калининградская область вошла в состав России, при этом будучи территориально отрезанной от основной части РФ белорусскими и литовскими землями.

В результате распада СССР возникала проблема неопределенности границ между рядом бывших советских республик, страны также начали предъявлять друг к другу территориальные претензии. Делимитация границ более-менее завершилась только к середине 2000-х годов.

На постсоветском пространстве для поддержания и укрепления отношений между бывшими союзными республиками было образовано СНГ, куда вошли Россия, Белоруссия, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия. Позднее, в 2005 году, СНГ покинул Туркменистан, а в 2009 году - Грузия.

Последним нормативно-правовым актом, который принял Верховный Совет СССР, была декларация о прекращении существования СССР, произошло это событие 26 декабря 1991 года. Именно эту дату можно считать точкой в истории распада СССР.

Длительные реформы, направленные на восстановление экономики, не имеющие результатов, вследствие чего они были полностью остановлены, что привело к полному разрушению всей экономической, а вслед за ней и политической системы СССР.

Уровень жизни большей части населения в первые годы после развала СССР (и последовавших за этим экономических реформ) резко ухудшился, что до сих пор вызывает негативные воспоминания среди определенных групп жителей.

Фактической причиной окончательного развала экономической системы СССР считается падение цен на нефть, которое произошло не без участия США. 13 сентября 1985 года Саудовская Аравия заявила о своем восстановлении на нефтяном рынке и начале активной добычи черного , после чего последовало резкое падение мировых цен и крах экономики СССР.

Видео по теме

В развале Союза Советских Социалистических Республик есть ряд причин как объективного, так и субъективного характера. Непредвзятое исследование совокупности этих причин показывает, что развал такого образования, как СССР был неизбежен. Практически со дня своего официального основания СССР был обречен.

Инструкция

К 1991 году – году официального распада – СССР подошел с показателями полной деградации и упадка по всем основным направлениям: экономическим, идеологическим, военным, инфраструктурным и управленческим.

Идеология. За 70 лет правления на одной шестой части суши коммунистическая идеология исчерпала себя и полностью дискредитировала основное – изначально мертворожденное – марксистко-ленинское учение.

В обществе назрел кризис жанра: гражданское общества было не просто не сформировано, а уничтожено десятилетними стараниями КПСС и КГБ в принципе. Любые его проявления уничтожались на зачаточном уровне.

С каждым годом, отчасти из-за экономической деградации, в некоторых республиках усугублялись межнациональные противоречия, которые подавлялись властью. Многие представители национальных общин становились диссидентами, жестко преследовались или отбывали сроки лишения свободы, как, например: Мустафа Джемилев, Паруйр Айрикян, Звиад Гамсахурдиа, Абульфаз Эльчибей, Андраник Маргарян.

Попрание элементарных гражданских прав и свобод в СССР было основным правилом существования: запрет выезда за границу, запрет на свободу вероисповедания, цензура, угнетение по так называемых «провинившихся народов»: чеченцев, евреев, -месхетинцев. В органах КГБ всегда с особым вниманием относились к выходцам из Западной Украины и Прибалтийских республик.

Экономическая + военная причины: начиная с начала 50-х годов СССР не просто ввязался в гонку вооружения, он навязал ее миру. И, если в самом начале 50-х, благодаря прорыву инженерной мысли в