История пиротехники: от древних фейерверков до первых салютов в России. Где и когда появился первый фейерверк? В каком году появился салют

История

Фейерверки были изобретены в Китае в 12 веке н. э. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] В Европе фейерверк впервые появился в Италии . В России мастера фейерверков появились в 1545 году при Стрелецком полку , а первый масштабный фейерверк сделан в 1674 году в Устюге .

Основными составными частями фейерверков являются:

  • корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
  • заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
  • пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
  • средства воспламенения - огнепроводный шнур, электровоспламенители

При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).

Ещё в древние времена придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России - это Масленица , праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.

Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.

Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.

Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.

В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Так, фейерверк по случаю 18-летия Петра I 26 февраля 1690 года [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ] состоял из 3 серий по 56 залпов, в результате в небе был изображён Геркулес, раздирающий пасть льва , согласно другому источнику, этот фейерверк был устроен в дни масленицы 1693 года в подмосковном селе Воскресенском , а упомянутое изображение Геркулеса было на транспаранте, который осветил этот фейерверк . Сохранилась гравюра А. Шхонебека , ныне хранящаяся в Амстердамском музее , где изображён фейерверк, состоявшийся 12 февраля 1697 года в Красном Селе и посвящённый взятию Азова . Современник так описывал этот фейерверк: «...на льду представлен был прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружен всякого рода и всяких величин ракетами, которые занимали на льду великое пространство.»

До него рекордсменом был фейерверк 2012 года в Кувейте .

Не путать с салютом

Не следует смешивать понятия «салют» и «фейерверк». Салют - это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий и/или стрелкового оружия, традиция военных парадов. Например, известна традиция «салюта наций» при прибытии военного корабля с мирными намерениями в иностранный порт или во время официального визита высокопоставленных иностранных гостей. Отличительная особенность салюта - однообразие пиротехнических эффектов[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Артиллерийские орудия, из которых производится салют, как правило, оборудуются специальными глушителями.

Техника безопасности

  1. Приобретение . При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
  2. Транспортировка и хранение . При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30°С), недоступных для детей.
  3. Эксплуатация . На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест для массового запуска фейерверков.
  4. Если не сработало . Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.

Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

Сначала они представляли из себя сгоравшие с негромким треском и веером искр пучки тонкого бамбука. Затем для усиления эффекта бамбук стали пропитывать растворами морской соли, калийной селитрой. Такие фейерверки давали обильные шум и пламя, и китайцы стали использовать их для ограждения жилища… от нечистой силы и духов. Одна из первых, дошедших до нас сложных рецептур – горючая смесь из серы, селитры, угля (или опилок бамбука) – изделие даосского врача и алхимика VII века Сунь Сымяо. Причем вспышка такой порохообразной смеси философски трактовалась им как слияние спокойного и холодного женского начала «инь» (селитры) с подвижным и горячим «ян» (серой) и признавалась в качестве одного из путей к достижению… бессмертия.

В России потешные «огненные шутихи» стали широко использоваться лишь при Петре I. Так, в 1712 году он даже потребовал от одного из посланных по важным государственным делам чиновников «достать и прислать композиции китайских фейерверочных фонтанов» . Кстати сказать, император, собравший обширную коллекцию книг по пиротехнике, собственноручно изготовлял составы для фейерверков и очень любил сам зажигать потешные огни. По свидетельству современника, как-то раз вечером «даны были во дворце Лефорта, с царской пышностью, разные увеселения. Собрание любовалось зрелищем потешных огней. Царь, как некий огненный дух, бегал по обнаженному от листвы саду и поджигал транспаранты и фонтаны, мечущие искры. Царевич Алексей и царевна Наталья были тоже зрителями сих огней, но из особой комнаты» . Петр I ввел в обычай и такое:

По примеру всех христианских народов – считать лета не от сотворения мира, а от рождества Христова в восьмой день спустя, и считать новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом… По дворам палатных, воинских и купеческих людей чинить стрельбу из небольших пушечек или ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А где мелкие дворы – собрався пять или шесть дворов – зажигать худые смоляные бочки, наполняя соломою или хворостом. Перед бурмистерскою ратушей стрельбе и огненным украшениям по их рассмотрению быть же….

В XVIII веке фейерверки стали пользоваться огромной популярностью, они были непременным развлечением на весенних и летних празднествах, где в разноцветных всполохах огня сгорали многие тонны пороховых смесей. В моде было составление аллегорических огненных фигур из огней и ракет. Любопытно, что изготовление фейерверков в России того времени доверялось лишь… академикам. Ломоносов Михаил Васильевич ставил свои собственные разработки составов зеленого пламени для фейерверков в один ряд с открытым им законом сохранения веществ. Русский механик-самоучка Кулибин Иван Петрович во время празднования пятидесятилетия Академии наук показал присутствующим свою первую «картинную иллюминацию». Он многие годы, проделывая многочисленные сложные опыты, усердно искал для них составы. Это позволило зажигать разноцветные огни из имбиря, шафрана и даже из… змеиной крови для потехи принцев-наследников престола Российского, случалось ему и выезжать из столицы на курьерских тройках вслед за князем Потемкиным в Таврию для устройства «огненного действа». Любопытно, что в своих экспериментах Кулибин пошел и дальше – для «иллюминаций комнатных» использовал спиртовые растворы. Им применялись в целях безопасности от пожаров и разного рода оптические устройства. Так, на одном из праздников перед присутствующими в сияющем на ночном небе «солнце» пронеслась фигура бога Аполлона – изобретатель на сей раз обошелся без фейерверочных огней, явив силуэт божества с помощью системы оптических зеркал и свечей.

Первый в Европе фейерверк был устроен в г. Виченце в 1379 году Итальянцы же во Флоренции в 1475 году применили и первый в Старом Свете вращающийся заряд – «жирандолу». В современной Италии очередной сезон фейерверков начинается с Нового года, причем победителем своеобразного соперничества между участниками признается не тот, кто запустит самый красочный заряд шутих, а тот, кто сумеет сделать это громче всех.

В Китае и других странах Азии Новый год отмечают 23 января. Любопытно, что даже на фасадах зданий, кроме бушующего вокруг моря огней, вывешиваются и многометровые хлопушки, подчас высотой с четырехэтажное здание, а смельчаков, которые их поджигают для получения каскадов оглушительных хлопков, горячо приветствуют и щедро награждают. По словам очевидца, в один из таких праздничных вечеров в Бэйхае, одном из парков столицы Китая:

на аллеях и дорожках сверкали гирлянды огней из разноцветных фонариков, вертелись освещенные изнутри большие круглые фонари с пляшущими по стенкам искусно вырезанными фигурками, с треском разрывались хлопушки, повсюду царило веселье, слышались песни, говор – словом, шло настоящее народное гулянье. Когда же стемнело, над озером и парком взлетели в воздух многокрасочные фейерверки. Кружились большие огненные колеса, прорезали темноту раскаленные стрелы, рассыпались над головой веером бутоны красных, желтых и зеленых цветов. Пестрые огни окрашивали толпы людей во все цвета радуги, и все это двигалось, шумело, смеялось, создавая незабываемое по игре красок зрелище.

Столь же живописен и «Праздник огней» . Задолго до него самым ходким товаром в лавках становится так называемая «потаха» – невзрачные на вид картонные коробочки самых разных форм и размеров, в которых скрыта сила, порождающая в нужный час ракеты и фейерверки разного вида, силы и яркости. Очевидец пишет:

Каждая из них имеет свое название, и вы можете выбрать, например, такую, которая будет огненной змеей долго извиваться по земле вокруг ваших ног, или такую, которая, подпрыгнув несколько раз как горящий шар, с треском взовьется в ночное небо и рассыплется там снопом разноцветных искр, или такую, которая будет метаться низко над землей в космах огненных прядей, – словом, любую или, вернее, любые. И можете поджигать их одну за другой или все вместе и любоваться их игрой и час и два – насколько хватит желания (и денег на их покупку).

Естественно, что и в нашей стране – множество любителей фейерверочных огней. Но, применяя их на празднике, необходимо не забывать и использовать только составы, имеющие соответствующие сертификаты.

Фейерверк — декоративные огни разнообразных цветов и форм, получаемые при сжигании пиротехнических составов.

История
Китайцы изобрели в свое время порох отнюдь не для военных целей. Они изобрели его для фейерверков. Многие народы с глубокой древности украшали свои праздники огненно-световыми эффектами. Сначала были большие ярко горящие костры или множество мелких огоньков - иллюминация. Постепенно огненно-световые представления совершенствовались и, в конце концов, стали тем, что мы сейчас называем фейерверками. Письменные источники прошлого сохранили мало сведений об огненно-световых зрелищах и культурной жизни народов.
Греки и римляне к празднику Лампадарио устраивали иллюминации со сжиганием множества светильников в честь богини Минервы и в знак благодарности богу Вулкану. Прометея чествовали за то, что дал огонь людям. А у древних египтян был даже праздник под названием "светильники". Известно, что во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников огненно-световыми эффектами. У древних славян многие обряды были связаны с огнем, особенно поклонение богу-громовержцу Перуну. Определенный скачок в развитии пиротехники в целом, и фейерверочного искусства в частности, произошел после изобретения Калиником Гелиопольским в 668 г. так называемого "греческого огня". Огонь этот был двух типов: метательный и палящий. Первый имел свойство пороха и выбрасывал каменные ядра из металлических труб. Второй, способный сильно гореть, греки выдували из длинных труб, под напором воздуха вылетали огненные шары, которые опаляли пехоту и кавалерию. Состав "греческого огня" хранился греками около 400 лет в секрете, и постоянно употреблялся ими в военном деле и фейерверках. Коренной переворот в пиротехнике и фейерверочном искусстве произошел после открытия и широкого применения пороха, благодаря которому стало возможным регулировать скорость и силу горения составов посредством изменения их дозировки. Предполагают, что порох существовал в Индии и Китае задолго до того, как появился в Европе. Китайцы еще до 9 века использовали бамбуковые хлопушки для изгнания злых духов. О применении пороха в военном деле достоверно известно, что широкое распространение артиллерии в Китае относится к началу XIII века. В Италии артиллерия была уже известна в 1326 году. В России первые артиллерийские орудия появились в 1389 году, во время княжения Дмитрия Донского. Практически одновременно с применением пороха в артиллерии он стал применяться и для устройства фейерверков.
Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV - XV веках считались итальянцы. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем. Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В России систематическое проведение "огненных потех" началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии. Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность "порохового заведующего", в чьи обязанности входило также изготовление и запуск фейерверков. В некоторых источника указывается, что Лжедмитрий I в ознаменование своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на Москве-реке против царских палат.
При дворе царя Михаила Федоровича была учреждена особая "потешная палата", имевшая штат "потешников", организовывавших разные развлечения, в том числе и "огненные потехи". К концу XVII века со стороны наиболее культурной части феодальной знати и дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочным развлечениям. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский, лично занимавшийся изготовлением и испытанием фейерверочных изделий, князь В.В.Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие.

С конца XVIII века фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя фейерверочные фигуры, и с участием окружавших его лиц сжигал их. Эффектные фейерверочные представления устраивались молодым царем на рождество, масленицу и т.п. Расширению производства различных фейерверочных изделий способствовало создание в 1680 году в Москве специального ракетного заведения, которым были определены точные величины наружных диаметров фейерверочных гильз - калибры по весу свинцовых шаров заданных размеров. Петр I постоянно интересовался зарубежными достижениями в области пиротехники и фейерверочного искусства, выписывал из-за границы книги на эту тему. Для устройства фейерверочных представлений он иногда привлекал иностранных специалистов, проживавших в "немецкой слободе". Однако следует отметить, что русские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иноземных коллег изготовлять фейерверочные изделия и устраивать фейерверки. Деятельность основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить качество и разнообразие фейерверочных составов. При изготовлении фейерверочных изделий стали применяться: искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные с добавлением окрашивающих солей составы, позволившие качественно улучшить зрелищный эффект фейерверочных изделий и увеличить их производство. К началу XVIII века русские мастера-пиротехники изготовляли в больших количествах практически все виды фейерверочных изделий, известных в Европе.

При Петре I
огненно-световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: чтобы все знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить "несколько ракетов, сколько у кого случится", свидетельствует о значительном производстве фейерверочных изделий. Также проводились специальные фейерверочные представления с использованием декораций. Процедура подготовки и проведения фейерверочных представлений в первой половине XVIII века была следующей. Сначала поступало официальное поручение Академии наук составить программу. Эту обязанность нередко выполняли видные ученые того времени М.В.Ломоносов, И.П.Кулибин и др. Они использовали свои знания в области геральдики, мифологии, истории, химии и, сообразуясь с поводом торжества, составляли подробную программу. Если программа писалась на немецком языке, то ее переводили на русский, в зтом принимали участие такие известные литераторы, как В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов и др. После программу отсылали в канцелярию Артиллерии и фортификации, где давали указания на изготовление пиротехнических изделий, необходимых для фейерверка. Затем строился "фейерверочный театр" - огромный помост, на котором размещались все перечисленные в программе фигуры, стеллажи, декорации и т.д. Иногда в фейерверочных представлениях принимали участие войска местных гарнизонов, которые производили пушечный салют. В местах, где была опасность возгорания, дежурили сторожа, публика получала программу фейерверка. На протяжении всего XVIII века фейерверочные представления занимали первостепенное место в программах различных праздников. В Петербурге, на стрелке Васильевского острова, а 1730 году соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.

В начале XIX века
фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема. Как и прежде, в основном фейерверочные изделия изготавливались на основе искристых составов. Для цветных огней употреблялись селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. В первой половине XIX века фейерверочное искусство обогатилось двумя новшествами: ракетами с парашютом и боевыми ракетами. Первые позволяли увеличить время горения в воздухе цветных огней за счет медленного спускания их на парашюте. Вторые дали возможность увеличить вес начинки ракет. Это значительно усилило зрелищный эффект фейерверка. Открытие французским химиком К.Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее "бертолетовой солью", послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие хлорноватых кислот, бариевой и стронциевой, позволило еще более повысить насыщенность и яркость цветного пламени. Создание цветных огней с использованием бертолетовой соли и хлорноватых кислот произвело переворот в фейерверочном искусстве. Новые фейерверочные составы, дающие чистое, насыщенное, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные свечи позже с успехом заменили дорогие и громоздкие фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей. Проведение фейерверков становилось доступным частным лицам и небольшим общественным организациям. В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.
После октябрьского переворота, в период с 1917-го по 1943 год изготовлением фейерверочных изделий и проведением фейерверков в основном занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях. Фейерверочные представления были такими же, как и в начале века, небольшими по масштабу, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов. Первый
военный салют был дан 5 августа 1943 года в ознаменование победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла и Белгорода
. Салют был произведен из 96 орудий войск противовоздушной обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля. В дальнейшем стало традицией отмечать салютными залпами победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве. После войны эта традиция укоренилась в культурной жизни советского общества, и салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. В 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Грандиозные фейерверочные представления были устроены к 50-летию Советской власти, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, к 50-летию образования СССР, для этих праздников также разрабатывались новые фейерверочные составы и изделия.
Новый скачок в развитии отечественного фейерверочного искусства произошел в 90-е годы, когда в сложившихся экономических условиях предприятия-изготовители фейерверочных изделий были вынуждены расширить ассортимент и также стал возможен легальный импорт разнообразной пиротехники из КНР. Сегодня Китай является крупнейшим мировым производителем всех видов развлекательной пиротехники, китайские мастера ежегодно придумывают и воплощают новые эффекты, регулярное международное общение позволяет обмениваться опытом в сфере фейерверочного искусства.
Кто придумал фейерверк

Фейерверк представляет собой красочные и яркие огни, разлетающиеся в воздухе при сжигании специальных пороховых составов. Чаще всего фейерверк используют во время праздников или торжеств. В древнем Китае, во времена правления знаменитой династии Хань, несколько тысяч лет назад, примерно в 210 году до нашей эры, были впервые изобретены фейерверки. Китайцы обратили внимание на то, как потрескивают и громко взрываются зажженные палочки бамбука. Этот громкий звук сильно пугал людей, и тогда они решили использовать горящий бамбук в ритуалах, отпугивающих злые духи. Позднее, в 400-500 годах до н.э., Южные и Северные правящие династии стали применять фейерверки в религиозных церемониях.
Начало первых современных фейерверков зародилось во времена правления династии Суи и Танг в 500-900 года до н.э., после открытия китайцами пороха. Великие изобретатели тех времен наполнили стебли бамбука изобретенными летучими смесями и стали поджигать их на костре. Первооткрыватели пришли в ужасный шок от увиденного зрелища и мощных оглушающих взрывов. Осознав весь потенциал своего изобретения, древние алхимики, те, кто придумал фейерверк, стали подбирать альтернативные бамбуку корпуса. Вскоре на замену бамбуку пришли бумажные трубки наполненные порохом и фитили из ткани. К началу тринадцатого века военные Китая изобрели новый вид фейерверка «земляная крыса». Открытый конец этого изобретения, после зажигания, выпускал горящий газ и толкал все изобретение по земле. Использовались такие «крысы» для отпугивания вражеских коней.
В 1292 году путешественник Марко Поло впервые привез фейерверки в Италию. Вскоре итальянцы начали проявлять интерес к искусству пиротехники, и в эпоху Европейского Резонанса, у них появились новые изобретения в виде снарядов, разрывающихся высоко в небе. Это открытие привело к изобретению современных фейерверков. Кроме этого, итальянцам удалось сконструировать такие виды фейерверков, как «фонтан», «конус», «бенгальские огни», «римские свечи».

Да, фейерверк по праву может считаться самым ярким изобретением. Он не перевернул мир – он сделал его прекраснее. Небо взрывается яркими огнями, шарами, цветами, звезды падают и летят прямо на наблюдающих за этим потрясающим зрелищем… Расцвеченный огнями, играющий переливами небосвод в эти минуты показывает нам, как прекрасна Вселенная где-то там, в космосе, с ее звездами и взрывами, туманностями и астероидами. Поистине великолепная картина, созданная руками человека.

Слово «фейерверк» имеет немецкие корни: от “das Feuer” – «огонь», ”das Werk” – «дело», «огнедействие». Но пришел он в современный мир совсем не из Германии.

Огонь был «в почете» у многих древних народов и использовался на праздниках. Сначала украшение праздников огнем было примитивным: разводили костры, использовали маленькие огоньки, создавая подобие иллюминации. В Древней Греции и Риме был праздник Лампадарио, на котором чествовали богиню Минерву и бога Вулкана. А поблагодарить Прометея, по преданию, давшего человечеству огонь, было просто необходимо! Поэтому греки и римляне в этот праздник сжигали огромное количество светильников и надеялись на милость богов. Подобный праздник под названием «светильники» был и у египтян.

Древний Китай – родина фейерверков. Ученые считают, что именно китайцы времен династии Хань (206 – 220 гг. до н. э.) впервые заметили странное свойство бамбука: подожженный, он начинал потрескивать, а затем громко взрывался. Этот взрыв устрашающе воздействовал на суеверных китайцев, поэтому последние решили использовать его для защиты от темных сил: считалось, что злые духи тоже боятся громких звуков, значит, таким образом их можно отпугнуть… Так горящий бамбук стал обязательной частью важных событий в Китае: свадеб, похорон, религиозных обрядов.

Добавить порох

Горящий бамбук был только предтечей современного фейерверка, который смог полноценно «народиться» на свет только с изобретением пороха. Хотя есть в китайской культуре несколько легенд, связанных с фейерверком. Одна из них гласит, что он был изобретен случайно одним из поваров китайской армии, который смешал селитру, серу и древесный уголь, а затем случайно уронил смесь в огонь. Пламя окрасилось в яркие цвета, которые, как ни странно, повара не испугали, а подвигли на эксперименты: он решил начинить смесью бамбук и поджечь его. Взрыв был устрашающим. Смесь из трех ингредиентов назвали «Хо Яо» («химический пожар»), и именно она, по преданию, явилась основой первого фейерверка.

Предание преданием, а все-таки великое изобретение китайских алхимиков порох дало жизнь фейерверку. Принято считать, что порох был изобретен во времена династий Суи и Танг (581 – 907 годы). Новая смесь открыла перед экспериментаторами новые возможности. И новаторы не преминули ими воспользоваться: они начинили бамбук порохом и подожгли его. Мы можем только догадываться, какой огромной впечатляющей силой обладали экспериментальные взрывы! Рационализаторы оценили способности пороха по достоинству и решили, что бамбук – не совсем подходящий материал для устройства шоу, поэтому заменили его трубками из бумаги и дополнили тканевыми фитилями.

Для войны и развлечений

Пытливые умом китайцы к ХIII веку разработали новый вариант светового представления. «Земляная крыса» - такое непоэтическое название носила модификация. И немудрено: ее предполагалось использовать в военных целях.

Конструкция была проста: один конец трубки фейерверка поджигался, а второй оставался открытым. В результате нововведения взрыва не получалось, зато выходящий из открытого конца газ толкал конструкцию, заставляя ее двигаться по земле с безумными маневрами. Армия противника приходила в замешательство; лошади пугались, сбрасывали всадников, поворачивали назад, а китайцы шли в атаку.

«Земляная крыса» стала не только достоянием военных, но и простого люда. В «крысу» поместили заряд взрывчатого вещества, направили вверх, добавили огня и… о, чудо! Фейерверк покорил небо!

Итальянская роскошь

Долгое время фейерверк радовал своим великолепием только жителей Азии. Но в 1292 году из путешествия по Востоку вернулся в Италию небезызвестный Марко Поло. Помимо ярких впечатлений и наблюдений, итальянец привез на родину секрет фейерверка. Можно сказать, что именно с его почина фейерверк начал свое триумфальное шествие по миру.

Горячие итальянцы проявили интерес к новинке. Они не только заимствовали у китайцев технологию запуска фейерверка в воздух, но и привнесли новые технологии. В частности, в результате экспериментов с взрывчатыми смесями итальянцы получили множество новых видов фейерверочного взрыва – «фонтан», «вертушка», «конус», «колесо», «римская свеча» и такой привычный для нас «бенгальский огонь». Искусство фейерверка стало для Италии настолько значимым, что «повелители огня» даже устраивали соревнования на самое красочное шоу. В XIV – XV веках итальянские мастера считались лучшими среди устроителей огненного зрелища.

Особенно красивой фигурой фейерверочного искусства периода 1500 – 1700 годов был «дракон». Он представлял собой каркас из дерева, покрытый папье-маше и набитый зарядами. Когда заряды поджигали, создавалась иллюзия огненного дыхания чудовища. Часто двух драконов ставили друг пред другом и веселили народ своеобразной «битвой» мифических существ.

Конечно, производство фейерверков не было дешевым, поэтому баловали народ подобными развлечениями нечасто. Фейерверки запускали в воздух только по особым случаям: коронация царствующих особ, их дни рождения и большие религиозные праздники.

Короли и шутихи

От Италии потянулись огненные нити по всей Европе. Фейерверк быстро завоевал популярность среди знатных особ, которые показывали свое богатство и власть, устраивая на праздники грандиозные шоу. В Англии достижения пиротехнического искусства были впервые продемонстрированы в 1486 году в честь женитьбы короля Генриха VII. А Елизавета I была настолько очарована разлетающимися огнями, что во времена своего правления ввела новый титул – «Повелитель Огня Англии», которым награждали отличившихся пиротехников.

В Россию огненное искусство пришло раньше, вместе с использованием пороха для артиллерийских орудий – в конце XIV века. При Иване Грозном существовала должность «порохового заведующего», который отвечал и за фейерверки. Позже царь Михаил Федорович (1596 – 1645 гг.) учредил Потешную палату, заседатели которой отвечали и за организацию «огненных потех». Расцвет искусства фейерверка в России пришелся на время правления Петра I. Вернее, не столько пришелся, сколько пришел вместе с царем.

При Петре I огненные потехи стали делом государственной важности. Есть мнение, что ни до, ни после Петра фейерверочное искусство в России не переживало подобного взлета. Например, известно, что именно Петр I «закатил» самый яркий фейерверк, который продолжался целую неделю (поводом стало наступление нового века). В 1680 году в Москве было учреждено специальное ракетное заведение, а для устройства красочного зрелища при российском дворе не единожды привлекались иностранные мастера.

Работа специального ракетного заведения позволила усовершенствовать качество и состав фейерверочных зарядов. Теперь при изготовлении праздничных изделий стали использовать искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. Производство фейерверков в России в петровское время было значительным по своим масштабам, и такую потеху могли позволить себе не только царские особы, но и просто зажиточные люди – знать, купцы, дворяне, служилые.

Искусство химии

Фейерверк стал неотъемлемой частью любого торжества. В начале XIX века при запуске фейерверков стали использовать ракеты с парашютом и боевые ракеты. Оба новшества сыграли на усиление зрелищности взрывов: во-первых, теперь огни дольше находились в воздухе, во-вторых, боевые ракеты дали возможность сделать огни мощнее за счет увеличения начинки.
Между прочим, вплоть до 1830 года огни фейерверка не могли похвастать цветовой гаммой – они были только белыми и оранжевыми. Открытие бертолетовой соли в корне поменяло ситуацию.

Итальянские мастера фейерверков выяснили, что ее соединение с солями металлов окрашивают пламя в разные цвета: селен – в голубой, натрий – в желтый, калий дает фиолетовый цвет, а магний горит в чистом виде, и его используют при запуске фейерверочных ракет.

Вчера и сегодня

Во второй половине XIX века количество фабрик, занимавшихся производством фейерверков, резко возросло. Это было связано с тем, что красочные снопы огня в небе завоевали популярность, спрос на фейерверки был массовым, и его нужно было удовлетворить. Уже в начале ХХ века небольшие огненные представления не были редкостью и устраивались как организациями, так и частным лицами.

Первый военный салют в СССР был дан 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения Красной Армией Орла и Белгорода. Потом это стало традицией – отмечать победы салютами. И, конечно, самый большой из них был дан 9 мая 1945 года.

Самым крупным изготовителем пиротехники на сегодняшний день является Китай. Производители постоянно работают над улучшением составов, разработкой новых конструкций и улучшениями зрелищного эффекта и обмениваются опытом. Что ж, скажем им «спасибо» за маленькое чудо в небе и… ждем новогоднего представления!

Обыкновенная История - Фейерверк

Восемнадцатый век русской истории богат на события, имена. открытия. Об одном из таких открытий для России расскажет работа "300 лет петровским огненным потехам. которую выполнит ученица 5 Б класса Мария Проводникова.

300 лет Петровским огненным потехам.

Цели исследования: .

Познакомиться с историей фейерверков в России.

Гипотеза: .

фейерверки в России играли не только развлекательную роль, но и решали политические и культурные задачи.

Задачи:

1.Познакомиться с историей фейерверка.

2.Составить представление об истории фейерверка в России.

Содержание:

1. Вступление. «Художества огненныя», или фейеверк.

2. Как и когда изобрели фейерверк.

3. История фейерверка в россии.

4. Кто такие фейервейкеры.

5. Типы фейерверков.

6. Фейерверки и салюты.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы и приложения.

Вступление. «ХУДОЖЕСТВА ОГНЕННЫЯ», ИЛИ ФЕЙЕРВЕРК.:

Классический фейерверк (от нем. Feuer - «огонь» и Werk - «дело», «работа») совсем не похож на стрельбу залпами разноцветных ракет через равные промежутки времени. Он был своеобразной светомузыкой прошлого, воистину роскошным зрелищем, праздничным убранством небес. Сейчас трудно представить себе ту феерическую игру огня, цвета и света, которой любовались наши предки. Наиболее ранние упоминания об этом удивительном зрелище относятся к 399 г., когда при дворе императора Гонория в Милане был устроен фейерверк из горящих масляных плошек и факелов. Однако порох стал известен в Европе лишь в XIII в., а потому считается, что первый настоящий фейерверк состоялся в итальянском городе Виченца в 1379 г.

Как и когда изобрели фейерверк?

Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же – тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя... Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию. Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Самое многонаселенное государство подарило миру не только фарфор, бумагу и дешевую бытовую технику, но еще и возможность наслаждаться таким веселым и красивым зрелищем как огненные картины. Хотя в самом Китае фейерверки на протяжении веков использовали отнюдь не для увеселительных целей. Порох, который является основой большинства пиротехнических смесей, был изобретен китайцами, чтобы… пугать злых духов. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука.

Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. Изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку - ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Позже, когда были придуманы составы, которые при горении имеют определенный цвет, размер и форму пламени, с помощью разноцветных вспышек высшую силу стали не просто отгонять, но уже и общаться с нею. Поэтому взрывы петард можно было услышать во время эпидемий или неурожаев. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов. Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков – его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем – смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10. До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.

Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку – цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы. Они считались лучшими мастерами по устройству фейерверков. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем.

Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства.

История фейерверка в России

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Наши предки, славяне, многие праздники связывали с огнём - это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога солнца Ярилы и многих других.

Первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I - Алексея Михайловича. Иногда любили поиграть с огнем и в других городах. Например, в городе Устюге для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и шутих. Устойчивую моду отмечать праздники "потешными огнями" ввел лично Петр I. В небе "выжигали" картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий. Пётр I, который сам занимался изготовлением "потешных огней" и целых фейерверочных композиций, сделал огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук. В Центральном государственном архиве древних актов хранится собственноручные записи Петра I, как снаряжать "бураки", "светящиеся ядра", делать составы "белого и синего огней" и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка "Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять". Историк И. Голиков в своей книге "Дополнения к деяниям Петра Великого" (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была "книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок".

В фейерверки, которые были любимым занятием Петра, настоящей страстью, он вкладывал всю душу, удачно сочетая редкие часы досуга с политической пропагандой. Царь участвовал во всех стадиях создания фейерверка: от работ в пиротехнических лабораториях по приготовлению фейерверочного состава до разработки сюжета фейерверка и его управления. При этом Петр очень часто объяснял зрителям значение тех или иных фигур, сюжетов, надписей, а также раздавал своему окружению абрисы- заранее подготовленные оттиски гравюр, изображавшие сжигаемый фейерверк. Поскольку среди именитых гостей Петра всегда присутствовали иностранные дипломаты, то увиденное ими зрелище, запечатленное в записках и полученных от Петра абрисах, по приезде на родину, было формой пропаганды внешнеполитических успехов России за границей. Другой были фейерверки, проходившие непосредственно за границей при европейских дворах, однако они могли быть только в тех странах, позиция которых была благожелательна по отношению к России. В итоге военные победы России были отмечены фейерверком в Голландии, Дании, Бранденбурге(с 1701г-Пруссия) и Саксонии.

Ломоносовские фейерверки

Петр I «крепил» это удивительное по силе своего воздействия искусство волшебного огня. Росла молодая столица, берега Невы украшались великолепными дворцами, соборами. В новом городе менялась сама жизнь, все более отдаляясь от старинного русского уклада. Шумные гуляния с пушечной пальбой, ассамблеи с бьющим через край весельем требовали невиданных доселе развлечений. И неотъемлемой частью празднеств и стали красочные фейерверки, не в сегодняшнем обычном для нас понимании, а грандиозные пиротехнические спектакли с огромными декорациями, меняющимися картинами и действиями. Это были удивительные зрелища, поражающие воображение современников своими масштабами и великолепием. Петр I придавал большое значение пропаганде своих идей не только среди иностранных послов и дипломатов, но и среди широких народных масс, он ставил цель- укрепить веру русских людей в победу в Северной войне. В этом большую роль играли публичные мероприятия, триумфальные сооружения, военные парады, а также иллюминации и фейерверочные зрелища. Была в действиях Петра и некая хитрость: посредством фейерверков он стремился приучить своих подданных к огню, ибо по собственному опыту знал, что чем больше упражняешься с потешными огнями, тем меньше страшишься настоящего огня в бою. Массовые празднества укрепляли дух народа, вызывали сознание единения и собственной силы, развивали патриотические чувства. Проводимые в это время огненные спектакли несли в себе конкретные идеи - прославляли Отечество, победы русской армии и молодого флота, посвящались взятию вражеских городов и освобождению исконно русских земель. Блестящие, пышные фейерверки, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь и великолепие петербургского двора. Датский посланник с удивлением писал: "Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком". Действительно, на "огненные забавы" как на истинно народные зрелища царь денег не жалел. "Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, - написал Петр I в одной из записок по поводу какой-то неудачной траты денег, - нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий блезир имел".

На протяжении всего XVIII века фейерверочные зрелища продолжают быть в центре внимания. В 30-е годы у стрелки Васильевского острова был построен на 1000 сваях специальный пиротехнический театр, который обслуживали 600 пиротехников, изготовлявших в лаборатории фейерверки и приготовлявших для иллюминаций до 30 000 лампионов. Так называемый "театрум" замечательно вписался в городской пейзаж: с одной стороны - здание Кунсткамеры с куполом обсерватории, с другой - монументальный ансамбль Петропавловской крепости, окруженные величественной полноводной Невой. На площадке пиротехнического театра, напротив императорского дворца и разворачивались невиданные огненные представления. В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость были иллюминированы тысячами огней и казались огромными декорациями сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. Гремели литавры и трубы, со стен Петропавловской крепости раздавались громовые раскаты артиллерийской канонады, сотни огненных букетов освещали город, как днем. Полюбоваться представлением на набережных собирались тысячи горожан самых разных сословий. Проведение фейерверков было тесно связано также с развитием художественной культуры. Привлекаемые к работе над фейерверками лучшие художники и архитекторы создавали произведения живописного и декоративного искусства, рассчитанные на восприятие широких народных масс и развивавшие художественные вкусы населения. Среди авторов фейерверков имена выдающихся деятелей культуры - Ломоносова, Державина, академика Штелина, архитектора Казакова, механика Кулибина.

Второй "столицей" фейерверков со времен Петра стала его загородная резиденция - Петергоф, его последнее и любимое детище, в котором воплотились его мечты о прекрасных дворцах, золотых каскадах и полноводных фонтанах, где царят музы, где соединились стихии земли, воды, воздуха и огня.

Великолепный "приморский парадиз" Петра по своему великолепию мог соперничать с прославленными парковыми ансамблями Европы. Блестящие петергофские праздники и ассамблеи были предметом особой гордости Петра, они изумляли и восхищали иноземных гостей. И после смерти Петра I, Петергоф остается парадной резиденцией царей. Здесь устраивают дипломатические приемы, проводят торжественные церемонии, праздники тезоименитства царствующих особ и другие увеселения. И точно так же, как при Петре, снова сверкают в парке "преизрядные фейерверки". Для подготовки фейерверков и иллюминаций и обслуживания праздников Петр I основал в Петергофе специальный "иллюминационный двор". В память об этом и с целью возрождения петровских традиций в 1989 г. была создана организация "Пиротехнические дворы Петергофа". Богатый опыт мастеров прошлых столетий - в руках современных пиротехников. Они воплощают забытые пиротехнические фигуры, которые снова возвращаются в старинный парк Петергофа, где стараниями его руководителей сохраняется первозданная, неиспорченная временем краса. Так, в атмосфере заботы и доброжелательности, и создаются неповторимые по красоте спектакли, которые постоянно хочется украшать - искать новые постановочные решения, создавать красочные иллюминационные картины.

В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу - полумесяцем, порох - вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями. Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр "на маслянице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года... с пушечною пальбою.., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масляницу". В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был "пущен для увеселения потешный огонь серного состава... Иностранные представители... могли любоваться зрелищем искусственного огня".

В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен "фейерверк и огни разные, и изрядные символы" И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов есть следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: "Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Леф, выходящий из оной горы, явълял армею шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армею российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом". В 1772 году в Царском селе явилась вдруг "страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою". А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление - в его первом действии была представлена "Спокойная Россия", во втором - "Обеспокоенная Россия", в третьем - "Торжествующая Россия" и, наконец, в четвертом - "Утешная Россия". Затем был выстроен "великолепный и разновидный павильон", составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов. Петр I заложил традицию огненных потех в России, все последующие века развивали ее.

Фейерверкеры.

Постучалось ночь в окошко сумеркам своим,

А по небу словно кошка, растянулись огоньки.

Желтым, красным, синим, белым

Разноцветным конфетти,

Фейерверк царит на небе, золотом сорит.

Вмиг он купол свой откроит,

Вспыхнет пестренький цветок,

И мгновенно рассыпаясь

Превращается в песок

Использованная литература.

1. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом. М., 1899. С. 257.

2. Васильев В. Б. Старинные фейерверки. Л., 1960. С. 6.

3. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988. С. 168.

4. Энциклопедия для детей Аванта +. Том 14.Техника.-1999 г. Стр.484-487.