Как рисовать различные породы деревьев? Приёмы рисования дерева (из опыта работы) Как рисовать деревья простым карандашом.

Может показаться, что деревья – одни из самых простых объектов для рисования. Если вы никогда не рисовали, задача может быть слишком простой…


… или слишком буквальной:


Ни на одном рисунке мы не видим ничего схожего с реальными объектами. Первый – всего лишь символ дерева, а второй подсказывает определение дерева. Ваша задача как художника – нарисовать то, что мы видим, а не то, что мы знаем. Рисование деревьев – отличное упражнение для развития этого навыка!

В этом уроке я покажу вам, как нарисовать деревья дуба, сосны и плакучей ивы простым и реалистичным методом.

Что вам понадобится:

— Несколько листков бумаги;

— Твердый карандаш (НВ);

— Карандаш средней мягкости (2В);

— Мягкий карандаш (5В или меньше);

— Точилка.

Обычно пары твердых карандашей (НВ) достаточно, но такой набор универсален не для всех рисунков. Чтобы получить темные тени, нам нужны мягкие карандаши. Не нужно выбирать дорогие – я купила самые обычные, и они прекрасно выполняют свою функцию. Если вы сомневаетесь, нужно ли вам рисовать, то набор карандашей разной степени твердости не станет большим убытком из бюджета, а рисовать такими значительно проще!

Вам также понадобится точилка. Затупившийся кончик оставляет более легкие штрихи и не соответствует ожидаемому эффекту. Постоянно следите за остротой карандашей и помните, что мягкие карандаши стираются быстрее!

Относительно бумаги: она может быть любой. Подойдет и обыкновенная бумага для принтеров. Не стоит, впрочем, рисовать на целом листе – чем меньше рисунок, тем меньше деталей вам нужно будет добавлять. В реальности мои рисунки около 9 см в высоту.


Мягкие карандаши помогают сделать тени темнее, чего не скажешь о твердых карандашах. Твердые карандаши не такие темные, даже если на них сильно давить!

  1. РИСУЕМ ДУБ

Шаг 1

Мозг работает необычным образом: сначала он схватывает общую картину, а затем обращает внимание на детали. Поэтому вам не стоит начинать рисование с деталей – сперва вам понадобится создать основу.

Нарисуйте обобщенную форму дерева несколькими слабыми штрихами и точками. Для этого воспользуйтесь твердым (НВ) карандашом, не давите на него. Эти штрихи не будут частью готового изображения – их не будет видно на готовом рисунке; камера и сканер не распознают их (я воспользовалась Фотошопом, чтобы вы могли их рассмотреть!).


Шаг 2

Нарисуйте ствол. Не забывайте – нижняя часть должна расширяться вниз. Чем больше дерево, тем короче и толще его ствол.


Шаг 3

Нарисуйте разветвления вверху ствола.



Продолжайте рисовать ветки, постепенно опуская линию по мере их длины.


Шаг 4

Добавьте к каждой ветке другие ветки (чем длиннее, тем ниже они спускаются). Штрихи должны быть легкими.


Шаг 5

Короткими, резкими штрихами нарисуйте форму кроны дерева. Она не должна быть ровной и аккуратной.


Шаг 6

Тем же способом нарисуйте небольшие «облачка» листьев внутри кроны. Оставьте некоторые области пустыми, чтобы были видны части веток – такая структура смотрится интереснее.


Шаг 7

Добавьте веткам толщины в тех местах, где они не закрыты листьями.


Шаг 8

Прежде чем вы начнете наносить тени, определите, какая часть дерева будет яркой, а в каких частях будет тень. Вы можете определить их простым штрихованием.


Шаг 9

Возьмите мягкий (2В) карандаш (убедитесь, что он острый) и создайте текстуру на стволе. Помните, что нужно также оставлять белые области – это важно для текстуры.


Шаг 10

Возьмите мягкие карандаши (2В и 5В) и затемните ствол в соответствии с изначальной планировкой распределения света. Не бойтесь нажимать на мягкий карандаш, чтобы получить необходимую тень, но и не перестарайтесь! Чем меньше черных областей на рисунке, тем внушительнее он выглядит.


Шаг 11

Возьмите твердый карандаш и набросайте контуры листьев. Рисуйте их расслабленными окружностями, быстро, резкими движениями.


Шаг 12

У каждой ветки тоже есть своя маленькая крона (это те «облачка», которые вы нарисовали). Затемнять их нужно так же, как если бы они были отдельными деревьями.

Сначала возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы нарисовать более темные окружности на затемненной стороне. Сначала надавливайте не слишком сильно, чтобы можно было исправить ошибки.


Когда вы убедитесь, что вы правильно определили стороны затемнения, добавьте им теней и глубины, а также дорисуйте переход между светлой и темной частями.


Шаг 13

Возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы добавить несколько выбивающихся листьев по всей кроне и «маленьким кронам». Это создаст эффект дополнительных, едва видимых веточек.


Шаг 14

Возьмите самый мягкий карандаш и добавьте несколько темных акцентов в самых затемненных местах. Крона будет более контрастной. Также проследите за тем, чтобы все листья были темнее «небесного» фона – листья не могут быть прозрачными! Можете еще раз пройтись твердым карандашом по самым светлым областям.


  1. РИСУЕМ СОСНУ

Шаг 1

Опять же, мы начинаем рисовать с общего контура дерева. Возьмите твердый карандаш и проведите легкие линии.


Шаг 2

Нарисуйте ветки. Не добивайтесь их точности, просто сделайте их набросок.


Шаг 3

Как и в случае с дубом, нарисуйте «облачка» на ветках. В этот раз они должны быть уже и еще более неровными. Оставьте побольше свободного места между ними.


Шаг 4

Нарисуйте контур ствола – длинный и узкий.


Шаг 5

Возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы затемнить ствол…


…а затем более мягкий карандаш, чтобы выделить самую затемненную сторону.


Шаг 6

В этот раз не нужно заполнять «облачка» кружочками; заполните их вместо этого резкими и хаотичными штрихами.


Шаг 7

Возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы нарисовать иголки по контуру «облачков». Они должны быть тонкими и острыми.


Шаг 8

Нарисуйте ветки и затемните их двумя мягкими карандашами.


Шаг 9

Нарисуйте еще больше иголок внутри «облачков» мягким (2В) карандашом).


Шаг 10

Возьмите самый мягкий карандаш, чтобы затемнить «облачка». Если хотите, можете просто затемнить их полностью – обычно вечнозеленые деревья сами по себе темные.


Шаг 11

Наконец, возьмите самый мягкий карандаш, чтобы дорисовать полностью темные «облачка» между ветками.


  1. РИСУЕМ ПЛАКУЧУЮ ИВУ

Шаг 1

Мы будем рисовать по той же схеме. Нарисуем общий контур ивы – что-то вроде фонтана.


Шаг 2

Нарисуйте контур ствола.


Шаг 3

Нарисуйте ветки по направлению от ствола…


… опускающиеся по мере длины.


Шаг 4

Нарисуйте контуры «облачков»; в этот раз они будут больше напоминать занавески.


Шаг 5

Заполните ствол и ветки штриховкой мягким (2В) карандашом.


Шаг 6

Затемните ствол и ветки самым мягким карандашом.


Шаг 7

Возьмите мягкий (2В) карандаш и нарисуйте лентоподобные линии вдоль «занавесок». Они должны образовать в самом начале дугу.


Шаг 8

Затемните «занавески» более темными и широкими завивающимися линиями в промежутках.


Шаг 9

Возьмите самый мягкий карандаш, чтобы нарисовать темные «занавески» с другой, затемненной стороны дерева. Можете также добавить листья к веткам, чтобы они были более детализированными.


Ваши деревья готовы!

Как вы могли убедиться, рисовать деревья – несложное занятие; вам всего лишь нужно передать их внешний вид, а не их определение. Однако это всего лишь начало обучения – если вы хотите стать настоящим профессионалом в рисовании деревьев , берите с собой на прогулку блокнот. Наблюдайте за деревьями, мимо которых вы проходите и пытайтесь делать их быстрые наброски. Так вы сможете разработать интуитивное рисование. Если вы предпочитаете сидеть дома, рассматривайте фотографии деревьев в Интернете.

Перевод статьи с сайта design.tutsplus.com.

Уверенна, что почти всем вам интересна тема создания пейзажей. Пейзажи могут быть самыми разными, показывая красивые и интересные виды различных уголков нашей планеты, во многих из них вы соприкасаетесь с задачей изображения деревьев. Как нарисовать дерево живое, красивое и естественное - тема нашего сегодняшнего урока.

Деревья рисовать несложно, только иногда они выходят какими-то слишком нарисованными или плоскими.

Основные ошибки

Основные ошибки в рисовании деревьев, это:

Отсутствие объема

Отсутствие объема в рисунке (в цвете или черно-белом) достигается путем использования разных по тону и интенсивности красок. Даже в пасмурный день какая-то часть кроны и ствола будет боле затенена, а какая-то меньше. В гуще листвы всегда краски темнее. Представляйте себе дерево как шар (крона) и цилиндр (ствол), чтобы понять как образовываются тени на этой сложной форме.

Вот примеры:

Слишком правильные и неестественные формы

Чтобы избежать этой ошибки деревья нежно рисовать легко и быстро, и если рука у вас где-то дрогнет, это будет более естественно, чем когда все линии будут очень складные и росные. В природе не найдешь совершенно одинаковых деревьев, идеально симметричной кроны или ствола. Всегда что-то выбивается из общего строя. Всегда что-то выбивается из общего строя, и именно это придает дереву (растению) и вашему рисунку большей живости и естественности.

Естественно, это правило не подходит, для деревьев и кустов, формы которых формируют садовники.

Совет: Перед тем как начинать рисовать лес или парковую аллею, потренируйтесь отдельно на листе рисовать деревья и кусты, так чтобы они у вас начали получаться легко и непринужденно. Важно, чтобы вы могли быстрыми движениями намечать стволы и ветки, это поможет избежать «одиноковости» в вашей работе. После тренировки приступайте к более серьезной задаче.

Рисуем поэтапно

В природе существует огромное количество деревьев, у каждого свой характер. Давайте попробуем поэтапно изобразить разные виды деревьев, чтобы лучше понять процесс создания такого рисунка и некоторые нюансы.

Определяем общую форму

Главное правильно определить общую форму дерева, его кроны и ствола. Если оно как-то наклонено или повернуто, то уже на самом первом этапе важно отметить и это направление.

Изначальный набросок может выглядеть очень примитивно, но важно,чтобы уже по нему можно было догадаться, это за дерево или куст. Никакие детали сейчас не нужны и не важны.

Уточняем силуэт

Понятная форма и правильное направление (поворот, изгиб или наклон), хорошая основа для некой детализации и уточнений.

Сейчас, мы можем уточнить силуэт кроны, какие-то небольшие выступы веток, показать просветы, уточнить размещение и направление веток на стволе и среди листвы.

Помните о том, что слишком ровненькие и симметричные деревья не будут выглядеть естественно.

Добавляем общий тон и цвет

Эскиз готов и теперь мы можем взять в руки краски или карандаш и придать дереву большей выразительности и объемности.

Если вы работаете с любыми красками (кроме акварели), то крону и ствол можно сразу окрасить общим цветом, не показывая свет и тень.

На этом этапе важно подобрать удачный оттенок для листвы и ствола, характерный именно этому виду деревьев и соответствующий освещению.

Пятна света и тени

После того как основные краски подобраны и нанесены стоит придать некой объемности. Для этого, в зависимости от освещения, нужно показать тень и свет на всей кроне, не выделяя ветки и на стволе.

Также сейчас нужно отметить тень на стволе, в зависимости от расположения солнца.

На иллюстрации выше мы предположили, что солнце находиться сверху и справа. Соответственно, тени на стволах образовались с левой стороны.

Мелкие формы и детали

Когда общий объем показан, можно выделить отдельные ветки, гроздья веток, углубления и просветы между листьями. Если есть потребность можно выделить некоторые листики на переднем плане, так возникнет ощущение более сильной детализации.


Не стоит вырисовывать каждый листик, так картинка станет похожей на детскую. Ведь когда мы смотрим на лес мы видим общую картину, и лишь приглядываясь, концентрируя внимание, можем разглядывать отдельные листики.

Деревья без листвы

В холодную пору деревья остаются без листьев, это тоже интересная тема в изобразительном искусстве. Рисовать сухие ветки хорошая практика для любого художника, так как здесь нужно правильно показывать объем, направление, форму, ракурс и перспективу.

Каждому виду дерева присуще различное расположение веток, это обязательно сто учитывать. У некоторых деревьев веточки мелкие, с множеством изгибов, расположены они близко. У других - наоборот, ветки длинные, прямые с минимумом ответвлений. Также обратите внимание на форму кроны без листьев.

Видео урок

Смотрите урок как нарисовать лес, дерево, деревья поэтапно карандашом:

Примеры для вдохновения


Клод Моне, Оливковые деревья в саду Морено

С самого раннего возраста, сначала мамы, потом воспитатели детских садов, учителя на уроках рисования в школе вкладывают в душу ребенка любовь к природе. Одним из способов оценить окружающую нас красоту, является изобразительное искусство.

Дети очень любят а живая природа - лучшая для этого тема. Давайте нарисуем деревья карандашом и красками.

Мастер-класс для начинающих: как нарисовать красивое дерево карандашом

Как нарисовать зимнее дерево?

Неопытному в изобразительном искусстве человеку довольно сложно показать изменения в природе, а особенно зиму. Но если не быть слишком строгим и критичным по отношению к детскому рисунку, то вы с удивлением можете обнаружить, что малыши относятся к этому гораздо проще. Самым маленьким хорошо удаются белые снежинки из точек гуаши, которые покрывают голые ветви.

Чем старше становится малыш, тем сложнее техника выполнения зимнего пейзажа. Не нужно строго указывать, как именно надо рисовать зиму, развивая талант художника.

Как нарисовать дерево осенью?

С осенней тематикой дела обстоят намного проще. Яркие красно-желтые оттенки возносят фантазию на небывалый уровень. А различные техники рисования позволяют получить прекрасные осенние пейзажи.

Кто-то любит акварель, кому-то по душе работа с гуашью – смешивание красок для получения нужного оттенка дело очень увлекательное и захватывающее. Нарисовать осеннее дерево можно даже зубной щеткой, разбрызгивая с помощью щетины поочередно разные оттенки краски на лист бумаги с уже нарисованным стволом.

В природе существует большое разнообразие деревьев, также как и большое разнообразие животных или птиц. Всё это огромное множество классифицируется по разным признакам. Но для художника важны особенности внешнего вида дерева. И чтобы научиться его рисовать нужно наблюдать за формой ствола, формой веток, листьев, формой всей кроны дерева. Ведь, у каждой породы свои характерные особенности. Поэтому обсудим эти особенности у 6 видов деревьев — клёна, берёзы, сосны, ели, ивы и дуба (но в начале рекомендую прочитать ).

Клён.

  • Ствол клена может изгибаться и разветвляться, от этого он приобретает извилистую форму.
  • Кора тёмного цвета, в целом похожа на кору большинства деревьев.
  • Верхушка кроны этого дерева округлая, но может иметь и неправильную форму.
  • Кленовый лист, как известно, имеет остроконечную форму, похожую на звезду. Большие массы кленовых листьев создают «колючую» фактуру поверхности кроны.
  • Заштриховывая крону, можно пользоваться и продольными штрихами, но чтобы показать характер кленовой листвы, лучше добавлять в рисунок «корявый» или «колючий» фактурный штрих, похожий на листья клёна (о фактуре штриховки я писал ). Этим же принципом следует руководствоваться и в живописи, прописывая холст такими мазками, которые создавали бы иллюзию листвы. Учитывая, что листья и ветки объединяются в отдельные группы, фактура штриховки и живописного мазка должна быть разнообразной.

Берёза

  • Берёза бывает разных разновидностей. В средней полосе ствол берёз, как правило, прямой и «стройный». В других местностях берёзовый ствол может образовывать «рогатку», раздваиваясь у корня.
  • Крона берёзы часто имеет вытянутую форму, устремлённую вверх. Однако, встречаются берёзы и с раскидистой, приземистой кроной.
  • Берёзовая кора белая на поверхности. Но она имеет тёмные «штрихи», которые являются по-сути трещинами, сквозь которые виден тёмный внутренний слой. Чем ближе к земле, тем чаще эти «штрихи» появляются на коре. «Чёрные черточки» имеются на стволе у основания ветвей, т. е. в тех местах ствола, откуда растут ветви. Они могут иметь треугольную и прямолинейную форму.
  • Малые ветки берёз настолько тонкие и гибкие, что свисают, устремляясь вниз. Листочки, растущие на этих ветках образуют вертикально направленные ряды. Склоняющиеся к земле ветви изгибаются, придавая внешнему виду берёз особый трепет и лёгкость.
  • В рисунке карандашом или живописи изящный характер берёзок можно передать продольной вертикальной штриховкой или соответствующими мазками краски. Движения карандаша или движения кисти могут повторять описанное выше движение ветвей.

Сосна

  • Ствол сосны прямой. Однако, бывают сосны с изгибающимся вверху стволом, имеющими «коренастый» характер. Часто встречаются корабельные сосны у которых крона расположена наверху дерева, а ствол прямой и высокий.
  • Кора этого дерева имеет рыжий цвет, который, по мере приближения к земле, становится значительно темнее, превращаясь в серо-коричневый. В середине ствола сосновая кора напоминает шелушащуюся, чешуйчатую структуру. Ближе к земле она огрубевает и образует плотный растрескивающийся слой.
  • Крона молодых сосен имеет треугольную, конусообразную форму. Но крона зрелых деревьев уже будет более округлой.
  • Ветви многолетних старых сосен могут быть извилистыми и корявыми. Как правило, сосновые ветки не сильно устремлены вверх. В большей степени они направлены в стороны от ствола.
  • Сосновые иголки длиннее еловых. Поэтому они создают ощущение пушистой кроны, которую нужно отобразить графическими средствами, либо живописными приёмами, если это не рисунок, а живопись. Необходимо использовать фактурный штрих или соответствующие мазки в живописи. Каждая ветвь имеет свет и тень, поэтому художнику нужно подумать как нарисовать объём отдельных ветвей в общей массе кроны.

  • Ель и сосна — имеют много общего, однако это разные деревья, со своими особенностями. Например, если ствол ели такой же прямой, как и у сосны, то характер ветвей будет уже отличаться от характера сосновых веток. Ветви ели слегка изогнуты вверх. В нижних ярусах старые ветви опущены вниз и напоминают «лапы».
  • Еловые иголки короче сосновых, поэтому общая фактура кроны этого дерева будет отличаться от сосновой.
  • Крона ели по форме напоминает треугольник или конус и состоит из ярусов.
  • Когда художник пишет пейзаж, он пишет деревья объёмными. Для этого нужно проследить как освещается всё дерево целиком и как освещены отдельные ветви или ярусы веток. Например, уходя внутрь кроны, еловая «лапа» погружается в тень. Снаружи она может оставаться светлой, так как на неё попадает больше дневного света.
  • Цвет еловой хвои темный и насыщенный. Поэтому как отдельные ели, так и массив елового леса в целом, будут отличаться по цвету от других видов деревьев.

  • Деревья ивы могут выглядеть по-разному, в зависимости от разновидности. Например, у плакучей ивы ветви более гибкие и пластичные, чем у обычной ивы. Из-за этого её ветви свисают, устремляясь к земле.
  • Для ивы характерно постоянное разветвление ствола, а также крупных ветвей.
  • Листья ивы узкие и продолговатые. Это сильно влияет на внешний вид дерева. Поэтому данную особенность нужно уметь отразить посредством штриховки или манеры письма в живописи.
  • Цвет ивовой листвы непростой. С одной стороны листа — цвет зелёный. А с другой — светлый, серо-зелёный. Поэтому общий колорит дерева отличается серо-голубыми оттенками.

  • Ствол дуба — мощный. У старых деревьев в основании он может достигать большого диаметра. Но в засушливых районах дубы могут быть менее коренастыми, похожими на стройные молодые дубки.
  • Ветки и ствол дуба извилистые и корявые.
  • Форма листьев — волнистая. Поэтому общий вид листвы в целом будет «коряво-кудрявым».
  • Кора — грубая и плотная.
  • Цвет листвы темно-зелёный, насыщенный.

Здесь я рассмотрел особенности внешнего вида всего лишь шести разновидностей деревьев. В природе же существует огромное множество и деревьев и других растений. Как же научиться рисовать если не всех их, то хотя бы пару десятков разновидностей? Для этого нужно развивать наблюдательность. Если у художника «поставлен глаз» и хорошая наблюдательность, то не важно, что он будет рисовать. Главное понимать натуру и подмечать ключевые моменты. А на какие моменты нужно обратить внимание, как раз и обсуждается в учебном материале. Для тех, кто хочет хорошо научиться рисовать пейзажи с деревьями, также, будет полезно изучить схемы и методику под названием (о ней я упоминал в начале этой статьи).

Дерево почти всегда присутствует в детских рисунках, тематика которых связана с природой – летними каникулами, отпуском родителей, поездкой на дачу, да и городские пейзажи маленькие художники стремятся наполнить зелеными насаждениями. Научить ребенка рисовать дерево правильно лучше поэтапно, начиная с карандашных набросков и постепенно переходя к использованию акварели.

Как нарисовать дерево карандашом поэтапно

Для начала объясните детям, гуляя в парке или лесу, что дерево состоит из ствола, больших и маленьких веток, кроны. Увидев дерево в натуре, ребенку будет проще его нарисовать.

  • Проведите на листе бумаги две параллельные вертикальные линии – получится ствол, от которого справа и слева наметьте основные ветки.
  • Между толстыми скелетными суками выведите тонкие отростки, направленные вверх.




  • Используя цветные карандаши, сделайте крону ярко-зеленой, а ствол и ветки – темно-коричневыми.


Как нарисовать дерево карандашом – береза

Красавицу березку невозможно спутать с другими деревьями из-за белого с черными полосками ствола. Рисуется береза несложно, главное соблюдать пропорции, толщину, направленность веток.

  • Проведите на листе тонкую линию, пририсуйте параллельную к ней – вторую. Сделайте небольшие зазубрины на стволе и выведите из них основные ветви.
  • Наметьте гибкие, наклоняющиеся до земли, побеги. Заштрихуйте тело березки черными пятнышками и определите горизонтальной чертой место слияния ствола с землей.
  • Обведите толстыми линиями весь силуэт дерева. Разбросайте по веточкам листочки, напоминающие ромбики с округлым основанием и раскрасьте их зеленым фломастером.


Как нарисовать дерево карандашом – дуб

Этот вариант изображения лиственного дерева самый легкий.

  • Положите лист бумаги широкой стороной по горизонтали. Нарисуйте в верхней его части небольшую пушистую тучку – крона.


  • От нее наметьте линии, похожие на нос, брови, усы старичка-волшебника из восточной сказки. Обрисуйте листву фигурными изгибами, напоминающими высокую прическу с начесом.


  • Придайте контурам ствола объем, обведя его двойной чертой. Выведите извилистыми линиями крепкие ветки, подпирающие своей мощью кудрявую листву. Несколькими лучами, опущенными вниз и соприкасающимися к концам, изобразите вышедшие на поверхность земли корни.


  • Расположите в самой гуще кроны листья, образующие живую волнистую бахрому. Сотрите ненужную наметку и разрисуйте картинку красками.


Как нарисовать дерево карандашом – сосна

Нарисуйте сосну по схеме – это просто и доступно даже первокласснику.

  • Проведите на листе две прямые вертикальные линии, суживающиеся вверху. Справа и слева от них по числу ветвей изобразите кудрявые облака – будущая хвоя. Соедините тучки ветками, отходящими от ствола, в нижней части которого сделайте пару пенечков – остатки отломленных сухих сучков.


  • Прорисуйте ствол продольными черточками, изображая потрескавшуюся кору. Отделите волнистой чертой линию земли, поставьте под дерево палатку и расцветите акварелью свое художество.


Как нарисовать дерево карандашом – ель

Такую елку даже ребенок изобразит в несколько шагов.

  • Начертите вертикальную прямую, ограничив ее с двух концов отрезками. Продублируйте ее вторым лучом и соедините обе наметки в верхней точке – получите ствол.
  • Нарисуйте ветви-лапы, идущие от стволовой части в стороны: первая пара – вниз, остальные – вверх.
  • От каждой крупной лапы выведите мохнатые отростки. Усейте их густо мелкими иголочками, используя зеленый карандаш.
  • По такому же принципу оформите ствол дерева. Елка готова. Повесьте на нее разноцветные шарики, и – перед вами прекрасная аппликация для новогодней открытки.


Деревья рисовать всегда очень интересно и довольно просто. Главное – используйте наши советы, проявляйте наблюдательность, и у вас выйдет отличная картинка, которая украсит детский или школьный уголок.