«Унылая пора! Очей очарованье! Конспект интегрированного занятия в подготовительных группах Тема «Осенняя пора – очей очарование… Творческие виды деятельности.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Унылая пора очей очарованье!».

Цели: 1.Закрепить знания детей об осени.

2.Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе.

3 Активизировать словарь: листопад, золотая осень.

4. Учить видеть поэтическую красоту осени.

Предварительная работа: Беседы на тему «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Загадывание загадок, разучивание стихов, чтение художественной литературы по теме. Рисование.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышные природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Вопрос: « О каком времени года идет речь?» Как вы догадались? (Ответы детей)

Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? (Ответы детей).

Каким лес был вначале осени? Как называется это время, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые краски? (Золотая осень).

Это время года любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы-песни, художники-картины. А кто из вас знает стихи об осени? (Дети читают стихи)

Ребята, когда дует ветер, листья падают с деревьев на землю. Как называется дождь из листьев? (Листопад)

III.Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

(Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Снова кружатся на носочках.)

Н. Нищева

IV.Ребята, почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Ответы детей).

Но люди любят осень не только за красоту. Осень щедра дарами. Какими? (Ответы детей).

А как сейчас выглядят поля, сады и огороды? (Ответы детей)

Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему многие птицы улетают? (Ответы детей)

V. Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали осенний лес? Я предлагаю превратиться в художников и нарисовать осенний лес. (Дети рисуют осенний лес).

VI. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и пособием...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Разделы: Литература

Участники – учащиеся 5-11-х классов.

Цели урока: Способствовать формированию у учащихся интереса к литературе как учебному предмету. Развивать у учащихся навыки выразительного чтения. Содействовать эстетическому воспитанию школьников. Знакомство с творчеством поэтов - Увельчан.

Оформление: Зал празднично украшен. Презентация к музыкальным композициям.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, колонки, аудиозапись музыкальных произведений.

Звучит фонограмма П.И.Чайковского “Времена года”.

Ведущие выходят парами.

Ведущий 1: У Константина Паустовского есть такие слова: “Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жизни мало, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей российской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране”.

Ведущий 2:

Топи да болота.
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз,
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слушают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Ведущий 1: Федор Тютчев писал, что природа - не слепок, не бездушный лик. У нее есть свой язык. Очень важно, чтобы каждый человек научился понимать его. Тогда жизнь станет неизмеримо богаче и интереснее.

Ведущий 2. Наш поэтический конкурс мы посвящаем удивительно прекрасному времени года – осени. Сегодня прозвучат замечательные стихи об осени не только классиков русской литературы, но и наших земляков, поэтов - жителей Увельского района.

Ведущий 1. Оценивать выступления ребят мы пригласили уважаемых людей нашего села:___________

(Звучит песня “У природы нет плохой погоды”, муз. Андрея Петрова. Презент. №1)

1-й ведущий. Величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Широк и просторен мир.

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой.
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях.
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!

Ведущий 2. Стихотворение Марии Ивановны Трениной, жительницы посёлка Увельский “Осень, моя осень” читает уч. 5-го класса_______ Прилож. №5

2-й ведущий. Яркими красками украшает мир художница осень! Осень - самое красивое время года, хотя от нее порой и веет нежной грустью и печалью.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь...

(Ф.Тютчев “Осень”)

1-й ведущий. На фоне музыки:

Фея осень нарядила ясень и клены в желтое, осинки в красное платье, разрумянила их, как спелые яблоки, березкам вплела золото в кудри, а могучий дуб словно заковала в медную броню.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеет
То там, то здесь в листве сквозной.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

2-й ведущий. Кружась в воздухе, падают пожелтевшие листья: этот спускается парашютиком, тот - мотыльком. Начался листопад. Листья падали и падали, косо ложась на сырую землю и создавая мягкий ковер. Хорошо идти, шурша листьями, вдыхая пряный воздух. Тишина, умиротворенность и в природе, и на душе...

Мария Ивановна Тренина “Осень” читает уч. 6 кл._______________________ Прилож. №5

Ведущий 1:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят.
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат.
Листья ногой загребать.

Звучит песня “Желтые листья”, сл. И.Шеферана, муз. Р.Паулса. Презент.№2

Ведущий 2 . Короткая, но дивная пора - “бабье лето”, дни возврата тепла, солнечной погоды. “Весь день стоит как бы хрустальный” - эти слова Федора Тютчева относятся именно к этой поре.

Валентина Меркеева. Красногорск “Обращение к осени”. Читает уч. 8 кл.______________________________Прилож. №5

2-й ведущий. Закапал осенний дождь. Как по струнам гитары прошелся он по кронам деревьев. И задрожали цветные листья, приосанились умытые деревья, как будто заговорили меж собой.

Все потому, что жить умеем дружно,
Земле мы платим золотой листвой.
Гармония. Как это людям нужно!
Осенний лист, я понял шепот твой.

1-й ведущий. Мне кажется, есть две осени. Одна - радостная и пышная, богатая урожаем, другая - невидная собой: идет по лоскутьям преющей листвы под тихий плач дождя. Первую любят за щедрость, с какой она оделяет нас своим богатством, а вторую, печальную, - не очень.

Еще и солнце радуется.
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мертвый лист.

Леонтий Пронин. Посёлок Берёзовка “Осенние мотивы” читает уч. 11 класса________________________________________________ Прилож. №5

2-й ведущий. Поздняя осень - это время переживания чего-то торжественного и величавого. Это чувство кроется в надежде на то, что свет солнца нескончаем, что увядание природы - это лишь условие ее постоянного обновления, молодости, силы, здоровья.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало….

1-й ведущий. А кто-нибудь видел осеннее звездное небо? Звезды яркие, крупные и близкие. Кажется, протяни руку - и дотронешься.

Ты посмотри, какая в мире тишь,
Ночь обложила небо звездной данью,
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.

(В. Маяковский).

Валентина Меркеева “До свиданья, осень!” читает уч. 10 кл.______________________________Прилож. №5

2-й ведущий. Печален русский лес в эту пору, он притих и насупился, тишину нарушает лишь бормотание тетерева. А вот и певчий дрозд откликнулся, просвистел и оборвал свою песню. На опушке послышались прощальные голоса других птиц.

1-й ведущий. Но лес хорош даже и теперь. Нет солнца, но нет и тени, в мягком воздухе разлит осенний запах. Туман застыл над полями, сквозь обнаженные бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо. Кое-где на липах висят еще золотые листья. Земля упруга под ногами. Спокойно дышит грудь, а на душе - странная легкая тревога... Вся жизнь развертывается в памяти легко и быстро как свиток, и ничто этому не мешает - ни тебе ветра, ни шума.

2-й ведущий.

Унылая пора!
Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Звучит песня на сл. Сергея Есенина “Отговорила роща золотая”. Презент. №3

2-й ведущий. Осень - именно то время года, которое может сообщить человеку особенный прилив творческих сил. Так думали Пушкин, Тютчев. Пришвин. Многие русские писатели и художники пытались отобразить очарование осени. Признанным мастером русского пейзажа был Кайсарова Алла Владимировна 238-196-244

Исаак Левитан. Его наследие - около ста осенних пейзажей.

1-й ведущий. А вот для тружеников сельской нивы осень - это праздник урожая. Закончена страда, полны закрома и амбары: пора отдохнуть человеку и природе. В эти дни в поле завязывали последний сноп (пучок пшеничных колосьев), а в середину клали душистую краюшку свежего хлеба.

2 ведущий. Парни и девушки со смехом украшали сноп бусами и листьями, наряжали его в сарафан, иногда привешивали звонкие колокольчики, а потом все вместе с песнями шли в село. Молодежь пела да приговаривала:

Хлебушко, расти,
Времечко, лети,
До новой весны,
До нового лета.
До нового хлеба.

В старину в эти дни начинали играть и свадьбы, водить хороводы. Свахи и музыканты трудились не покладая рук. От шумного веселья, смеха, шуток и розыгрышей звенело в ушах.

Ведущий: Сергей Пронин. Посёлок Берёзовский “Осень” чит. Уч. 7 кл.__________ Прилож. №5

Ведущий. 1. Закончен наш поэтический конкурс. И пока жюри подводит итоги, мы предлагаем вам принять участие в конкурсе загадок.

1. За семьей семья в сосенках,
Малышата в клейких пленках.
Сжались в желтые комочки,
Словно маленькие кочки. (Маслята)

2. Без рук, без ног, а в подворотню лезет.
(Ветер)

3. Дождлива, да сыта. (Осень)

4. Над водой стоит с красной бородой. (Калина)

5. Он на толстой ножке белой,
В яркой шляпке загорелой,
Кто в лесу его найдет.

Тот от радости поет. (Белый гриб)

6. Он меж зелени желтеет.
Имя “хитрое” имеет.
Хоть и не кусается,
Странно называется. (Лисичка)

7. Сидит - зеленеет, падает - желтеет,
лежит - чернеет. (Лист)

8. Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Ведущий 2. Ребята, я предлагаю вам вспомнить главные приметы осени и сезонной непогоды? Например: Дым стелется - к непогоде.

  • Дым столбом - к морозу и солнцу.
  • Лягушки квакают - к дождю.
  • Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы - к дождю.
  • Комары гудят, вьются тучами - к теплому дождю.
  • В бабье лето ненастные дни - осень будет сухая.
  • Осенью тихая вода - хорошая зима, шумная - будут морозы, метели.
  • Если журавли полетят на Покров - жди мороза (14 октября Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы).
  • Ведущий 1. Осенью отмечают именины:

    Маргарита - по-русски значит жемчужина (это древнеримское имя), Мария - госпожа (древнееврейское имя), Максим - величайший (древнеримское имя), Михаил - подобный Богу (древнееврейское имя), Николай - побеждающий народы (древнегреческое имя).

    Эти имена пришли к нам вместе с христианской верой более тысячи лет назад. В старину, когда крестили ребенка, смотрели в святцы; какого святого сегодня праздник? Прочтут имя (бывает и несколько десятков) и выберут себе по нраву, например св. Симеона: “Ну что ж, и быть тебе Симеоном!”.

    Ведущий 2. Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей и всех участников.

    2-й ведущий.

    Осень дивная! Осень славная!
    Спасибо тебе за дни погожие!
    Спасибо за листопад веселый!
    За красоту лесов и полей - спасибо!

    1-й ведущий. Пройдет еще немного времени, и земля покроется белым снегом, переоденется на зимний лад.

    2-й ведущий.

    Снежные пушинки
    Падают с небес.
    В кружева оделся
    Молчаливый лес.
    Солнце из-за тучи
    Ласково глядит.
    И земля в алмазах
    На ветру блестит,
    Зеленеют ели
    В белой бахроме.
    Видится им лето
    В величавом сне.

    Ведущий 1. Впереди у нас новые радости: катания на санках, лыжах, коньках и, конечно же, каникулы. Как говорится, в родном краю плохой погоды не бывает - всякая погода благодать.

    Песня: “У природы нет плохой погоды".

    Литература

    1. Журнал “Воспитание школьников” № 7 2009 г.
    2. Русская поэзия. Сборник стихотворений русских поэтов классиков. М. Детская лит-ра 1989 г.
    3. Интернет. http://yandex.ru/
    4. Сборник стихов Увельского литературного объединения “Я сердце своё не могу успокоить”. “Урал” 2000.
    5. Сборник произведений членов литературного объединения “Букет созвучий” “Прикосновение души”. Челябинск. Каменный пояс. 2009.

    Перед тем, как окунуться в атмосферу творчества, давайте погуляем по осеннему парку. Осенний парк не любит шума, он молчалив. Вокруг тишина и такая красота, что хочется помолчать и навсегда запомнить эту удивительную картину «пышного увядания» природы.

    Подготовка к восприятию

    Звучит пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» («Октябрь»), видеоряд пейзажных картин.

      Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

      Ребята какое впечатление произвела на вас экскурсия в осенний парк? Выразите свои чувства, эмоции: - я любовался… - меня удивило…

    Меня восхитила…. – я не могу наглядеться…

      Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже?

      Подберите выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет:

      желтый (золотой, лимонный, янтарный)

      красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый)

      зеленый (изумрудный, малахитовый)

      голубой (лазурный, бирюзовый)

      Еще в осенней палитре есть медный и бронзовый цвет. Какие оттенки имеют эти цвета? (золотисто-коричневый)

      А какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке?

      Какой характер у этого произведения? Что вы представляете слушая эту музыку?

      Для многих поэтов осень – пора вдохновения, пробуждения к творчеству.

    Первичное чтение

    Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Осень – любимое время года Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь», - писал поэт. Не случайно одним из самых плодотворных периодов творчества у Пушкина является осень.

    Проверка первичного чтения

      Ребята как вы понимаете значение слов багрец, мгла, сени?

    Слово багрец произошло от слова багряный, обозначающего оттенки красного цвета.

    Мгла – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову).

    Сени – в деревенской избе в старину называли помещение между жилой частью дома и крыльцом.

      Какое настроение вызывает это стихотворение?

      Какой рисует поэт осень? Почему?

    Повторное чтение

      Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса -

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса,

      Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками «очаровательной» золотой осени.

      В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

      «Ветра шум и свежее дыханье» приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако кого могут испугать «отдаленные седой зимы угрозы», если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить «и редкий солнца луч», и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней.

    Анализ произведения

      Какая картина вам представилась?

      Какие художественные средства помогают нам представить осеннюю картину?

      Какие строки вам показались необычными?

      Как могло быть названо стихотворение?

      А какие ассоциации вызывает у вас осень?

    Обобщающая беседа

      Как вы думаете, для чего поэт написал это стихотворение?

      Что на вас произвело наибольшее впечатление?

      А вам нравится осень? Чем именно?

      Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «Унылая пора!»?

    Для Пушкина «пышное» увядание природы - само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе, «как нелюбимое дитя в семье родной», «красою тихою, блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.

    Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор произведения осенние картины. Ему кажутся прекрасным не только богатое убранство осенней природы, одетой «в багрец и золото», но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота природы пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью.

    Творческие виды деятельности

      Выучить стихотворение наизусть.

      Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

      Сочинить своё стихотворение об осени.

    Интегрированное занятие в подготовительных группах

    Тема «Осенняя пора – очей очарование…»

    Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

    Задачи:

      Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой, воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме;

      Вызвать любование красками осенней природы в процессе слушания художественных текстов;

      Вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух;

      Закрепить знание народных примет;

      Учить детей самостоятельно и выразительно исполнять знакомые песни, танцы.

      Закреплять умение изображать характерные особенности растений, животных и птиц, делающие образ выразительным;

      Способствовать воспитанию бережного отношения к растениям и животным.

    Материал и оборудование:

    Техническое оснащение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный центр.

    Репертуар:

    Песня «Осень – грустная пора» муз. О. Девочкиной, сл. Г. Якуниной;

    Песня «Журавушка» муз. Е. Зарицкой, сл. А. Вольского

    карточки с явлениями природы по временам года; осенние листья, карточки с птицами.

    Ход занятия.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть красивые осенние пейзажи.

    В. Ребята, обратите внимание какие краски использовала художник- Осень при разукрашивании осеннего леса?

    Д. желтые, красные, зеленые, багряные, золотые….

    В. А как называется картина на которой изображена природа?

    Д. пейзаж

    В. А как называются художники, которые рисуют пейзажи?

    Д. пейзажисты

    В. Каких художников – пейзажистов вы знаете?

    Д. Левитан, Шишкин, Крылов

    Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

    П. здравствуйте, ребята. Я почтальон тутошний – Печкин. Получите письмецо. Заказное.

    В. Спасибо, Печкин. До свидания.

    Печкин уходит.

    В. Ребята, посмотрите какое красивое письмо! И украшено все осенними листочками. Кто же мог прислать нам такое письмо?

    В. (читает) дорогие ребята, приглашаю вас ко мне в гости в волшебный музыкальный лес. Осень.

    А вам хотелось бы пойти в гости к Осени?

    Д. хотелось бы.

    Но ведь по правилам хорошего тона в гости ходят с подарком. А что мы могли бы подарить Осени?

    Дети высказывают свои предположения.

    В. Самый лучший подарок – это то что вы могли бы сделать сами. Я предлагаю вам сделать красивое панно «Лес, точно терем расписной…» и подарить его Осени. Посмотрите, основа композиции у нас готова. Какие растения растут в лесу?

    Д. деревья, ели, сосны, кустарники…

    В. Кто хотел бы сделать деревья для нашей композиции?

    Выбирают несколько человек, которые будут украшать композицию деревьями

    В. А кто живет в осеннем лесу?

    Д. животные

    В. Кто хочет заселить в наш осенний лес животных?

    Выбирают несколько человек

    В. Как вы считаете, кто является украшением осеннего неба?

    Д. перелетные птицы.

    Выбирают несколько человек, которые будут вырезать лебедей.

    В. Я предлагаю вам вырезать и поместить на панно всех обитателей осеннего леса.

    Дети выполняют работу, наклеивая на панно деревья, животных и птиц.

    В. Какое красивое панно у нас получилось! Теперь можно и в гости отправляться.

    Дети по листьям идут в музыкальный зал.

    В музыкальном осеннем лесу детей встречает Осень.

    Осень (поет): Доброе утро!

    Дети: Доброе утро!

    Осень: Я очень рада, что вы откликнулись на мое приглашение – посетить мой волшебный лес. Без вас мне скучно, песен никто не поет.

    Д. А мы к тебе с подарком.

    Осень. Спасибо. Какое красивое панно. Повешу его. Пусть украшает мой волшебный лес. А вы рассаживайтесь, дорогие гости.

    А стихи обо мне вы знаете?

    Дети читают стихи об осени.

    В. А. С. Пушкин написал об осени много стихов. Какое стихотворение А.С.Пушкина вы знаете?

    Д. «Уж небо осенью дышало…»

    В. Кто прочтет это стихотворение?

    Дети читают осенние стихи. А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

    В: Какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или тревожное?

    Дети: Красивое, немного грустное.

    В: Почему это стихотворение грустное?

    Дети: Солнышко уже реже светит, день становится короче, птицы улетают в теплые края.

    В: А вот сейчас мы узнаем, действительно ли осень грустная пора.

    Дети исполняют песню «Осень грустная пора»

    В: Ребята, а какие времена года вы знаете.

    Дети…

    В: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Времена года». Я покажу вам карточки, а вы мне скажите, какому времени года соответствует данное явление.

    Проводится дидактическая игра «Времена года» 3-4 мин.

    В: Скажите пожалуйста, девочки и мальчики, сколько месяцев в году?

    Дети:…

    В: Правильно, все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

    Дети:…

    В: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

    Дети: Златоцветом, рябинником, птичья стая.

    В: Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле, в огороде?

    Дети: Собирают урожай овощей, вспахивают поля, сажают озимые хлеба.

    В: Все мы рады осени – времени сбора урожая!

    Дети исполняют хоровод «Здравствуй осень»

    В. А чем занимаются в сентябре животные?

    Дети. Готовят норки к зиме. Делают запасы.

    В: Ушел сентябрь, а вслед за ним какой пришел месяц?

    Дети:…

    В: Как в народе называют октябрь?

    Дети: Листопадником.

    Девочки исполняют танец «Листопад»

    В: Октябрь капризный месяц. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко светит, то дождик надоедливый заморосит. Все приметы осени были когда – то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

    Дети: Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

    Появление комаров к поздней осени – к мягкой зиме.

    Если сухие листья шуршат на деревьях, то это к теплой зиме.

    В: Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? Почему?

    Дети: Ласточки и стрижи. Потому что питаются комарами и мошками, а они рано прячутся

    В: Какие чуть попозже?

    Д: Журавли, грачи, кукушки. Потому что могут питаться не только насекомыми, но и зернами и ягодами

    В: А какие птицы улетают последними?

    Дети: Гуси, утки, лебеди.

    В: Все птицы улетают по - разному. Как летят утки?

    Дети: Друг за другом.

    В: А гуси?

    Дети: Косяком.

    В: Как улетают журавли?

    Дети: Клином.

    В: Попрощаемся с ними и скажем им спасибо за песни красивые и радостные, за то, что деревья защищали от вредителей, за то, что поднимаясь в небо, помогают нам мечтать о полете.

    Дети исполняют песню «Журавушка» А. Зарицкой.

    В: Как называют птиц, улетающих в теплые края?

    Дети: Перелетные.

    В: А как называют птиц, которые зимуют у нас?

    Дети: Зимующие.

    В: Скажите, как мы можем позаботиться о зимующих птицах?

    Дети: Сделать кормушки и подкармливать их.

    В: Чем занимаются в октябре люди?

    Дети: Собирают грибы, утепляют дома, засаливают капусту….

    В. Правильно. В народе говорят- в сентябре пахнет яблоками, а в октябре – капустой.

    Проводится пальчиковая гимнастика «Засоли капусту»

    В: Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его миссия – соединить осень с зимой. Как называется в народе ноябрь?

    Дети:….предзимник, ворота зимы.

    В: Чем занимаются наши лесные жители в ноябре?

    Дети: Спрятались в свои норки и кушают припасы, зайцы меняют шубку с серой на белую и дрожат от страха, медведи и ежи впадают в спячку.

    В: Какие работы у людей в ноябре?

    Дети: Собираются на посиделки, пьют чай, поют песни, женщины вяжут теплые вещи, бабушки рассказывают сказки.

    В: Какие же посиделки без веселых казачьих игр…..?

    Проводится подвижная игра « Ленты голубые»

    В: Если раннюю осень называли «золотой», то позднюю – «серебряной». Почему?

    Дети: В ноябре на лужах появляется лед, звенят на ветру ветви деревьев и часто одеваются веточки тонким серебряным инеем.

    В: Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену,

    Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню – Зиму.

    Осень. а я для вас ребята угощенье припасла. Урожай сняла богатый: все гостинцы получайте да и осень вспоминайте.

    Д. спасибо, осень за угощение. До свидания.

    Стихотворение в октавах «Осень» А. С. Пушкина написано осенью в 1833 году во время второго приезда поэта в с. Болдино, по возращению с Урала.

    Как в прозе, так и в стихах А. С. Пушкин неоднократно писал, что осень – его любимая пора года, время его вдохновения, творческого подъема и литературных трудов.

    Поэт неспроста был рад осени и считал ее временем своего расцвета: вторая осень А. С. Пушкина в имении Болдино протяженностью в полтора месяца оказалась не менее плодотворной и богатой на произведения, чем первая, эпохальная, Болдинская осень 1830 года.

    Наиболее известен отрывок «Унылая пора! Очей очарованье!», являющийся VII октавой стихотворения «Осень», принадлежит к пейзажной лирике А. С. Пушкина. Строки отрывка являют собой законченную картину, реалистически точно передавшую пробуждение поэзии в душе вдохновленного любимой порой поэта.

    Стихотворный размер отрывка – шестистопный ямб; строфа стихотворения – октава.

    Унылая пора! очей очарованье!

    Произведение «Осень», и в частности отрывок, не было опубликовано при жизни автора, впервые его издал В. А. Жуковский в посмертном собрании произведений А. С. Пушкина в 1841 году.

    Предлагаем Вашему вниманию и текст стихотворения полностью:

    Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

    Последние листы с нагих своих ветвей;

    Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

    Журча еще бежит за мельницу ручей,

    Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

    В отъезжие поля с охотою своей,

    И страждут озими от бешеной забавы,

    И будит лай собак уснувшие дубравы.

    Теперь моя пора: я не люблю весны;

    Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

    Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

    Суровою зимой я более доволен,

    Люблю ее снега; в присутствии луны

    Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

    Когда под соболем, согрета и свежа,

    Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

    Как весело, обув железом острым ноги,

    Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

    А зимних праздников блестящие тревоги?..

    Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

    Ведь это наконец и жителю берлоги,

    Медведю, надоест. Нельзя же целый век

    Кататься нам в санях с Армидами младыми

    Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

    Ох, лето красное! любил бы я тебя,

    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

    Ты, все душевные способности губя,

    Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

    Лишь как бы напоить, да освежить себя —

    Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

    И, проводив ее блинами и вином,

    Поминки ей творим мороженым и льдом.

    Дни поздней осени бранят обыкновенно,

    Но мне она мила, читатель дорогой,

    Красою тихою, блистающей смиренно.

    Так нелюбимое дитя в семье родной

    К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

    Из годовых времен я рад лишь ей одной,

    В ней много доброго; любовник не тщеславный,

    Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

    Как это объяснить? Мне нравится она,

    Как, вероятно, вам чахоточная дева

    Порою нравится. На смерть осуждена,

    Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

    Улыбка на устах увянувших видна;

    Могильной пропасти она не слышит зева;

    Играет на лице еще багровый цвет.

    Она жива еще сегодня, завтра нет.

    Унылая пора! очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса —

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

    И с каждой осенью я расцветаю вновь;

    Здоровью моему полезен русской холод;

    К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

    Чредой слетает сон, чредой находит голод;

    Легко и радостно играет в сердце кровь,

    Желания кипят — я снова счастлив, молод,

    Я снова жизни полн — таков мой организм

    (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

    Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

    Махая гривою, он всадника несет,

    И звонко под его блистающим копытом

    Звенит промерзлый дол и трескается лед.

    Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

    Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

    То тлеет медленно — а я пред ним читаю

    Иль думы долгие в душе моей питаю.

    И забываю мир — и в сладкой тишине

    Я сладко усыплен моим воображеньем,

    И пробуждается поэзия во мне:

    Душа стесняется лирическим волненьем,

    Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

    Излиться наконец свободным проявленьем —

    И тут ко мне идет незримый рой гостей,

    Знакомцы давние, плоды мечты моей.

    И мысли в голове волнуются в отваге,

    И рифмы легкие навстречу им бегут,

    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

    Минута — и стихи свободно потекут.

    Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

    Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

    Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

    Громада двинулась и рассекает волны.

    Плывет. Куда ж нам плыть?. . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . .