Опорные конспекты по всеобщей истории. Опорные конспекты на уроках истории


▫ Делянки с горелым лесом государство отдает лесозаготавливающим компаниям за копейки, а они его уже продают по нормальной рыночной цене. Дело в том, что во время пожара сгорает только кора дерева, но не ствол - ствол, который идет на продажу, остается целым. На портале Change.org появилась петиция (https://goo.gl/BUIq6W) о том, что необходимо запретить продажи горелого леса по ценам ниже рыночных, так как ежегодно лес поджигают с целью дальнейшего выкупа по низкой цене. Люди задыхаются, экология страдает, на тушение поджаров тратятся огромные деньги из бюджета. Но проблема решаема - прецедент уже есть: как только специальными указами цены на горелый лес становятся не ниже, чем на обычный, новые пожары почему-то не возникают. Загадка... Становится невыгодным палить лес, потому что не получится скупить его за бесценок. Но такие указы отменяются как противозаконные, лес продолжает гореть с каждым годом все сильней, мы и наши дети всё сильней задыхаемся. Пожарами можно замести следы незаконных вырубок, но все же это не основная причина, так как заниматься незаконной вырубкой опасней, чем просто поджигать лес - с поджогом риск, что тебя заметят в тысячу раз меньше (а судя по тому, что за многие годы никого не заметили, риска нет вообще). Это происходит не первый и не второй год, а продолжается много лет. И судя по возрастающим объемам горящего леса, темпы сбавлять никто не собирается. По данным со снимков из космоса в одной только Иркутской области горит 750 тыс. гектаров леса (по информации Гринпис официальные данные занижены в 770 раз https://goo.gl/sDXEm4). После вырубки и продажи 1 гектара леса компания-лесозаготовитель получит около миллиона рублей! А теперь попробуйте умножить 750 тысяч гектаров на один миллион рублей, чтобы узнать потенциальную прибыль (750.000 на 1000.000=750.000.000.000 рублей)... Хорошо, если калькулятор не сломается... Кажется ли теперь случайностью, когда лес никто не спешит тушить? (https://ok.ru/profile/570734678960/statuses/70129371985328)
▫ Ир, они переделали все учебники, теперь дети нифига не могут запомнить. Перышкин написал физику, но если в 58 году Перышкин писал: Физическую величину ВСЕГДА можно измерить. Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу ИЗМЕРЕНИЯ. Это было правило, выделенное жирным. А в 2019 году Перышкин как бы есть, но как бы его и нет. Теперь первую фразу кто-то вывел из правила и убрал слово ВСЕГДА. Далее идет жирным: Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу А слово Измерения выкинули. Все, весь смысл и визуализация правила потеряны. Дети больше не понимают, что такое ОДНОРОДНАЯ величина. Потому что Начало и конец правила изменен. Всего ДВА слова и не там жирный шрифт и правило потерялось. Вот так. Современные улучшатели такого понаделали, что Писча - это вполне себе еще хорошо. Это еще счастье, что есть Истоки, есть с чем сравнить их ФГОСы. Собрали-разобрали машинку и лишние болтики остались...

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Слово «конспект » пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла .

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1 .

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2 . Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3 .

Рисунок 3. Оболочка план – конспекта


Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков:
Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира:

http://ric.uni-altai.ru/scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book .. - 32К -
3 док.
  • Как определить страстность веры
    Опорные конспекты по истории средних веков.
    Борис ЕрмолаевиЧ Андюсев составил пособие для педагогов под доверительным названием "Опорные конспекты по истории средних веков".

    http://religion.ng.ru/printed/printing/1999-11-24/7_determine.html - 9К -
  • Интернет-магазин ЗАО "_Демонстрационная компания_": Демо-магазин портала Everest ...
    Интернет-магазин БЕСПЛАТНО. Демонстрационный интернет-магазин портала Everest.ru. Подключение к торговому порталу (более 30000 товаров). Любые виды сервиса по поддержанию, обслуживанию, созданию
    Опорные конспекты по истории средних веков.
    Опорные конспекты по истории древнего мира.

    http://demo.everest.ru:8101/CGI/printPage.cgi?f=161929&p=71 - 151К -
    1 док.
  • http://shopbooks.narod.ru/book/1690_5.html

    Опорные конспекты по истории древнего мира:
    Опорные конспекты по истории России:

    http://shopbooks.narod.ru/book/1690_5.html - 24К - 23.08.2002 -
    5 док.
  • СПИСОК ИЗДАНИЙ КОИПКРО,
    Опорный конспект по истории
    http://koipkro.kaluga.ru/publikac.htm - 27К - 05.04.2002 -
    1 док.
  • TOOYOO.RU: магазин
    Интернет-магазин книг, аудио/видео продукции, CD-ROM, карт экспресс оплаты и т.д.
    Опорные конспекты к учебнику `Русский язык.
    Опорные конспекты по истории средних веков.

    http://shop.tooyoo.ru/index.php3?cat_id=1445&page=12 - 22К -
    4 док.
  • Книжный мир
    Книжный Интернет-магазин, открывающий доступ к более чем 40 000 наименований. Заказ, доставка, поиск в каталогах и по ключевым словам.
    Опорные конспекты по истории России Пос.д/учит.

    http://books.pif.ru/catalog.php3?cat2=21&find=468&start=225 - 37К -

    1. истории , директора Аэрокосмического лицея N6 г.Калугм В.И. Комиссарова "Проблемный урок в курсе...
      ... автором опорных конспектов по истории истории России)

      http://2001.pedsovet.alledu.ru/index.php?c=23 - 33К -
      4 док.
    2. Группа компаний "ШАНС" Старый Оскол | Магазин "Библиосфера"
      Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России:
      http://www.shansgroup.ru/shops/books/kat.php?limit=101&total=213&to=120&i=6&cl=3 .. - 14К -
      3 док.
    3. Результаты поиска по ключевому слову в НБ ДВГУ
      Опорные конспекты по истории средних веков:
      , методика преподавания истории , средневековье, средние века, учебные пособия,

      http://marbio-www.dvgu.ru/lib/keywbook.asp?keyw=%EC%E5%F2%EE%E4%E8%EA%E0+%EF%F0% .. - 32К -
      1 док.

    4. Электронный журнал "Вопросы Интернет-образования"
      Поэтому составить опорные конспекты по истории физических теорий.
      В данной работе представлены опорные конспекты по трем темам курса физики - "Механика", "Молекулярная физика и термодинамика" и "Основы...

      http://penza.fio.ru/vio/03/resource/Print/art_8_1_8.htm - 11К -
      2 док.
    5. Опасноe - Первая
      Опорные конспекты по истории древнего мира:
      Опорные конспекты по истории древнего мира.

      http://alaman.narod.ru/alllashop/161.html - 117К - 23.08.2002 -
      1 док.
    6. Секция учителей общественных дисциплин
      В рубрике "Доклады" опубликована статья учителя истории , директора Аэрокосмического лицея °6 г.Калугм В.И. Комиссарова "Проблемный урок в курсе...
      ... автором опорных конспектов по истории древнего мира и средних веков) и Л.А.Кацва (автором серии учебников и учебных пособий по истории России)

      http://pedsovet.alledu.ru/index.php?c=23&first_news=0&r= - 33К -
      3 док.
    7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПИСОКИ
      Опорные конспекты по истории др. мира.
      http://www.avtlg.ru/~uchitel/dopspis.htm - 85К -
      1 док.
    8. Электронный каталог учебных изданий
      Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков:
      http://ndce.ru/scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book.Print_Re .. - 34К -
      2 док.
    9. Древний мир. Книга почтой. Продажа книг в on-line книжном магазине. Доставка...
      Заказ on-line по Каталогу книг видеокассет аудиоCD и DVD разобраных по различным жанрам Мы сотрудничаем с оЗоном крупнейшим в России электронным магазином Здесь продаются книги видео
      Опорные конспекты по истории древнего мира.
      Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://lovedepot.chat.ru/book/52.HTM - 24К - 06.04.2001 -
      1 док.
    10. БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЗА АВГУСТ 2002 ГОДА
      Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории древнего мира.
      Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://VirLib.EUNnet.net/books/sclibUSU/VIII2002/bul82.htm - 51К - 20.09.2002 -
    1. в Рунете:.
      413. России: учебник
      ... исторических документов, исторические карты и таблицы, хронология, календарь исторических событий, опорные конспекты по истории России.

      http://konkurs.auditorium.ru/konkurs/cat/indexh.php?start=411 - 25К -
      | 3 док.
    2. 5-й класс
      Опорные конспекты к учебнику `Русский язык.
      Опорные конспекты по истории древнего мира.

      http://books.kupisam.ru/cat/100604.4.html - 34К -
      2 док.
    3. Отдел учебно - методической литературы
      Опорные конспекты по истории средних веков 6 класс:
      http://www.gerion.udm.net/gumani.htm - 51К - 15.08.2002 -
      1 док.
    4. : программа для музучилищ и училищ искусств: Чему и как учить: Инфоцентр...
      Степанищев А. Опорные конспекты по истории России.
      практическое занятие по работе с опорными конспектами ;

      http://www.gnesin.ru/teach/history.html - 122К - 04.12.2002 -
    5. http://block90.SHOP-ONLINE.ru/
      594. Опорные конспекты по истории древнего мира.
      595. Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://block90.SHOP-ONLINE.ru/ - 73К - 02.02.2003 -
      1 док.
    6. http://eshopofbooks.narod.ru/1445_4.html
      Книжный Интернет-Магазин. Доставка почтой и курьером. Удобные способы оплаты. Низкие цены.
      Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://eshopofbooks.narod.ru/1445_4.html - 34К - 23.08.2002 -
      2 док.
    7. 6-й класс (166 книг) - Магазин Озон - Наши лучшие интернет-магазины
      6-й класс (книг 166) - Интернет-магазин Озон - Проект "Наши лучшие интернет-магазины". Поиск и покупка книг, видео, cd. Новые поступления. Очень большой выбор и умеренные цены.
      Опорные конспекты по истории средних веков.

      http://shopnow.h1.ru/books.shtml?topic=11&page=2 - 30К - 07.06.2002 -
      2 док.
    8. ПТУ N 44 >> Материально-техническая база
      Кабинет истории и правовых знаний
      ... задания по всей истории , многоуровневые опорные таблицы по курсу правоведения, опорные конспекты по истории Украины, карты, методимеские разработки.

      http://www.ptu44.lg.ua/mtb.htm - 26К - 30.12.2002 -
      1 док.
    9. Опорные конспекты
      Учитель истории В. Селеменев прислал в ХРОНОС опорные конспекты , описывающие несколько периодов отечественной истории .
      Сами опорные конспекты - дело весьма специфическое и индивидуальное, поэтому мы предалаем их вам с учетом, что вы сможете самостоятельно извлечь из...

      http://www.hrono.ru/metodika/opor_konsp.html - 7К - 16.08.2002 - строгое соответствие
      1 док.
    10. Библиография
      Опорный конспект "Господин Великий Новгород" - Оберман В.Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преп. ист. в шк.
      Опорный конспект "Киевская Русь на рубеже X-XI веков" - Оберман В.Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преп. ист. в шк.

      http://ipk.admin.tstu.ru/struct/GumZikla/kabist/Bibliografiya/Bibliografiya.htm - 12К - 20.11.2001 - строгое соответствие
    1. http://archive.1september.ru/his/1997/no10.htm
      Урок проводится в Х классе в рамках изучения истории по линейной структуре.
      ... одним из основных элементов работы может стать составление опорных конспектов , помогающих уяснить структуру созданного в 1922 г. псевдофедеративного...

      http://archive.1september.ru/his/1997/no10.htm - 11К - 01.04.2001 - строгое соответствие
      13 док.
    2. Система опорных конспектов
      Использование опорных конспектов (ОК) позволяет определить минимум необходимых теоретических и методологических знаний, необходимых умений и навыков...
      ... знаний ] [ Работа с понятийным аппаратом ] [Система опорных конспектов ] [ Отработка теоретического материала ] [ Методы обучения ] [ Приемы и формы...

      http://www.altai.fio.ru/projects/group1/potok15/site/P1/ok.htm - 4К - 02.11.2001 - строгое соответствие
      20 док.
    3. List SOFT. Опорные конспекты по биологии
      Опорные конспекты по биологии в книжном магазине ListSOFT.
      ... школы | Для техникумов и вузов | Дошкольник | Другие предметы | Иностранные языки | | Культурология | Логика | Математика | Общая экология...
      Опорные конспекты , составленные в виде схем и таблиц, в сжатой и визуально воспринимаемой форме охватывают большой объем текстового материала, ...

      http://books.listsoft.ru/book.asp?cod=81970&rp=130&up=1 - 19К - строгое соответствие
      8 док.
    4. http://www.prosv.ru/literatura/osn/hudkult_osn/619.html
      Учебный путеводитель дает опорные схемы-конспекты по истории русской художественной культуры с учетом этапов ее развития от IХ до ХХ века.
      Каждая опорная схема-конспект сопровождается кратким комментарием, раскрывающим основные традиции различных видов искусства, философии, науки.

      http://www.prosv.ru/literatura/osn/hudkult_osn/619.html - 5К - строгое соответствие
      Издательская продукция | 5 док.
    5. Книжный магазин Inline.RU России: преподавание в школе: УКчебное пособие
      INTERLINE - Оперативный обзор финансово-экономической ситуации в России, полный спектр актуальной информации: новости on-line, котировки акций, курсы валют, официальные бюллетени ЦБ РФ, графики.
      истории
      опорных конспектов

      http://books.inline.ru/book.asp?cod=108388&rp=34&up=1 - 18К - строгое соответствие
      4 док.
    6. Отечества: преподавание в школе: Учебное пособие:: КонсультантПлюс...
      истории
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.consultant.ru/book.asp?cod=109491&rp=34&up=1 - 14К - строгое соответствие
    7. Книжный магазин на @Рунет - Отечества: преподавание в школе: Учебное...
      Новости: не количество, но качество.
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.atrunet.ru/book.asp?cod=109491&rp=34&up=1 - 18К - строгое соответствие
      5 док.
    8. Шилова О.А. - ВИРТУАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЭКСПЕРИМЕНТ В ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАУКИ"
      ... определяющее минимум информации, которую целесообразно предъявить учащимся; опорный конспект по содержанию эксперимента, структурированный на основе...
      Сайт содержит библиографический список по истории экспериментальных исследований в физической науке.

      http://www.BITpro.ru/ITO/2002/II/1/II-1-363.html - 13К - 28.11.2002 - строгое соответствие
    9. Информационный сайт "Учительской газеты"
      Информационный сайт Учительской газеты
      ... в которых используются графические символы и образы - опорные конспекты , создаваемые с помощью компьютера. Предлагаю один из вариантов таких ОК.
      Опорные конспекты по современной истории имеют ряд особенностей, обусловленных новизной материала, что создает трудности не только для его...

      http://www.ug.ru/02.26/t13.htm - 40К - строгое соответствие
    10. Октябрьская
      истории .
      Опорные конспекты Опорные конспекты в обучении физике.

      http://nsk.fio.ru/works/moshkovsky/Octjab.htm - 11К - строгое соответствие
    1. Тренинги, тренинговые компании, управление персоналом, кадровый менеджмент...
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.hrm.ru/book.asp?cod=109491&rp=34&up=1 - 14К - строгое соответствие
      6 док.
    2. Содержание 19 номера
      Опорный конспект
      развития естествознания

      http://www.1september.ru/ru/fiz/2002/19/cont19.htm - 3К - 31.05.2002 - строгое соответствие

    3. Опорно -динамические схемы (ОДС) - понятие, вводимое в текст с целью разграничения описываемых ниже схем и опорных конспектов В.Ф. Шаталова.
      До некоторой степени исключением стали опорные конспекты по методу Шаталова, но и их применение на уроках истории вызывает немало обоснованных.

      http://сайт/shatopcon.htm - 39К - 27.12.2002 - строгое соответствие
      2 док.
    4. Российское: Химия
      ... для школьников по следующим предметам: физика, химия, экология и биология, математика, психология, , русский язык и, информатика и...
      Опорные конспекты по химии

      http://search.informika.ru/db/catalog/142/1748 - 15К - строгое соответствие
    5. Октябрьская
      ... русскому языку с использованием учебнометодического комплекса Бабайцевой; Лаптев В.А.- Использование информационных технологий в обучении истории .
      ... сотрудничества в обучении математике; ФисюраЛ.А.- Опорные конспекты в обучении русскому языку;НикитенкоИ.М.- Опорные конспекты в обучении физике.

      http://www.websib.ru/users/moshkovsky/Octjab.htm - 11К - 14.12.2001 - строгое соответствие
      4 док.
    6. Страничка МОСШ °32 г. Нижневартовска
      Страница МОСШ°3 г.Нижневартовска
      _-опорные конспекты на уроках истории .

      http://www1.nvartovsk.wsnet.ru/~school/school_32/exp.htm - 6К - 03.04.2002 - строгое соответствие
      1 док.
    7. Информация о книге
      ... и иные тексты, призванные облегчить преподавание первобытной истории и истории древнего мира в основной школе (5 класс) и в старших классах. Многие...
      учителям и старшеклассникам, но и всем интересующимся древнейшей и древней историей .

      http://service.1september.ru/public/books/aboutbook.php?num=35 - 1К - строгое соответствие
      2 док.
    8. Первый курс
      Лекция 7: Наука и религия (Опорный конспект ) - Владимир, 2001, 16 с.
      отечества

      http://ivt-vlgu.narod.ru/edu/1st-sem/ - 8К - 31.01.2003 - строгое соответствие
      1 док.
    9. Журналы
      Познавательные игры в курсе истории средних веков
      Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

      http://lib1.ssau.ru/~edd/cgi-bin/jcontent.cgi?password=&name=оПЕОНДЮБЮМХЕ%20ХЯРН.. - 6К - строгое соответствие
    10. WWW.SHPL.RU
      о.а.мацкайлова Познавательные игры в курсе истории средних веков
      Н.И.КУЛАКОВА Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

      http://www.shpl.ru/docdel/jcont.php?name=prepad&year=1999&nm=08 - 10К - строгое соответствие
    1. De Facto - книжный Internet-магазин
      De Facto - книжный Internet-магазин. Продажа книг. Быстрый поиск и подробный тор. Доставка товара курьером, по почте
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов

      http://www.defacto.ru/binfo.asp?cod=109491&up=1&rp=34 - 11К - строгое соответствие
      6 док.
    2. Выпускные работы слушателей РРЦИО

      Использование опорных конспектов на уроках истории

      http://www.rcio.rsu.ru/webp/works/works.htm - 47К - 09.10.2002 - строгое соответствие
    3. Методика применения мультимедийного курса истории
      Опорные конспекты более удобны для быстрой активизации ранее полученных знаний непосредственно накануне экзамена.
      ... страдающие от недостатка аудиовизуальных материалов к уроку) - иллюстрированные опорные конспекты более удобны для быстрого извлечения из учебника...

      http://www.tretyakov.ru/russian/events/eva/eva99/d10/dr10-07.htm - 42К - 22.01.2003 - строгое соответствие
    4. co@libri в Калининграде
      ... на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории , освоение конкретных методик проведения различных видов и форм...
      500 проблемных задач; около 270 единиц средств наглядности; около 30 опорных конспектов ; синхроническая таблица; материалы компьютерной программы и др...

      http://books.koenig.ru/binfo.asp?cod=109491&up=1 - 11К - строгое соответствие