Что такое код кбк. Что такое КБК в реквизитах и где его взять? Экономическая классификация доходов

Коды бюджетной классификации (КБК) — это не просто набор цифр, это по сути план счетов учета доходов и расходов бюджета России. Предлагаем вам краткое описание структуры кода доходов по налоговым поступлениям в бюджет. Полное можно найти в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Структура кода доходов

Пояснения

Структура кода доходов представлена в виде трех составных частей.
  • Администратор
  • Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)
  • Подвид доходов бюджета (группа, и аналитическая группа)
Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений. Администраторами, например, являются Федеральная налоговая служба (код 182), Фонд социального страхования (код 393), Пенсионный фонд (код 392)

Вид доходов является единым для всех бюджетов страны и включает в себя:

  • группу
  • подгруппу
  • статью
  • подстатью
  • элемент (определяет вид бюджета).
Группа доходов имеет следующие значения:
  • 100 — налоговые и неналоговые доходы;
  • 200 — безвозмездные поступления.
Группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» (а нас в этой статье интересует только она) содержит следующие подгруппы доходов:
  • 101 — налоги на прибыль, доходы;
  • 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 103 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 104 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 105 — налоги на совокупный доход;
  • 106 — налоги на имущество;
  • 107 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 108 — государственная пошлина;
  • 109 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 110 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 111 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 112 — платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 113 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
  • 114 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 115 — административные платежи и сборы;
  • 116 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 117 — прочие неналоговые доходы;
  • 118 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов:

01 — федеральный бюджет;
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
04 — бюджет городского округа;
05 — бюджет муниципального района;
06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
12 — бюджет внутригородского района;
13 — бюджет городского поселения.

Код подвида доходов бюджетов применяется для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов. Он состоит из двух частей: группа подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды КБК) и аналитическую группа подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды КБК). Все эти коды утверждены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации

Группа подвида при администрирование налогов и сборов установлены следующие:

  • 1000 — налог (сбор)
  • 2100 — пени
  • 2200 — проценты
  • 3000 — штрафы
При администрировании взносов возможны другие группы. В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют группу подвида 1010, а взносы на медстрахование 1013.

Для уплаты административных и налоговых штрафов используется группа подвида 6000.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух групп: 100 — доходы и 400 — выбытие нефинансовых активов. Нас интересует только первая.

Группа доходов детализирована статьями 110 — 180:

  • статья 110 «Налоговые доходы». По этой статье уплачиваются налог на прибыль, НДФЛ, НДС и прочие налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом;
  • статья 120 «Доходы от собственности». Сюда относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». К этой статье относятся доходы от оказания платных услуг (работ) организациями госсектора и органами власти;
  • статья 140 «Суммы принудительного изъятия». По этой статье уплачиваются, в частности, недоимки, пени и штрафы по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов». Из названия понятно, что туда относится;
  • статья 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование». Сюда относятся поступления во внебюджетные фонды страховых взносов, а также пеней и штрафов.
  • статья 170 отсутствует
  • статья 180 «Прочие доходы». К этой статье относятся все те доходы, которые не включаются в вышеперечисленные статьи.
Надеемся, что вам стало понятнее, что такое КБК и почему там так много цифр.
КБК-2018 есть в наших И помните, что коды прошлого года могут не действовать в текущем, даже если вы уплачиваете налог за прошлый год.

На 2017 год Министерством финансов были внесены изменения в КБК. Что такое КБК и что нам принесут изменения? Известно, что были введены новые и отменён ряд прежних. В этой статье можно найти данные об этих процессах. Прежде всего будет разъяснена аббревиатура КБК - это код бюджетной классификации, и его значение касается всей финансовой деятельности государства, от крупнейших корпораций до до каждого отдельного гражданина РФ.

Приказ

В 2016 году 20 июня был издан Приказ 90 Министерства финансов РФ, где содержались указания относительно порядка применения КБК, которые были утверждены в 2013 году. Этот нормативный акт установил конкретные изменения, которые вошли в применение при составлении бюджетной системы страны. Коды бюджетной классификации налогов, например, изменены значительно, и платёжные поручения должны быть скорректированы каждым предпринимателем, который в 2017 году будет платить налоги за 2016-й. Это особо касается частных фирм и индивидуальных предприятий, уплачивающих налоги по УСН (упрощённая система налогообложения). Именно с разъяснений того, как новый код КБК влияет на УСН, наверное, и нужно начать.

Зачем нужен КБК, что такое эти коды в бюджетной классификации? Это те самые счета, на которые уходят деньги предпринимателя, перечисленные целевым образом: это штрафы, налоги, взносы, сборы и тому подобное, направленное в адрес государства. Поэтому, когда бухгалтер предприятия или сам предприниматель заполняет платёжное поручение, он знает, что нужно правильно указать КБК, что такое заполнение очень важно, поскольку в специальном поле точного места назначения отправленных денег должно быть целых двадцать цифр. Ошибка здесь может стоить дорого: финансовое отправление может "заблудиться", даже навсегда.

КБК: расшифровка

Счёт, на который уйдут деньги предпринимателя, принадлежит государственному бюджету. Каждый такой "адрес" складывается из двадцати цифр, и все цифры несут определённую информацию. В первых содержится код данного государственного органа, который получит эту сумму, за ним следует код или группа данного дохода. После этого - код платежа со статьёй и подстатьёй дохода. Следом идут очень важные, разъясняющие цифры КБК, что такое представляет из себя новый хозяин этих денег, куда они уйдут из государственного бюджета. Может быть, эту сумму получит региональный бюджет, а может быть - пенсионный фонд, вариантов много.

Следующие цифры рассказывают о причинах данного платежа: сам это налог или пеня по нему, штраф, взнос и тому подобное. А вот последними тремя цифрами код бюджетной классификации объясняет вид дохода - налог от собственности или что-то другое. Поскольку жизнь течёт и изменяется, претерпевают постоянные изменения и КБК. Один код КБК может быть исключён, другой изменён, и этот процесс практически никогда не останавливается. Поэтому предприниматели должны постоянно следить за всеми этими изменениями и заполнять платёжные поручения без ошибок. Если КБК платежа заполнен неправильно, деньги будут долго "гулять", уйдя не в том направлении, а тем временем предпринимателя оштрафуют за неуплату сборов и налогов.

Изменения по УСН

Самые главные изменения КБК, расшифровка которых дана выше, коснутся всех налогоплательщиков. Первое основное изменение - новый код для налога на прибыль для организаций, которые контролируются как иностранные компании. Теперь нужно написать другие цифры: 182 1 01 01080 01 0000 110. Это отмечено в полном списке бланков, где обозначены все изменения форм сдачи отчётности за 2016 год - более двухсот изменений.

Второе из самого важного - отмена кода минимального налога для предприятий по УСН, теперь старым кодом пользоваться нельзя. Нужно перечислять налог на КБК со следующими цифрами: 182 1 05 010 50 01 1000 110. Один и тот же код - этот же - действует по УСН и при уплате в бюджет компаниями с объектом "доход минус расход" - один процент от выручки, то есть минимальный годовой налог, плюс авансовые платежи.

Причина этих изменений

Ранее КБК для данной системы налогообложения существовало два, и предприниматели по УСН раз в квартал платили налоговый минимум вместо авансов, поскольку предполагали, что выйдут по итогам года на запланированный минимальный налог.

Налоговые органы с трудом разбирались в путанице поступлений на два адреса, в итоге предприниматели вынуждены были платить пени за недоплату или штрафы за неуплату минимального налога. Теперь адрес для перечисления один. А минимальный налог взимается в двух случаях по УСН - если по итогам года фирма оказалась в убытке и если минимальный налог больше фактического.

Таблица

Сайт Министерства финансов Российской Федерации первого июля 2016 года уведомил предпринимателей обо всех изменениях: была опубликована таблица КБК, в которой сопоставлялись виды доходов бюджетной системы РФ соответственно с кодами подвидов, которые будут действовать в 2017 году.

Ознакомившись с данными этой таблицы, можно увидеть, какие именно изменения потерпели КБК, и что должно измениться в заполнении платёжных документов. Каждый предприниматель должен сделать это обязательно: уточнить коды и их правильные наименования. Тогда его платежи, штрафы. сборы и налоги будут уходить в бюджет чётко по назначению, и налоговые органы во время проверок не предъявят ему никаких нареканий.

КБК для юридических лиц

Юридические лица платят в числе прочих и налог на добавленную стоимость. Это изъятие в бюджет страны некоей части стоимости товара, услуги или работы, создающейся на каждой стадии производства. В России НДС появился в 1992 году, а в мире - значительно раньше, с облагороженного налога с оборота, предложенного Сименсоном, немецким экономистом, в 1919 году. Взимать его начали французы в 1954-м, но не у себя во Франции, а в колониях. Сейчас НДС и его модификации существуют в более чем пятидесяти странах мира. В России Налоговый кодекс предусматривает взимание НДС, закрепив это в главе 21.

Вносится такой налог по мере реализации. КБК для юридических лиц по НДС нужно обязательно указывать в декларациях и платёжных поручениях. Также КБК по НДС нужно знать на тот случай, если налоговое ведомство потребует штраф или пени за какое-либо нарушение законодательства по налогам. Кроме того, постоянно корректируются и разъясняются все поправки и действия, если ситуации не однозначны. В статье 143 Налогового кодекса рассматриваются организации, лица и предприниматели, освобождённые от такого налога. Это налогоплательщики из спецрежимов, организаторы крупных мероприятий (например, ЧМ по футболу 2018 года).

КБК детально

Есть механизм взаимодействия с бюджетом, который отражается в КБК: вместо сложных описаний в декларации или платёжном поручении особенностей налога и получателя, то есть - конкретной бюджетной организации, применяются цифровые коды, точно и строго регламентированные. Именно благодаря им отчёт или налог обрабатывается в чётком соответствии с адресом получателя декларации или налога.

Как уже было сказано, в КБК двадцать цифр, разбитые на четыре группы. И все они несут определённую информацию. Первые три рассказывают об администраторе, то есть о том, перед кем нужно держать отчёт. Налоговые органы обозначаются цифрами 182. Одна цифра далее - это вид поступления. Например: единица - это налог, двойка - поступление безвозмездное и так далее. Ещё две цифры обозначают вид дохода: 01 - на прибыль, 06 - налог имущественный, 08 - пошлины и так далее.

Следующие целых пять цифр - статьи и подстатьи бюджетного дохода. Далее - характеристика уровня бюджета (двенадцатая и тринадцатая цифры) - 01 - бюджет федеральный, 02 - субъекта РФ, 03 - местный бюджет и так далее. Потом идут четыре цифры, обозначающие тип платежа. Например, налоги - это 1000, пени - 2100, штрафы - 3000. И последние цифры КБК - их осталось три - это конечный адресат налога. Например: 110 - налог в госбюджет, 160 - отчисление на социальные нужды и так далее.

Пример

Возьмём такой код: 18210101000011000110. Первые три цифры - 182, это значит, что администрирует платёж ФНС. Единица следом говорит о том, что этот платёж - налог. Далее 03 обозначает то, что услуги или продукция предоставляются в РФ.

Пять цифр 01000 - подстатьи и статьи Бюджетного кодекса. Далее - 01 - получателем налога является федеральный бюджет. Далее 1000 - платёж прямой, не пени и не штраф. И, наконец, 110 - этот платёж пойдёт в доход государства.

Как правильно заполнить документы

Заполняется платёжное поручение сверху вниз, учитывая, что многие данные уже бухгалтерской программой проставлены: название компании налогоплательщика, КПП и ИНН, реквизиты банка и так далее. Поле со статусом налогоплательщика - 101 - меняется на 01, если он является юридическим лицом, и 09, если плательщик - индивидуальное предприятие. Если оплачивается НДС на ввоз импортных товаров, ставится 06 в поле 101, а если плательщик является налоговым агентом - код 02.

Сумму налога необходимо округлить до рубля. Реквизиты получателя уточняются в ИФНС. Вид операции - 01 для всех платёжных поручений, а например, по НДС, - 5. В поле 22 - УИН, нужно поставить 0. Поле 110 - тип платежа - не заполняется. Налоги можно перечислять по частям, а можно сразу полностью всю сумму.

Если в КБК ошибка

Человеческий фактор может повредить всюду - от управления авиалайнером до заполнения декларации на доходы. Не так редко случается, что налогоплательщики указывают в платёжном поручении ошибочный КБК. В декларации это маловероятно, потому что почти все компании формируют их посредством бухгалтерской программы, нацеленной на это специально. Она сама проставляет КБК и обычно без ошибок. Главное - вовремя обновлять программу. Тем более маловероятно, что неверный отчёт отправится в налоговую инспекцию. Если неверно даны коды, такое практически невозможно отправить.

А вот в платёжках ошибки совершаются сплошь и рядом. Перечисленные деньги попадают в бюджеты совершенно других уровней или вообще в невыясненные платежи. Эту оплошность исправлять трудно и долго, но можно и нужно. В налоговую инспекцию пишется заявление, уточняются реквизиты, на основании чего налог будет принят к зачислению и даже с датой дня уплаты. Даже если инспектор успел начислить пени, они будут аннулированы. И если платёж попал в какой-либо фонд вне бюджета, всё происходит так же. Если не произвести всех этих действий, инспекторы решат, что долг свой предприниматель не выполнил, а потому будут и пени, и штраф. А потому и призыв к предпринимателям: будьте внимательны, не путайте КБК!

Фиксированные платежи

Фиксированные взносы - это страховые платежи на пенсионное и медицинское обязательные страхования, которые перечисляются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими людьми, занятыми частной практикой. Вплоть до 2014 года эти взносы были одинаковы для всех лиц, и отличались действительной фиксированностью. Но после поступления поправок в законодательство, которые изменили сам порядок начисления этих платежей, фиксированными они быть практически перестали.

С 2017 года страховые взносы регулирует Налоговый кодекс (глава 34), а сами денежные потоки идут в налоговые инспекции, где зарегистрировано данное индивидуальное предприятие, то есть территориально, и не в фонды, находящиеся вне бюджета. Отдельный КБК для фиксированных платежей в качестве пенсионных взносов (один процент от дохода более трёхсот тысяч рублей) в 2017 году не предусмотрен. Код один для всех: 18210202140061110160. Дополнительный взнос за 2016 год - 18210202140061110160. Фиксированные платежи на медицинское страхование идут с кодом 18210202103081013160.

Многие предприниматели, а также лица, выполняющие оплаты по поручению юридического лица, длительное время пользуясь кодами бюджетного классифицирования, до сих пор так и не поняли, зачем они нужны и что обозначают. В данной статье мы разберемся с этим вопросом, а также рассмотрим расшифровку КБК в детализированном виде чтобы двадцать цифр кода больше не могли повергнуть в ступор пользователя, а применение их было более ясным и понятным.

Значение КБК прежде всего огромно для самого казначейства, нежели для предпринимателей, ведь именно с помощью КБК достигается многоуровневое разделение и перенаправление бюджетных средств, для удовлетворения бюджетных потребностей.

Данным кодом пользуются, совершая оплаты в государственном направлении. Ранее применялся код, состоящий из 9-ти цифр, но практика показала, что девятизначный код не может удовлетворить все бюджетные требования, а также обеспечить междуведомственное распределение финансовых потоков. Именно поэтому властями было принято решение об использовании 20-тизначного кода, который отвечает всем предъявляемым требованиям в полной мере.

Без кода невозможно осуществить государственный платеж, что ведет к тому, что каждый человек рано или поздно встречается с необходимостью поиска и указания КБК.

Устанавливаются коды неизменно Минфином, и очень часто претерпевают корректировки и нововведения из-за смены законодательных актов. Бюджет имеет части, согласно которым имеют предназначение КБК:

  • Часть доходов
  • Расходная часть
  • Часть по финансированию дефицита
  • Часть источников финансирования

Когда и зачем указывать

Пользуются кодами в момент совершения оплаты в государственный бюджет. Именно такое мнение бытует среди предпринимателей и не зря. Ведь они задействованы в основном при наполнении бюджета средствами, так как оплачиваю налоги, взносы, штрафы пени. На самом деле с другими формами использования КБК знакомы государственные структуры, они заполняют особые документы, где расшифровка КБК 2017 очень важна. Ведь неправильно указанная кодировка ведет за собой отдельные вопросы от контролирующих органов, которые к бюджетным организациям относятся более придирчиво.

Предприниматели же пользуются кодами в основном для заполнения 104 поля платежки, так как не заполнить эту часть поручения никак нельзя. Именно код указанный в данном поле, является приоритетным для рассмотрения реквизитом и именно по нему будет совершаться платеж государственного направления.

Как уже знаем, КБК показывает не только ведомственную принадлежность платежа, но еще и структурную. То есть по нему можно узнать, за что совершен платеж, его причины, принадлежность, перенаправление и прочие данные.

Стоит отметить, что регионального распределения среди кодов нет. То есть, код, используемый в Москве для уплаты налога ЕНВД, будет актуальным и во всех остальных регионах РФ.

Для того, чтобы указать региональную принадлежность платежа, плательщик указывает ОКТМО, который также являясь кодом, содержит восемь цифр и отвечает именно за региональную принадлежность. Данный код вносят в поле 105.

Иногда, при работе бюджетных структур возникают путаницы. Одной из часто встречаемых является заполнение БУ, там, в зависимости от принадлежности структуры требуется укать КБК или КВР. Так, при указании расходов, осуществленных по закупке прочих средств, указывают КВР 244, расшифровка КБК совсем другая.

Пример расшифровки

То как понятно можно расшифровать КБК, стоит рассмотреть на примере его первой части, называемой административной. Она состоит из трех цифр и показывает принадлежность платежа к определенному ведомству государственного типа:

  • Если требуется отправить платеж в Пенсионный фонд, то указывают 392
  • Если в социальный 393
  • Когда оплачивают налоги 182
  • Государственные пошлины 153

Остальные части кода отображают вид платежа – безвозмездный он или оплата, структурную принадлежность, качество (пеня, штраф, взнос, процент) и т.д.

Где найти КБК

Узнать корректный код, который можно смело указывать при заполнении платежки, можно используя классификатор КБК 2017 с расшифровкой. Также, вы имеете право воспользоваться другими информационными ресурсами – в виде интернет сайтов. Но в таком случае стоит пользоваться лишь проверенными временем ресурсами.

Также, предприниматели имеют право попросить актуальные КБК для определенного вида платежа в налоговом органе по месту регистрации, обратившись туда лично.

Еще одним надежным способом узнать необходимый код, является внимательное рассмотрение соответствующего приказа от Министерства Финансов.

Пользование справочниками заключается в правильном определении направления платежа, выбора экономического подразделения и непосредственно в поиске актуального кода.

Итак, КБК предусмотрено государственными властями для правильного распределения и классифицирования бюджетных средств, поступающих от плательщиков налогов, взносов и пр. видов оплат. Данная цифровая комбинация, несмотря на внушительные размеры, не имеет в своей структуре ни одной лишней цифры, так как каждая из них имеет свое значение. Даже при знании принципов работы и составления кодов, составлять код для осуществления платежа самостоятельно не рекомендуется, так как ошибки все равно не исключаются. Стоит воспользоваться специализированными ресурсами и справочниками, которые снабдят плательщика актуальной и достоверной информацией.

При заполнении платежного поручения всегда следует указывать код бюджетной классификации. Что подразумевается под этим понятием? Коды бюджетной классификации (КБК) – это специальная кодировка, введенная именно для заполнения платежных поручений по каждому виду налогового платежа. С 1 января 2005 года были введены новые коды бюджетной классификации (КБК) после утверждения их в Приказе Минфина России № 72н от 27.08.2004. Изначально максимальная длина поля 104 расчетного документа включала в себя 7 разрядов. Однако после публикации Указания Банка России от 25.08.04 №1493-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» эта величина была увеличена до 20 символов (разрядов).

Структура кода бюджетной классификации доходов (КБК) Российской Федерации

Если вы совершенно не знакомы с бюджетной классификацией, КБК всегда можно уточнить по специальной Таблице кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Бюджетная классификация находится под администрированием Федеральной налоговой службы. Сама же Таблица была приведена в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.12.2005 № ММ-6-10/1059. Сама же бюджетная классификация выглядит следующим образом:

Теперь рассмотрим данные таблицы более подробно.

Часть 1 – код администратора

Часть 1 – это код администратора. Оно состоит из трех разрядов. Администратор занимает 1, 2 и 3 ряды КБК, состоит из трех символов. В данную часть вносится номер, присвоенный главному распорядителю согласно перечню уполномоченных лиц со стороны бюджета. В качестве администратора поступлений в бюджет государства могут выступать:

Налоговые органы;
- органы местного самоуправления;
- органы управления государственных внебюджетных фондов;
- иные органы государственной власти;
- физические или юридические лица, деятельность которых регламентируется вышеперечисленными органами;
- муниципальные учреждения, созданные указанными органами.

Коды администраторов могут быть представлены в следующем виде:
1. Код Пенсионного фонда Российской Федерации – 392-0-00-00-000...
2. Код Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 394-0-00-00-000…
3. Код Федеральной налоговой службы Российской Федерации – 182-0-00-00-000… и т.д.

Часть 2 – Код вида доходов

Вторая часть КБК с 4 по 13 разряд представляет собой коды доходов бюджетной классификации Российской Федерации. Каждая категория этой части состоит из 10 символов. Группа – это четвертый разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Она предусматривает наличие четырех категорий:

000-1-00-00-000-00… - доходы;
000-2-00-00-000-00… - перечисления на безвозмездной основе;
000-3-00-00-000-00… - доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности, которая приносит прибыль.

Все платежи, которые контролируются налоговыми органами, находятся в группе №1 – «Доходы».

Коды доходов бюджетной классификации представлены в 5-6 разрядах подгруппы. Ее заполнение зависит от принадлежности платежа к конкретной группе. В группе «Доходы» находятся следующие подгруппы кодов бюджетной классификации (КБК):

000-1-01-00-000-00 - налоги на доходы и прибыль;
000-1-02-00-000-00 - налоги и взносы, производимые на социальные нужды;
000-1-03-00-000-00 - налоги на товары (услуги, работы), которые реализуются на территории Российской Федерации;
000-1-04-00-000-00 - налоги на товары, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации;
000-1-05-00-000-00 - налоги на совокупный доход физических или юридических лиц;
000-1-06-00-000-00 - налоги на имущество физических или юридических лиц;
000-1-07-00-000-00 - налоги за использование природных ресурсов;
000-1-08-00-000-00 - государственная пошлина;
000-1-09-00-000-00 - задолженности по отмененным сборам, налогам и другим платежам, которые носят обязательный характер;
000-1-10-00-000-00 – доходы лиц от внешнеэкономической деятельности;
000-1-11-00-000-00 - доходы от использования имущества, которое находится в муниципальной или государственной собственности;
000-1-12-00-000-00 - платежи за использование природных ресурсов;
000-1-13-00-000-00 – доходы, полученные после оказания платных услуг;
000-1-14-00-000-00 – доходы, полученные в результате продажи нематериальных и материальных активов;
000-1-15-00-000-00 - административные сборы и платежи;
000-1-16-00-000-00 – санкции, штрафы, и плата за возмещение ущерба;
000-1-17-00-000-00 - прочие доходы неналогового типа;
000-1-18-00-000-00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, полученные в результате возврата остатков субвенций и субсидий прошлых лет;
000-1-19-00-000-00 - возврат остатков субвенций и субсидий прошлых лет.

В группу «Безвозмездные поступления» включены следующие коды бюджетной классификации (КБК) по подгруппам:

000-2-01-00-000-00 - поступления от нерезидентов на безвозмездной основе;
000-2-02-00-000-00 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной основе, за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов;
000-2-03-00-000-00 - безвозмездные поступления со стороны государственных организаций;
000-2-05-00-000-00 - поступления от наднациональных организаций безвозмездного характера;
000-2-07-00-000-00 - другие поступления на безвозмездной основе.

Также существует группа под названием "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", в состав которой входят следующие подгруппы кодов бюджетной классификации:

000-3-01-00-000-00 – доходы, полученные от собственности по предпринимательской и другой деятельности, приносящей доход;
000-3-02-00-000-00 – доход от рыночных продаж товаров и услуг;
000-3-03-00-000-00 – поступления безвозмездного характера от предпринимательской и другой деятельности, обеспечивающей получение дохода;
00-3-04-00-000-00 - целевые отчисления от муниципальных и государственных лотерей.

7-8 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации занимает Статья. Данные разряды обычно указываются в расчетных документах строго и предельно точно. Они соответствуют значениям, которые включают в себя коды бюджетной классификации расходов и доходов бюджетов Российской Федерации.

9-11 разряды КБК отведены Подстатье. Они также указываются предельно точно и проверяются достаточно строго.

12-13 разряды включает в себя Элемент. Обычно в этих категориях указывают код элемента доходов, который закрепляется различными субъектами в зависимости от вида дохода. Скажем, в зависимости от полномочий органов по установлению платежа, налоговые доходы закрепляются за определенным уровнем бюджетной системы РФ:

Органами власти субъектов РФ;
- федеральными органами власти;
- органами власти муниципальных образований, согласно законодательным нормам Российской Федерации касательно налогов и сборов.

Определение Элемента для неналоговых доходов часто определяется, исходя из принадлежности администратора этих неналоговых поступлений в бюджет страны к определенному уровню власти.

Поступления безвозмездного типа предусматривают определение Элемента в соответствии с трансфертом платежа по отношению к получателю.

Коды элементов доходов представлены следующим образом:

01 - федеральный бюджет;
02 - бюджет субъекта РФ;
03 - местный бюджет;
06 - Пенсионный фонд РФ;
07 - Фонд социального страхования РФ;
08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Часть 3 – Код программ доходов бюджетов российской Федерации

Код программ доходов бюджетов состоит из 4-х знаков и закрепляет в себе 14-17 разряды. Они используются для раздельного учета сумм пеней, налогов, штрафов и прочих денежных взысканий по конкретному налоговому платежу. Коды бюджетной классификации (КБК) по программе доходов представлены следующим образом:

1000 –коды, предназначенные для перечисления налогов (сборов);
2000 – коды, предназначенные для перечисления пени по указанному виду платежа;
3000 – коды, предназначенные для перечисления штрафов по указанному виду платежа.

В качестве примера, коды бюджетной классификации (КБК) для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет выглядят таким образом: 182-1-01-01-011-01-1000-110.

Часть 4 – Экономическая классификация доходов бюджетов

В этой части, согласно Приложению №2 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2004 г. №249, применяется трехзначный код классификации операций государственного сектора. Экономическая классификация доходов бюджета занимает с 18 по 20 разряды и представлена следующими значениями:

110 - налоговые доходы
120 - доходы от собственности;
130 – доходы, полученные в результате оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 – безвозвратные и безвозмездные поступления от бюджетов;
151 – поступления средств от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления правительств иностранных государств и наднациональных организаций;
153 – перечисления со стороны международных финансовых организаций;
160 – отчисления и взносы на социальные нужды;
170 – доходы, полученные от операций с активами;
171 – доходы, полученные от переоценки активов;
172 – доходы, полученные от реализации активов;
180 - другие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости не произведенных активов;
440 - уменьшение стоимости запасов материального типа.

Часто в процессе заполнения поля 104 «Код бюджетной классификации» допускается одна ошибка. В 14 разряде часто указывают нулевое значение. Но 14-ый разряд является символом, определяемым налогоплательщиком, и в документах он не может принимать нулевое значение. В случае возникновения указанной ошибки платежи по такой документации направляют в категорию «неклассифицированных» поступлений.

Исходя из вышеперечисленных сведений, напрашивается вопрос: почему в обязательном порядке включает в себя, казалось бы, такую запутанную систему кодов? Дело в том, что сложной бюджетная классификация является лишь на первый взгляд. Вообще же, структура всех подразделов составлена так, чтобы доходы и расходы были более конкретизированы и распределены, в результате чего процесс формирования бюджетов становится более простым и оперативным.

Указание о применении с 1 января 2005 г. новых кодов бюджетной классификации (КБК) утверждено Приказом Минфина России № 72н от 27.08.2004. А в соответствии с Указанием Банка России от 25.08.04 №1493-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» максимальная длина поля 104 расчетного документа увеличена до 20 символов.


КБК (поле 104) - это коды бюджетной классификации , заполняемые в поле 104 платежного поручения. По каждому виду налога в платежном поручении указывается свой код бюджетной классификации (КБК). Максимальная длина поля 104 (КБК) расчетного документа увеличились до 20 разрядов (символов).

Максимальное количество символов КБК проставляемых в реквизите 104 (поле 104) определено в количестве 20, и это указано в Приложении 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".

А само значение КБК всегда можно уточнить по Таблице кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой, которая приведена в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.12.2005 № ММ-6-10/1059@.

Структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации (КБК) состоит из 20 разрядов, объединенных в 4 части, и имеет следующий вид:

Рассмотрим структуру кода бюджетной классификации доходов (КБК) Российской Федерации более подробно.

Часть 1: код администратора, состоящий из 3-х разрядов

Администратор - занимает 1-3 разряды КБК, состоящий из трех знаков (символов) и соответствующий номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета.

Администраторами поступлений в бюджет являются:


  • налоговые органы;
  • иные органы государственной власти;
  • органы управления государственных внебюджетных фондов;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения
Для примера приведем коды отдельных администраторов:

  1. код Федеральной налоговой службы России – 182-0-00-00-000…;
  2. код Федеральной таможенной службы России – 153-0-00-00-000…;
  3. код Пенсионного фонда РФ – 392-0-00-00-000…;
  4. код Фонда социального страхования РФ – 393-0-00-00-000…;
  5. код Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 394-0-00-00-000… и т.п.

Часть 2: код вида доходов с 4 по 13 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, который состоит из 10-ти знаков

Группа - занимает 4 разряд КБК (4 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации).
Четвертый разряд в коде видов доходов предусматривает следующие группы:

  • 000-1-00-00-000-00… - доходы;
  • 000-2-00-00-000-00… - безвозмездные перечисления;
  • 000-3-00-00-000-00… - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Итак, платежи, администрируемые налоговыми органами, относятся к группе 1 – «Доходы».

Подгруппа - занимает 5-6 разряды КБК (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации). Ее заполнение зависит от группы.

В группу "Доходы" (000-1-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:


  • 000-1-01-00-000-00 - налоги на прибыль, доходы;
  • 000-1-02-00-000-00 - налоги и взносы на социальные нужды;
  • 000-1-03-00-000-00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 000-1-04-00-000-00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 000-1-05-00-000-00 - налоги на совокупный доход;
  • 000-1-06-00-000-00 - налоги на имущество;
  • 000-1-07-00-000-00 - налоги за пользование природными ресурсами;
  • 000-1-08-00-000-00 - государственная пошлина;
  • 000-1-09-00-000-00 - задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 000-1-10-00-000-00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 000-1-11-00-000-00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 000-1-12-00-000-00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 000-1-13-00-000-00 - доходы от оказания платных услуг;
  • 000-1-14-00-000-00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 000-1-15-00-000-00 - административные платежи и сборы;
  • 000-1-16-00-000-00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 000-1-17-00-000-00 - прочие неналоговые доходы;
  • 000-1-18-00-000-00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • 000-1-19-00-000-00 - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
В группу "Безвозмездные поступления" (000-2-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:

  • 000-2-01-00-000-00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;
  • 000-2-02-00-000-00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • 000-2-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;
  • 000-2-05-00-000-00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • 000-2-07-00-000-00 - прочие безвозмездные поступления.
В группу "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (000-3-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:

  • 000-3-01-00-000-00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 000-3-02-00-000-00 - рыночные продажи товаров и услуг;
  • 000-3-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 00-3-04-00-000-00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей;
Статья - занимает 7-8 разряды КБК (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Подстатья - занимает 9-11 разряды КБК (9 – 11 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Элемент - занимает 12-13 разряды КБК. В 12 и 13 разрядах КБК указывается код элемента доходов, закрепляемый:

  1. Для налоговых доходов закрепляется за уровнем бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению налога:

    • федеральными органами власти;
    • органами власти субъектов Российской Федерации;
    • органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

  2. Для неналоговых доходов определяется в зависимости от принадлежности администратора неналоговых поступлений в бюджет к соответствующим уровням власти.
  3. Для безвозмездных поступлений определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.
Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

  • 01 - федеральный бюджет;
  • 02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
  • 03 - местный бюджет;
  • 06 - Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • 07 - Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • 08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • 09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Часть 3: код программ доходов бюджетов с 14 по 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, т.е. состоящий из 4-х знаков

Программа - занимает 14-17 разряды КБК, который используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Код программ доходов бюджетов (14 - 17 разряды) состоит из 4-х знаков.

Классификация программ доходов кодируется четырьмя знаками, из которых первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому в 14−17 разрядах КБК следует указывать:
1000 - при уплате налогов, сборов, взносов (включая перерасчеты, недоимку и задолженность);
2000 - пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующим налогам, сборам, взносам.

Так, например:


  • КБК для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-1000-110
  • КБК для пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-2000-110
  • КБК для штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-3000-110

Часть 4: Экономическая классификация доходов бюджетов определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления в соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2004_г. №249.

Экономическая классификация – занимает 18 – 20 разряды КБК и имеет следующие значения:

110 - налоговые доходы
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 - перечисления международных финансовых организаций;
160 - взносы, отчисления на социальные нужд;
170 - доходы от операций с активами;
171 - доходы от переоценки активов;
172 - доходы от реализации активов;
180 - прочие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости не произведенных активов;
440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

При заполнении поля 104 «Код бюджетной классификации» самой распространенной ошибкой является указание в 14-ом разряде КБК нулевого значения. Платежи по таким документам направляются Управлением федерального казначейства в категорию «неклассифицированные» поступления. Четырнадцатый разряд КБК - это символ, который определяется налогоплательщиком, и в расчетных документах не может принимать значение «0».

Кроме данного материала, информацию, связанную с платежными поручениями, можно просмотреть на сайте «