В.т. кудрявцев «тропинки»

Пахомова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1494
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность программы "Тропинки" по отношению к ФГОС ДО.
Дата публикации: 17.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Актуальность программы «Тропинки» по

отношению к ФГОС ДО

Пахомовой В.В.,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д\с №2154, г.Москвы
Программа «Тропинки» разработана под редакцией В.Т.Кудрявцева, доктора психологических наук, профессора. Название программы расшифровывается, как Творчество Развивающее Образование Педагогические Инновации Новые Конструктивные Идеи. Программа предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребёнка с использованием многообразной палитры детских деятельностей, куда входят игра, изобразительное творчество, конструирование, восприятие сказок, умение, и общение и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками, от физкультурно – оздоровительного, до художественно – эстетического подхода. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребёнка. Программа «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Данная программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта, как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии. В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса – «Развитие культуры общения», «Развитие культуры познания», «Развитие культуры речи», «Развитие художественно-эстетической
культуры», «Развитие культуры движений и оздоровительная работа». Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в программе есть подразделы, в которых подробно даны методические рекомендации: названия дидактических игр, материалы и оборудование, которое может быть использовано вовремя занятий и режимных процессах. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она направлена на разностороннее развитие ребёнка, как в психологическом, так и в педагогическом аспекте. Программа даёт ребёнку возможность плавно перейти к обучению в школе, с большим багажом знаний и умений Эта программа может быть использована в любом дошкольном учреждении: центрах развития ребёнка, в специальных детских клубах, так же её могут взять на вооружения и родители, занимаясь по ней с детьми в домашних условиях. Так же программа может быть адаптирована к любому региону с учётом специфики данного региона (климатической, национально – культурной, демографической). В разработке программы участвовало много специалистов с многолетним опытом с психолого – педагогическим образованием детей: Бакланова Т.И., доктор педагогических наук, Ушакова О.С., доктор педагогических наук, Глебова А.О., кандидат педагогических наук, Журова Л.Е., кандидат психологических наук и многие другие. Все участники разработки этой программы адаптировали свои разработки так, что бы они соответствовали ФГОС ДО. К программе «Тропинки» есть подробный Учебно - методический комплект, в котором подробно описаны все методические рекомендации, конспекты занятий. Из приведённых ниже занятий видно, что занятия проводятся в игровой форме, но при этом дети усваивают материал и задания выполняют правильно. Приложение 1. Конспект занятия по ФЭМП по программе «ТРОПИНКИ» во второй младшей группе: «День рождения Вини - Пуха». Программное содержание: Закрепить понятия количества: один- много, размера: широкий - узкий, длинный -короткий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, понятие времени суток, счет до трех, умение группировать по
признаку, составлять простые фигуры из 2-3 частей. Материал: игрушка Вини-пух, воздушный шарик, маски, рули, Блоки Дьенеша в мешочках, наборы мелких игрушек и продуктов для игры «Магазин», кукла Маша; раздаточный: Д/и «Выложи фигуру», «Лабиринт». Методические приемы: эмоциональный настрой, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. Ход занятия: Дети заходят в группу, держась за руки, становятся в круг: Собрались мы все вокруг. Я – твой друг и ты – мой друг! Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! - Слышите, ребята? Кто-то стучится к нам… (Из окошка вылетает воздушный шарик, на его веревочке привязан конверт). - Шарик так быстро летел, так торопился, что письмо слегка порвалось. Давайте попробуем его прочесть, соединив все части. Сколько разорванных частей? А сколько получается целых картинок? Дети собирают «Вини -пуха». С обратной стороны воспитатель читает письмо-приглашение: «Дорогие ребята, Когда солнце будет высоко на небе, К обеду приглашаю вас К себе на День Рождения!» - Так, если Вини -Пух нас позвал к обеду… Ребята, а какое сейчас время суток: утро, день, вечер, ночь? Давайте вспомним нашу веселую разминку: Утром солнышко встает, Днем по небу катится, Вечером вниз упадет, Ночью вовсе спрячется. И так, если Вини -Пух нас приглашает тогда, когда солнце будет высоко на небе, то это будет…(день). А чтобы по быстрее добраться, мы пешком не пойдем, потому что можем не успеть. Кто-то из детей читает загадку: Не летит, не жужжит. Жук по улице бежит. Носит обувь из резины, И питается бензином. (Автомобиль)
Воспитатель раздает маски машинами, рули. Все имитируют езду на машине. - Ребята, скажите, машины по какой дороге едут? (по длинной, широкой). А пешеходы (по короткой, узкой)? Остановка «МАГАЗИН». - Давайте остановимся у магазина, чтобы выбрать подарок нашему имениннику. Ой! А магазин закрыт, продавец, кукла Маша, такая грустная. Что же случилось? Кукла Маша: - В магазине сломалась полочка, потом ее сделали, но, вот, все перепуталось: продукты с игрушками, овощи с фруктами, с пирожными. - Ребята, нужно помочь! Надо просто расставить все по местам. Игра «Найди лишний предмет». Кукла Маша благодарит за помощь детей и дарит волшебный мешочек (с Блоками Дьенеша). Проводится игра «Определи на ощупь геометрическую фигуру». - Ребята, а как вы думаете, почему он считается волшебным? Потому что из этих геометрических фигур мы сможем сделать сами, своими руками подарок для нашего Вини -Пуха. Игра «Выложи фигуру». Дети за столом выкладывают по образцу машинку, кораблик, домик. - Молодцы, какие оригинальные подарки получились! А теперь, посмотрите, на столе перед вами на листочке изображен лабиринт. Это путь до домика Вини - Пуха. - А вот и наш Вини- Пух!!! Давайте поздравим его с Днем Рожденья!!! И расскажем о том, как мы, добирались, в гости. Приложение 2 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по программе «Тропинки» Тема: «Описательный рассказ по картине «Лошадь с жеребёнком» Цель: Связная речь: Учить составлять описательный рассказ по картине; включать в рассказ наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («большой – маленький», «сильный – слабый», «длинный – короткий»). Звуковая культура речи: Упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.
Грамматика: Закреплять умение составлять предложения из заданных слов, самостоятельно менять их порядок; упражнять в «чтении» предложения после каждой перестановки слов. Материал: картина «Лошадь с жеребёнком» (из серии «Домашние животные»). Предварительная работа: беседа о домашних животных, лепка и рисование лошади, рассматривание альбома «Домашние животные». Словарь: длинноногая, гладкая, блестящая, грива, подковы стальные. Ход занятия: 1. - Ребята, я прочитаю загадку, а вы отгадайте о ком мы сегодня будим говорить. «Овса поела – снова за дело». - Почему вы думайте, что это лошадь? /Лошадь любит кушать овёс/. В: /Показывает детям картину «Лошадь с жеребёнком»/ - Кто нарисован на этой картине? - Какая лошадь? /Она большая, сильная, длинноногая/ - Какая у неё шерсть? \Гладкая, блестящая, короткая/. -У лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами чёлка, большие глаза, длинная шея, на шее грива. - Сравните лошадь с жеребёнком. - Чем они отличаются? \Лошадь большая и сильная, а жеребёнок маленький и слабый. У лошади длинный хвост, у жеребёнка короткий/. - Чем они похожи? / Шерсть у жеребёнка и лошади гладкая, блестящая, короткая/. - Какую пользу приносит лошадь? /Она перевозит грузы и людей/. - Расскажите мне про лошадь с жеребёнком. /Выслушать ответы двух детей/ . Воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Лошадь»: «Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей – чёлка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковы стальные. Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта юна, из ноздрей пар валит». - Как в рассказе описывается конь? Какими словами заканчивается рассказ?
Вызвать ещё двоих детей, чтоб они вставили в свой рассказ слова описывающие коня. - Молодцы! Какие интересные описания и сравнения лошади и жеребёнка вы составили. 2. Физминутка. Подвижная игра «Табун». Считалка: Конь ретивый с длинной гривой Скачет, скачет по полям тут и там! Тут и там! Сюда мчится он – выходи из круга вон! Выбрали «Волка», который сидит под кустом и спит. Девочки «загон» для табуна, мальчики «табун». Девочки идут в одну сторону, а мальчики в другую говоря слова: «Пастух, пастух, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони табун в поле, Погулять на воле!» Девочки садятся на корточки, табун выскакивает и гуляет прямым галопом. «Пастух» кричит: «Волк!» - все бегут галопом и запрыгивают в загон. Кого поймал волк, тот выбывает из игры. 3. Скороговорка. «От топота копыт пыль по полю летит». - О чём говорится в скороговорке? Давайте повторим её медленно, быстро, ещё быстрее. / Хором/. Теперь будем шепотом, тише, ещё тише. /Индивидуально и хором/. 4. Игра «Какое слово заблудилось?» Вызвать троих детей и каждому дать слова: 1 – встретил, 2 – жеребёнок, 3 – лошадь. - Назовите эти слова. Получилось предложение? /Нет/. - Правильно, не получилось, потому что слова «заблудились». Давайте поставим слова по порядку, чтобы получилось предложение. /Жеребёнок встретил лошадь/. - А если вместо слова жеребёнок поставить другое слово, то получится другое предложение. Подумайте, каким вы хотите его заменить? /Миша встретил жеребёнка./ Воспитатель следит, чтобы дети называли только одно слово, а не словосочетание. Если останется время заменить все слова, чтобы получилось новое
предложение/ 5. Итог. - Молодцы! Вы хорошо поработали. - Ребята, вам понравилась заниматься? - В какие игры мы играли? - Что было трудно выполнять? - А что легко? В заключении можно сказать, что в программе «Тропинки» нашёл реализацию один принцып развивающего обучения – единство развивающей и оздоровительной работы с детьми. Педагоги организовывают образовательную среду так, смена разных видов детской деятельности происходит для детей не заметно, но при этом дети получают знания в игровой форме, что у них вызывает ещё больший интерес получать знания и умения и навыки. Используются многие методические приёмы, с их помощью у детей развиваются предпосылки творческого и теоритического мышления, при этом дети получают самую главную способность к самостоятельному мышлению и саморазвитию. Так же нужно отметить, что программа «Тропинки» полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, и это только подтверждает её актуальность для использования в дошкольных образовательных учреждениях, а так же нужно понять, что дети, обучающиеся по данной программе будут полностью готовы к дальнейшему школьному обучению. И тем самым подтвердят преемственность между детским садом и школой.
Литература
1.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана- Граф, 2014. -152с. 2.
Ушакова О.С.
Развитие речи детей 4–5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. –М.: Вентана-Граф, 2011. 3.
Султанова М.Н.
Путешествие в страну математики: дидактические игры для детей 3–4 лет: дидактические карточки, методическое пособие / М.Н. Султанова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Образование в детских садах по программе «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева основано на развитии воображения как универсальной способности, помогающей познавать себя и окружающий мир.

Все формы детской деятельности - игра, конструирование, общение, творчество и другие - могут нести «образовательную ценность». Личностное же развитие происходит, только если созданы условия не только для освоения знаний и навыков, но и для формирования важнейших качеств:

  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности.

Достичь этой цели позволяют принципы программы «Тропинки»:

На каких принципах основана программа «Тропинки»?

1. Элементы развития креативного потенциала:

a. Образно-смысловое мышление;

b. Способность постигать явления и объекты от общего к частному;

c. Творческий характер поиска решений проблемы;

d. Способность увидеть предмет в новом контексте.

2. Решение элементарных повседневных задач с опорой на культурный пласт достижений человечества.

Например, в направлении «Познавательное развитие» воспитанники по ходу занятий неявно подводятся к философские вопросам:

  • Что может удивить людей?
  • Почему люди не всегда находят общий язык?
  • Откуда рождаются мои мысли?
  • Зачем я нужен другим людям? И зачем они нужны мне?

Игра или сказка заставляет ребят задуматься на «вечные» темы, осмысливая и анализируя близкий контекстный опыт.

3. Передача новых знаний путем постановки проблемы (задачи).

4. Многодеятельностный подход воплощения творческих задумок и открытий.

5. Каждое занятие - событие, которое выделяется на фоне обыденной жизни, продукт, совместно создаваемый взрослыми и детьми.

6. Оздоровительное направление приоритетно и встроено внутрь развивающих мероприятий с малышами.

Эвристическое естествознание и живая геометрия

Приведем примеры, как методология программы «Тропинки» активизирует образно-смысловое мышление ребенка.

Пример 1. На занятиях по культуре познания воспитанники прослушивают сказку-перевертыш «Корова Буренка» (аналогичная «Курочке Рябе»).

Необычный подход (в данном случае - инверсия) способствует лучшему усвоению привычного и знакомого.

В конце сказки корова обещает расстроенным деду с бабой не нести больше никаких яичек - ни золотых, ни простых.

Когда история завершилась, детям показывают коробочку с игрушечными яичками и спрашивают, кто там может находиться. Дети отвечали, что в них сидят цыплята (или птенцы). Каково было их удивление, когда в разборных яичках оказались не только фигурки цыплят, но и ящерки, черепашонка, змееныша, муравьишки и даже маленькой рыбки!

Далее им показывали картинку утконоса и просили уточнить, кто это: зверь, птица или рыба. После следующей сказки «Гадкий утконос», в заключение которой выясняется, что необычного детеныша нужно кормить не червяками, а молоком.

Таким образом, на этом занятии у детей сложилось первичное, пока еще недифференцированное представление о сущности млекопитающих. Хотя педагог только предоставил пищу и среду для размышлений, не обобщая информацию и не вводя никаких научных терминов и понятий.


Пример 2. Для глубокого понимания сути геометрии (подраздел «Тропинки в мир математики») используется двигательно-практическая активность.

В игре «Изобрази фигуру» (различные типы углов, тела вращения) детям предлагается отождествить себя с геометрическим элементом или с инструментом - например, циркулем.

Такие знания запоминаются с удовольствием, легко и непроизвольно, в отличие от скучных, утомительных занятий за столом.

«Тропинки» в жизнь

Примерная программа дошкольного образования включает стандартные линии работы с детьми, предусмотренные ФГОС (коммуникативно-личностное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие).

В каждую сферу входит несколько подразделов, названные авторами программы «тропинками».

Традиционные направления по введению ребят в мир литературы, математики, изобразительного искусства и музыки глубоко раскрываются и дополняются новыми.

Так, научить уважению к трудящимся людям, рациональности и бережливости поможет издание «Тропинки в экономику» А. Д. Шатовой.

Чтобы подготовить малышей к жизни среди общества, выпущены или готовятся к выпуску пособия: «Технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе» Н. П. Гришаевой, «Развитие толерантности у детей 5–7 лет» Г. К. Уразалиевой, «Тропинка к взаимопониманию» (рабочая тетрадь) Г. К. Уразалиевой.

Для создания предпосылок самореализации ребенка в мире искусства подготовлены материалы «Развитие воображения в изобразительной деятельности» С. Л. Киселевой, «Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду» И. И. Наседкиной и Р. М. Абрамовой, серии пособий «Цветная тропинка», «Цветные ладошки», программы по конструированию и художественному труду И. А. Лыковой.

Также в ближайшее время выйдет в печать учебно-методический комплекс «Тропинки» для детей от 1,5 до 3 лет.


Что думают педагоги о программе «Тропинки»?

Ряд воспитателей предпочитает проверенные годами методики - программу М. А. Васильевой (в новом издании - «От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы), «Детство», «Истоки», «Радуга». В состав их методического обеспечения также входят тематические авторские программы, помимо основной комплексной.

С другой стороны, авторам проекта «Тропинки» удалось сбалансировать инновации и традиции. Увлекательные сценарии занятий удивят и понравятся даже взрослым. Поэтому эту программу действительно можно считать ориентированной на развитие психики и формирование самодостаточной, гармоничной личности ребенка.

Светлана Долгалёва
Эссе «В чем я вижу преимущество использования УКМ «Тропинки»

Эссе на тему :

«В чём я вижу преимущества использования УМК «Тропинки » в образовательном процессе ДОО на современном этапе.

Я воспитатель, работаю по программе «Тропинки » в детском саду. Жизнь требует от меня огромного труда и совершенствования, идти «в ногу» со временем, воспринимать все новое, быть мобильной, способной вести за собой, заряжать своими творческими идеями, энтузиазмом. В этом я вижу необходимые условия успешного развития дошкольников.

Дошкольное детство – это особый период в развитие ребенка, когда у ребенка развиваются общие способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности.

Дети такие разные и не под один стандарт их не подгонишь. Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, так они отстаивают свою личность. Как же их всех подогнать под одну формулу? Попробую разобраться.

Ориентируясь на вышеперечисленные требования, для создания условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов дошкольников, нами воспитателями детского сада в качестве основного программного блока, была выбрана программа «Тропинки » под редакцией В. Т. Кудрявцева. Цель проекта "Тропинки " состоит в том, чтобы с помощью развития творческих способностей создать условия для общего психического развития детей трех-шести лет, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.

Закончить своё эссе я хочу высказыванием Сухомлинского : «Наш важнейший педагогический инструмент – умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь : желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера, это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать». И этому способствует программа «Тропинки » .

Публикации по теме:

Пояснительная записка к программе «Вижу, узнаю, творю» Программа «Вижу, узнаю, творю» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «Вижу, узнаю, творю» Обоснование необходимости разработки и внедрения.

Тема занятия: «Чем похожи, чем отличаются?» Задачи: - Продолжать учить детей называть и узнавать геометрические фигуры, сравнивать, находить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «На чем и чем можно рисовать» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; Вид деятельности: непосредственно образовательная Возрастная группа: подготовительная.

Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас! Назначение мастер-класса: совместная.

Мои тропинки. Я открываю свою первую страничку и буду, рада видеть тех, кто пожелает со мной общаться, делится опытом, своими знаниями,.

Н. О. Д. экологической тропинки в старшей группе «В гости к старичку - Лесовичку» Программное содержание: Закреплять и обобщать знания об осенних изменениях в природе, их причинах. Продолжать учить детей называть деревья.

Наблюдение-эксперимент на прогулке «Чем похожи и чем отличаются снег и лед» в средней группе Наблюдение – эксперимент на прогулке «Чем похожи и чем отличаются снег и лед» Цель: Рассказать детям из чего состоит снег и лед. Формировать.

Творческое воображение - универсальное качество дошкольников 3–7 лет - положено в основу УМК «Тропинки», который представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.

УМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для воспитанников и педагогов дошкольных образовательных организаций. Воспитательно-образовательная работа, предлагаемая разработчиками УМК «Тропинки», обеспечивает становление личности дошкольников 3–7 лет в различных видах общения и деятельности и направлена на создание условий для общего психического развития детей посредством использования творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками комплекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребёнка к началам культуры - познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической - у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

Особое внимание при разработке УМК было уделено детальному обоснованию концепции программы «Тропинки», рассмотрению общих вопросов воспитания дошкольников, в том числе с ослабленным здоровьем.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» и все пособия, входящие в одноимённый УМК, разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

В программе представлены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса: «Развитие культуры общения» (Коммуникативно-личностное развитие), «Развитие культуры познания» (Познавательное развитие), «Развитие культуры речи» (Речевое развитие), «Развитие художественно-эстетической культуры» (Художественно-эстетическое развитие), «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» (Физическое развитие). Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в ФГОС ДО.

В УМК «Тропинки» предусмотрена система мониторинга освоения программы, представленная в виде педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка 3–7 лет, максимально упрощённая для практики дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в оптимально короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.


Учет культурно-исторического и психологического своеобразия современного детства; учет культурно-исторического и психологического своеобразия современного детства; опора на принцип междисциплинарного подхода; опора на принцип междисциплинарного подхода; единство непрерывного развивающего образования; единство непрерывного развивающего образования; реализация идеи единства развивающей и оздоровительной работы. реализация идеи единства развивающей и оздоровительной работы.






Цель проекта создание условий для общего психического развития детей лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.


Задачи проекта инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности; инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности; развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.); развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.); развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций. развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций.


Задачи проекта Расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; Расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; Формирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью; Формирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью; Развитие у ребенка начал будущего умения учиться. Развитие у ребенка начал будущего умения учиться.


Направления программы: развитие культуры движений и оздоровительная работа; развитие культуры движений и оздоровительная работа; развитие художественно-эстетической культуры; развитие художественно-эстетической культуры; развитие культуры познания; развитие культуры познания; развитие культуры общения. развитие культуры общения.


Структура программы Детализированные программно- методические разработки по конкретным направлениям – «тропинкам»; Детализированные программно- методические разработки по конкретным направлениям – «тропинкам»; методические пособия и рекомендации; методические пособия и рекомендации; сценарии-конспекты занятий; сценарии-конспекты занятий; рабочие тетради для детей. рабочие тетради для детей.


Программа предназначена для внедрения: центрах развития ребенка; центрах развития ребенка; детских садах общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития; детских садах общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития; в детских садах комбинированного типа; в детских садах комбинированного типа; на дошкольной ступени общеобразовательных учреждений; на дошкольной ступени общеобразовательных учреждений;




Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. Вхождение ребенка в мир культуры рассматривается как творческий процесс. Дается общая характеристика проекта «Тропинки», который нацелен на обеспечение творческих форм интеграции детей в культуру. При этом особое внимание уделяется развитию воображения как универсальной способности в разных видах детской деятельности. Обсуждается специфика преемственности развивающего дошкольного и начального школьного образования в сравнении с традиционным.






Дидактические материалы по развитию речи Пособия содержат демонстрационный и раздаточный наглядный материал, необходимый для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в каждой возрастной группе дошкольного учреждения. Пособия содержат демонстрационный и раздаточный наглядный материал, необходимый для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в каждой возрастной группе дошкольного учреждения. Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова Музыкальный мир лучшие традиции и достижения в области теории, методики и практики дошкольного музыкального воспитания; лучшие традиции и достижения в области теории, методики и практики дошкольного музыкального воспитания; известные программно- методические материалы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников на основе народного творчества; известные программно- методические материалы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников на основе народного творчества; результаты исследований Лазарева М.Л., Петрушина В.И. и других в области музыкальной психологии и музыкальной терапии; результаты исследований Лазарева М.Л., Петрушина В.И. и других в области музыкальной психологии и музыкальной терапии; идеи и методы сказкотерапии; идеи и методы сказкотерапии;