В начальной и средней школе - одна математика.

ВЕЛИКАНОВА, ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА (1932–2002), советский диссидент, правозащитница.
Родилась 3 февраля 1932 в Москве в семье известного советского ученого-гидролога, члена-корреспондента АН СССР. Из семерых сестер и братьев Великановых почти все в той или иной степени принимали участие в правозащитном движении.

Великанова окончила в 1954 механико-математический факультет МГУ, работала учительницей на Северном Урале, затем, с 1957, – программистом-математиком в Москве.

Она присутствовала на Красной площади в Москве 25 августа 1968 во время «демонстрации семерых», протестовавших против вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию (одним из участников демонстрации был ее муж Константин Бабицкий), но участия в демонстрации не принимала. На суде над демонстрантами выступала в качестве свидетеля защиты.

Активно включилась в правозащитную деятельность после ареста мужа, со второй половины 1968. Ее подпись стоит под многими правозащитными петициями. В мае 1969 она вошла в состав первой советской независимой правозащитной организации – Инициативной группы по защите прав человека в СССР (ИГ); принимала участие в составлении большинства документов ИГ.

Много лет Великанова была активным участником издания правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий»; после ареста его редактора Натальи Горбаневской взяла на себя основные организационно-распорядительские функции – хранение и пополнение архива, сбор и систематизацию поступающих текущих материалов, поиск квартир для работы, распределение работы между участниками выпуска, организацию их встреч для совместного редактирования текста, печатание первого машинописного тиража выпуска. Она оставалась основным организатором работы «Хроники» вплоть до собственного ареста.

Великанова участвовала во встрече диссидентов в январе 1973, на которой было принято решение о приостановке издания «Хроники»; но осенью того же года она была одним из инициаторов его возобновления. 30 октября 1974 Великанова принимала участие в пресс-конференции на квартире Андрея Сахарова, посвященной объявлению этой даты Днем политзаключенного в СССР.

В 1970-е московская квартира Великановой постепенно стала одним из центров, куда стекалась информация о политических преследованиях в стране. В 1976 она была уволена с работы; на ее квартире неоднократно проводились обыски. 1 ноября 1979 она была арестована. Ей инкриминировались тексты обращений ИГ в ООН, выпуски «Хроники», а также связь с зарубежными издателями бюллетеня. 29 августа 1980 Московский городской суд приговорил ее за «антисоветскую агитацию» к 4 годам лагерей и 5 годам ссылки.

Еще до суда в Москве был организован общественный Комитет защиты Татьяны Великановой.

В своей диссидентской деятельности она следовала принципу несотрудничества с государственными органами. В частности, она отказывалась не только от дачи показаний по существу дела, но и от любых процессуальных действий (например, отказывалась подписывать протоколы допросов – поскольку, по ее мнению, вся деятельность, направленная на подавление инакомыслия, незаконна). Она – одна из немногих, кому удалось последовательно выдержать эти принципы в ходе собственного следствия и суда.

После завершения лагерного срока, который она отбывала в женской зоне мордовских политических лагерей, Великанова была в конце 1983 отправлена в ссылку в Мангышлакскую область (Западный Казахстан). В мае 1987 в ходе горбачевской кампании по освобождению политзаключенных ей было сообщено о помиловании, однако еще полгода она отказывалась принять помилование и оставалась на месте ссылки.

После возвращения в Москву работала в школе, преподавала математику и русский язык в младших классах.

Александр Даниэль

3 февраля исполнилось 75 лет со дня рождения одного из наиболее заметных российских правозащитников, педагога Татьяны Великановой. Мы републикуем статью из ее педагогического наследия и подборку материалов о ней.

Имя Татьяны Михайловны Великановой хорошо известно всем, кто знаком с историей правозащитного движения в СССР в 60-е - 80-е годы. Она занялась правозащитной деятельностью, когда арестовали ее мужа Константина Иосифовича Бабицкого - одного из тех, кто 25 августа 1968 года вышел на Красную площадь, чтобы протестовать против вторжения в Чехословакию. Работала, в отличие от очень многих диссидентов, систематично, аккуратно, без шума и суеты, и то, что в течение долгого времени регулярно выходила "Хроника текущих событий", - в весьма значительной степени ее заслуга. Разумеется, эта деятельность в тогдашних условиях не могла остаться незамеченной, и власть не обошла Татьяну Михайловну своим вниманием. Ее уволили из Центрального Экономико-математического института (она окончила отделение прикладной математики мехмата МГУ и была высококвалифицированным программистом); несколько лет работала санитаркой в больнице, потом отбыла лагерный срок. Во время следствия и суда не разговаривала с представителями "правосудия", не отвечала ни на какие вопросы и только после оглашения приговора произнесла два слова: "Комедия окончена". После лагеря была в ссылке в Казахстане. В 1986 г. категорически отказалось подать прошение о помиловании, что предлагали тогда сделать всем остававшимся политическим заключенным и ссыльным; пришлось отпустить ее без прошения.

Вернувшись в Москву, Татьяна Михайловна пошла работать в школу, и оказалось, что именно здесь ее настоящее призвание. Ее учительский опыт уникален: она преподавала математику одним и тем же детям с 1-го по 8-й класс, сломав искусственный барьер между "начальным" и "средним" курсами, являющийся пережитком давно исчезнувшего сословного устройства общества. Когда я в 1996 г. начал вместе с М. В. Рейзиным и Е. В. Козловской издавать "Новый педагогический журнал" (этот журнал издавался в Петербурге в 1996 - 1997 гг. тиражом 600 экз.; вышло всего 4 номера), я попросил Татьяну Михайловну написать о своем опыте; получилась короткая, но очень содержательная статья, которая была помещена в 4-м номере журнала и воспроизводится здесь.

В 2000-м г. я тоже стал школьным учителем и два с половиной года работал в одной школе с Татьяной Михайловной. Я получил от нее много полезных советов; а 10 июня 2002 г. она была у меня ассистентом на выпускном экзамене. Проверяла работы школьников с обычной своей тщательностью и аккуратностью, и мне, конечно, не могло прийти в голову, что я вижу ее в последний раз. 19 сентября она скончалась от слишком поздно обнаруженного онкологического заболевания. И хорошо, что память о ней останется не только в сердцах ее родных, друзей и учеников, но и в этой маленькой статье, благодаря которой у нее, быть может, найдутся последователи.

Алексей Гладкий

От редакции

“Нового педагогического журнала”Хотя начальная и средняя школы у нас, как правило, организационно и территориально объединены, в отношении преподавания они оторваны друг от друга. Единства и преемственности нет даже в изучении тех предметов, которые в той и другой школах по праву считаются важнейшими - родного языка и математики. Учителя, преподающие их в средних и старших классах, слабо представляют себе, каким образом они изучаются в начальной школе, и еще более слабое представление имеют учителя начальных классов об их дальнейшем изучении. Такое положение освящено традицией. Но ведь традиция эта восходит к тем временам, когда начальная школа и средняя школа были не звеньями одной системы образования, а разными системами образования, предназначенными для разных сословий. Может быть, пора от нее отказаться?

Какие цели и задачи стоят перед учителем, преподающим математику? Начну с начальной школы. В начальной школе первая и всеми признаваемая цель - научить элементарным приемам и навыкам счета. Вторая, не менее важная, - обеспечить успех каждому ученику. Успешность или неуспешность ученика в начальной школе во многом определяет его отношение к учебе, к школе вообще, и иногда всю его дальнейшую судьбу. Третья цель (в равной степени относящаяся и к средней школе) - привить вкус и любовь к интеллектуальной деятельности, обеспечить возможность творческого, поискового подхода к тому, чему его учат. В средней и старшей школе цели, конечно, шире, и одна из главных целей, как мне кажется - научить ребенка понимать, что мир сложен, но не хаотичен; что то, что мы изучаем (и как мы изучаем), - это всегда модели сложного, но реального; и, наконец, что любая модель действует в ограниченной области, и очень желательно знать границы применения модели.

Я веду математику в начальной школе и продолжаю в тех же классах до седьмого или восьмого. Такая организация преподавания математики имеет существенные преимущества перед обычной, когда математику в начальной школе ведет учитель начальных классов. Я уверена, что математическому мышлению следует обучать с первого класса.

Первое - идея "опережения". Многие понятия и даже разделы математики, которые даются в средних и старших классах, следует вводить уже в начальной школе. Это не означает, что их нужно "пройти" раньше, нужно только начать раньше. Пропедевтика сложного на более простом материале существенно облегчает прохождение этого сложного в дальнейшем. Дети радуются, встречая уже знакомые им вещи, о которых теперь можно узнать больше, или иначе, или в другом контексте. Задачу, которую они решали во втором классе методом "подбора", оказывается, можно решить в шестом или в восьмом классе с помощью уравнения, гораздо быстрее. Вычислительные приемы, которые учитель давал без объяснения (с обещанием объяснить в старших классах, "почему так получается"), оказывается, можно легко обосновать с помощью алгебры. И так далее. Идея "опережения" реализуется не только в отдельных темах, но и в ряде понятий и языковых конструкций, используемых в продолжение всего курса и постепенно математизируемых. Такие понятия, как "множество", "все", "каждый", "некоторые", максимум и минимум на некотором множестве, истинность и ложность утверждения, утверждение и его отрицание и т. д., вполне доступны ученикам начальной школы, а задачи, для которых эти понятия необходимы, неизменно вызывают интерес.

Вторая идея - необходимость организации таких видов деятельности ребенка и таких задач, в которых может быть проявлена самостоятельная, поисковая активность ученика. Традиционно в начальной и средней школе основное время уделяется изучению правил и процедур, а роль задач скорее иллюстративная. Сами же задачи - очень искусственно сконструированные модели, где все необходимые данные присутствуют, ничего лишнего нет, и ответ всегда получается "хороший". При этом однотипных задач много, и весь набор задач сводится к нескольким типам. В результате сильный ученик решает задачу сразу, а слабый ждет, когда решение появится на доске, и обоим скучно. В качестве "поисковых" задач можно давать такие, которые в начальной школе нельзя решить иначе, как "подбором". Такие задачи требуют времени и готовности пробовать. Учителю же нужно помочь ученикам в записи проб. Приученные к такой форме работы ученики не говорят: "Мы таких задач не проходили", а начинают сразу действовать. У учителя же появляется возможность наблюдать за процессом решения, помочь слабому ученику, подтолкнуть, довести до результата, похвалить. Очень важны такие задания, в которых ученики должны составить свои примеры, уравнения, задачи, удовлетворяющие заданным условиям. В таких заданиях тоже приходится пробовать, проверять, а в процессе поиска может быть найден, понят алгоритм составления такого уравнения или задачи. В средней школе в качестве "поисковых" задач можно давать реальные проблемы, возникающие в жизни (или в сказке!), решение которых имеет смысл не только тренировочный. Такую задачу ученик должен еще и "поставить", найти или узнать у учителя недостающие данные, отбросить лишние, выбрать необходимые математические процедуры и их последовательность, суметь все это записать удобным способом и т. д. На каждом этапе, естественно, возможна помощь учителя. Конкретные примеры таких задач будут даны ниже.

С идеей "поисковой" деятельности связана третья идея - работа в малых группах. Группы могут быть от двух до шести человек, могут быть составлены учителем, или "по желанию", или случайным образом, с помощью заготовленных номеров. В зависимости от задачи, которую предстоит решать, разбиение на группы можно делать по-разному. Важно, что дети могут обсуждать внутри группы и постановку, и способы решения задачи, и способы проверки, и даже разделять работу между собой, когда задача требует многих вычислений, например, проб. Обсуждение рождает идеи, идеи вызывают другие идеи, поиск пошел! В удачных случаях при наблюдении за работой такой группы возникало ощущение творческой атмосферы маленького научного коллектива.

Наконец, последний принцип, или прием: объединять все, что можно объединить; использовать все связи, аналогии, противопоставления и т. д. Поясню на примере. В учебниках есть задачи на скорость, на производительность, на наполнение бассейна и т. п. Ученику самому трудно понять, что задача на встречное движение двух поездов и задача о наполнении бассейна через две трубы с точки зрения математики - одна и та же задача; что "скорость" - это не только скорость поезда или машины, но и производительность. И если учитель поможет ученику увидеть эту общность, его понимание и умение решать такие задачи поднимутся на следующую ступень.

Теперь приведу примеры тем и задач, которые я использовала в первых - седьмых классах.

Выбор самого дешевого (или самого быстрого) способа доставки груза. Дается 2-3 вида грузовиков разной грузоподъемности, общий объем груза, цена за 1 рейс для каждого вида, время на 1 рейс и т. п. Задачу можно давать и в третьем, и в пятом, и в седьмом классе, варьируя данные. Степень сложности задачи меняется при этом очень сильно, но в любой постановке требует многих вычислений и выбора "лучшего" варианта по какому-нибудь параметру из нескольких возможных. В самом простом варианте это задача на "деление с остатком", в самом сложном - решение диофантовых уравнений.

Оклейка комнаты обоями. Даны параметры комнаты, размеры и цена одного рулона (видов обоев несколько). Нужно узнать, сколько и каких требуется рулонов, чтобы затраты были минимальными или не превосходили некоторой суммы. В последнем случае решений может быть несколько. Эту задачу, как и предыдущую, можно варьировать от самой простой (два вида обоев, оклеиваем одну стену) до значительно более сложной, когда, например, нужно учесть еще и периодичность рисунка.

Задачу приведу буквально: "Было 22 кролика. Каждая крольчиха родила 5 крольчат; из всех крольчат 20 оказались "мальчиками". Через год опять каждая крольчиха родила 5 крольчат. Всего стало 342 кролика. Сколько было крольчих сначала?". Задачу решали в пятом классе методом подбора, затем в седьмом с помощью уравнения.

Серия задач на решение уравнений в целых числах. а) Кузнечик прыгает по размеченной дорожке (числовому лучу), например, вперед на 8 единиц и назад на 5 единиц. Как ему попасть в заданную точку 4 или в точку 14? Задачи с кузнечиком годятся для любого класса, начиная с первого. б) Как сварить яйцо в течение 7 минут, если у нас есть только двое песочных часов: на 8 и на 3 минуты? Дети пробуют, считают и в какой-то момент радостно обнаруживают, что это "та же задача про кузнечика". в) Та же задача с песочными часами, но у нас есть трое различных часов и нужно найти самый быстрый способ.

Серия задач на комбинаторику. Эта серия бесконечна, и каждый учитель может составить множество задач для уровня своего класса, начиная с первого, когда перебор делается на реальных объектах.

Тема "Геометрия". Мои ученики в последнем классе начальной школы и в 5-ом классе в течение двух четвертей раз в неделю занимались построениями с помощью циркуля и линейки. Были проделаны все основные геометрические построения: деление отрезка пополам, проведение перпендикуляра к прямой из заданной точки, построение биссектрисы угла, треугольника по трем сторонам и некоторые другие. Все построения делались, конечно, без теории, на основе здравого смысла и симметрии. Строили биссектрисы углов треугольника и обнаружили, что они пересекаются в одной точке; то же самое с медианами и высотами. Вопрос "почему так получается" остался открытым до изучения геометрии в седьмом и восьмом классах. Таких "открытых" вопросов постепенно у нас накапливается много, и момент, когда они "закрываются", всегда вызывает оживление.

В начальной школе понятия биссектрисы, медианы, высоты треугольника можно проиллюстрировать перегибанием бумажных треугольников. Опыт показал, что те дети, у которых была такая "предварительная" геометрия в третьем и пятом классах, гораздо лучше (и с большим удовольствием) занимаются ею в старших классах.

Вероятность. В пятом классе я давала задачу, которую дети решали парами. Каждая пара получала две игральных кости разного цвета. Нужно было выяснить, какую часть всех бросков составляют те, в которых есть хотя бы одна цифра 4. Результаты записывались, суммировались, затем полученное отношение числа таких бросков к числу всех бросков сравнивали с долей двузначных чисел с четверкой среди всех тридцати шести возможных чисел.

Список примеров, задач и разнообразных видов деятельности можно продолжить, но, думаю, главное понятно. Ученик в школе не только получает знания, но и учится учиться, учится подходу к проблеме, задаче - не только интеллектуальному, но и эмоциональному. Поэтому, как мне кажется, важно, чтобы математику уже в начальной школе вел учитель, который ее знает и любит. Начальная школа должна выводить на "большую" математику, или, точнее - "большая" математика должна начинаться в начальной школе.

Приложение 1

... "Если бы наше общество сложилось как надо, в его постсоветский период, и умело бы преодолеть вечный свой грех неблагодарности, и воздать каждому по заслугам, то наша панихида проходила бы не здесь. Может быть, на Красной площади. Может быть, ее не хватило бы тогда для людей, которые, если бы они могли понять в полной мере, пришли бы отдать последний долг, проводить Таню в последний ее путь."

Юлий Ким, на прощании с Татьяной Михайловной в "Мемориале" в сентябре 2002-го

"Татьяна Михайловна была очень страстным человеком, человеком высоких пределов, и замечательная ее сдержанность, благородная простота - это результат страстного, прямого, сознательного самовоспитания".

Сергей Ковалев

Приложение 2

К 75-летию Татьяны Великановой

3 февраля исполняется 75 лет со дня рождения Татьяны Михайловны ВЕЛИКАНОВОЙ (1932–2002) - педагога и правозащитника, человека, сыгравшего одну из ключевых ролей в становлении независимой общественности и утверждения гражданских свобод в нашей стране.

Татьяна Великанова окончила механико-математический факультет МГУ в 1954 г., работала учительницей на Северном Урале, затем, с 1957 г. – математиком-программистом. В правозащитное движение активно включилась с осени 1968 г., после того, как ее муж Константин БАБИЦКИЙ был арестован за участие в демонстрации протеста на Красной площади против вторжения войск Варшавского договора в СССР. В мае 1969 г. вошла в состав Инициативной группы по защите прав человека в СССР - первой независимой правозащитной ассоциации в стране, состоявшей из 15 человек.

Т. М. Великанова принимала активное участие в выпуске машинописного информационного бюллетеня “Хроника текущих событий” – главного периодического издания советских правозащитников (выпускался с 1968 по 1983 г.). “Хроника”, первое самиздатское периодическое издание, выходившее с регулярностью журнала или газеты, сообщала о событиях, связанных с проявлениями диссидентской активности в СССР. Бюллетень консолидировал возникающее правозащитное движение в СССР, стал его инфраструктурным стержнем, “коллективным спикером” всех советских диссидентов. После ареста основателя и первого редактора “Хроники текущих событий” Натальи ГОРБАНЕВСКОЙ (l декабря 1969 г.), Татьяна Михайловна взяла на себя все основные организационно-распорядительские функции по изданию “Хроники”, став своего рода “исполнительным директором” издания, и в течение 1970-х несла на себе это бремя.

1 ноября 1979 г. Т. М. Великанова была арестована по обвинению в “антисоветской пропаганде и агитации” и 29 августа 1980 г. приговорена к 4 годам лагерей и 5 годам ссылки. Срок лишения свободы отбывала в Мордовских лагерях, ссылку – в Западном Казахстане. Освобождена из ссылки в 1987 г., в ходе “горбачевской амнистии” политзаключенных.

По возвращении Татьяна Михайловна вернулась к своей первой профессии педагога, преподавала в одной из московских школ.

Татьяна Михайловна Великанова относится к числу наиболее уважаемых и авторитетных участников правозащитного движения в СССР.

“Т. Великанова – одна из тех людей, которые в моих глазах воплощают правозащитное движение в СССР, его моральный пафос, его чистоту и силу, его историческое значение. <…> Она – сильный, волевой и трезвый по складу ума человек. Участие Т. Великановой в правозащитном движении отражает ее глубокую внутреннюю убежденность в нравственной, жизненной необходимости этого” (из “Воспоминаний” А. Д. Сахарова).

Общество “Мемориал”

Приложение 3

Суд над Татьяной Великановой

С 27 по 29 августа Московский городской суд под председательством зам. председателя суда В.Г.РОМАНОВА рассматривал дело Татьяны Михайловны ВЕЛИКАНОВОЙ (1932г.р.; арестована 1 ноября 1979г. - Хр.54), обвинявшейся по ст.70 УК РСФСР. Обвинитель - пом. прокурора г. Москвы С.Н.ЧИСТЯКОВ, защитник (назначенный) - адвокат А.В.БАТОВА.

Процесс проходил в здании народного суда Люблинского р-на г. Москвы - там же, где судили А.Э.КРАСНОВА-ЛЕВИТИНА (Хр.20), В.БУКОВСКОГО (Хр.23), А.ТВЕРДОХЛЕБОВА (Хр.40), Ю.ОРЛОВА (Хр.50). Это здание расположено удобно для перекрытия подходов и подъездов к нему.

"Дело" Т.ВЕЛИКАНОВОЙ состоит из 12 томов. На предварительном следствии было допрошено около 40 свидетелей; кроме того, в деле имеются извлечения из судебных дел П.ЯКИРА и В.КРАСИНА (суд - Хр.29), Г.СУПЕРФИНА (суд - Хр.32) и С.КОВАЛЕВА (суд - Хр.38), К делу приобщены данные радиоперехвата передач западных радиостанций о "Хронике текущих событий". Кроме того, по запросам следователя администрация ряда исправительно-трудовых лагерей представила свои данные о содержании в лагерях. Допросы Т.ВЕЛИКАНОВОЙ начались через два месяца после ареста. Допрашивали ее, в основном, КАТАЛИКОВ (Хр.54) и МАЛЫШЕВ (Хр.56). Во время предварительного следствия ВЕЛИКАНОВА ни на какие вопросы не отвечала. ВЕЛИКАНОВУ ознакомили с "покаянным заявлением"

Д.ДУДКО (Хр.57).

В числе допрошенных - М.СОЛОВОВ (суд - Хр.56) и епископ пятидесятников Н.П.ГОРЕТОЙ (суд - наст. вып.). Оба они отозвались о ВЕЛИКАНОВОЙ хорошо.

Пытались допросить также Валентину ПАЙЛОДЗЕ (Хр.56). На вопрос, говорит ли она по-русски, ПАЙЛОДЗЕ ответила, что достаточно хорошо говорит и по-русски, и по-грузински и потому ни на одном из этих языков показаний давать не станет.

Весной по делу ВЕЛИКАНОВОЙ были проведены обыск и допрос МА ХУНА (Хр.42).

В деле имеются записи о том, что состав преступления по ст.70 обнаружен в действиях Н.ЛИСОВСКОЙ, Т.ОСИПОВОЙ, С.БЕЛАНОВСКОГО, МА ХУНА.

Следствие по делу ВЕЛИКАНОВОЙ закончилось еще в мае. 30 мая с ней беседовала адвокат БАТОВА. Узнав, что БАТОВА приглашена следствием, ВЕЛИКАНОВА отказалась от ее услуг.

Родственники Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ узнали о том, что 27 августа начинается суд над ней, только утром того же дня - из телефонного звонка иностранного корреспондента (оказалось, что зарубежное радио сообщило об этом еще ночью) .

Квартал, где находится здание суда, был оцеплен сотрудниками ГАИ и закрыт для автомобильного движения; машины направлялись в объезд. Это продолжалось все три дня. Местные жители по этим признакам сразу "опознали" политический процесс и в разговорах с собравшимися у суда вспоминали проходивший здесь в мае 1978г. процесс Ю.ОРЛОВА.

В зал суда кроме "спецпублики" пустили только детей и сестер Т.ВЕЛИКАНОВОЙ. Сестер ВЕЛИКАНОВЫХ при входе обыскали - проверяли, нет ли при них магнитофонов. Детей Т.ВЕЛИКАНОВОЙ пропустили без обыска, однако в первый же перерыв их затолкали в боковую комнату, где находилось около дюжины милиционеров, и потребовали "предъявить" содержимое сумок и карманов. Когда те отказались это сделать, их обыскали насильно. Изъято ничего не было.

Т.ВЕЛИКАНОВА полностью отказалась принимать какое-либо участие в суде. Единственными поводами, по которым ВЕЛИКАНОВА несколько раз обращалась к суду, были:

Отказ от назначенного адвоката: "Мне не нужен второй прокурор", - сказала она. В одном из заявлений на эту тему Т.ВЕЛИКАНОВА указала, что по мнению адвоката она, ВЕЛИКАНОВА, обвиняется в "нелегальном общении с иностранцами". "Это - юридические взгляды тридцатилетней давности", - отметила Татьяна Михайловна. Она сказала также, что в беседе с ней адвокат назвала настоящий суд "закрытым". В заключение она добавила, что, несмотря на ее просьбу, адвокат не сообщила детям о начале суда и уже поэтому она не может этому адвокату доверять. (По словам адвоката, ей сообщили о месте суда за час до его начала.) Адвокат БАТОВА поддерживала ходатайство о своем отводе. Она сказала, что не может найти контакт с подсудимой - та полностью отвергает ее линию защиты. БАТОВА фактически объявила о своей некомпетентности в такого рода делах. Суд ходатайство об отводе адвоката регулярно отклонял.

В начале суда ВЕЛИКАНОВА выразила удивление, почему в зале суда нет ее сестер, матери и друзей. (Сестры вскоре появились; мать незадолго до суда перенесла тяжелый инсульт, о чем ВЕЛИКАНОВА не знала; что касается отсутствия друзей, то судья переадресовал вопрос ВЕЛИКАНОВОЙ коменданту суда.) В течение судебного разбирательства ВЕЛИКАНОВА несколько раз требовала, чтобы в зал впустили ее друзей, выражая уверенность в том, что они находятся у дверей здания суда. В конце концов комендант заявил, что перед дверьми никого нет (действительно, в этот момент люди, собравшиеся у здания суда, были оттеснены на несколько десятков метров).

На второй день процесса Т.ВЕЛИКАНОВА попыталась зачитать свое заявление, в котором она мотивировала свой отказ от участия в суде. Судья не разрешил ей этого сделать и предложил передать заявление суду в письменной форме. Вот полный текст этого заявления:

Я отказываюсь участвовать в процессе, т.к. считаю его, как и все предыдущие подобные процессы, противоправным. Как проходили все предыдущие процессы, мне хорошо известно. О моем - могу судить уже по следствию и обвинительному заключению.

Мне предъявили большое количество заявлений, обращений и т.д., а также двадцать шесть номеров журнала "Хроника текущих событий". Меня обвиняют в клевете. Это громадный материал, где приведены тысячи эпизодов, лиц... Я убедилась, что у следствия и суда нет и не было задачи исследовать этот материал. Объективный и беспристрастный анализ его, конечно, обнаружил бы ошибки, и не мало. Но такой анализ выявил бы и другое: что журнал "Хроника текущих событий" - журнал отнюдь не клеветнический и цель его - максимально объективное и добросовестное изложение фактов нарушения законов органами власти и отдельными ее представителями, а также фактов противостояния людей этим нарушениям. Большая часть материала "Хроники", имеющаяся в моем деле, следствием не только не исследовалась, но тщательно обходилась.

Из сказанного вытекают логически те процессуальные нарушения, которые сопровождают каждый такой процесс. Например, я не знаю такого закона, по которому кто-то мог бы определить состав публики в зале суда. Я уверена, что такого закона нет и не может быть. И тем не менее каждый раз суд или какие-то другие не известные мне лица определяют не только то, кого нельзя допустить в суд, но и кого нужно пригласить. При этом допускаются любые способы помешать "нежелательным" лицам прийти в суд и даже подойти к суду, вплоть до задержания на улице и доставки в милицию по фиктивному обвинению, например, в краже чужой сумки. Так было со мной лично, так было много раз с другими людьми.

Я не верю в независимость суда. Я считаю, что все участники процесса - судья, заседатели, адвокат, прокурор - не могут, не смеют действовать согласно своей совести и закону. А если бы такие и нашлись, они не были бы назначены на этот процесс. В таком процессе я оказалась бы соучастником этого беззакония. Я уважаю закон и потому отказываюсь участвовать в процессе.

Помимо вышеуказанных ходатайств и заявлений Т.ВЕЛИКАНОВА не вступала с судом ни в какие отношения; она присутствовала на заседаниях, держала себя свободно и отстраненно, внимательно, иногда - с интересом наблюдала за происходящим.

Обвинялась ВЕЛИКАНОВА в следующем:

Участие в Инициативной группе по защите прав человека в СССР "совместно с единомышленниками Якиром, Красиным, Ковалевым и другими"; участие в обсуждении, составлении и подписании документов Инициативной группы; участие в распространении этих документов внутри СССР и передача их за рубеж, где их широко использовали "буржуазные пропагандистские центры" и "зарубежные антисоветские организации" в целях "подрыва идеологических, политических и дипломатических позиций Советского государства на международной арене". Эта деятельность ВЕЛИКАНОВОЙ датируется маем 1969г. (организация Инициативной группы - Хр.8) - январем 1972г. (Хр.24).

Участие "совместно с А.Сахаровым, Т.Ходорович, С.Ковалевым и другими единомышленниками" в составлении, подписании и распространении различных писем, заявлений и обращений в период с сентября 1973г. по октябрь 1974г. Тем самым ВЕЛИКАНОВА "способствовала проведению идеологических диверсионных актов против нашей страны".

В октябре 1974г. ВЕЛИКАНОВА организовала "сборище с участием иностранных корреспондентов", посвященное "так называемому Дню заключенных"; там же передала этим корреспондентам "нелегально изготовленные и полученные из мест лишения свободы" документы, "содержащие клеветнические измышления в отношении органов государственной власти, отдельных аспектов внутренней политики СССР, советского строя и СЭВ" (Хр.33).

В 1974г., "изыскивая новые возможности для продолжения преступной деятельности", ВЕЛИКАНОВА, совместно с КОВАЛЕВЫМ и ХОДОРОВИЧ, возобновила издание и распространение "антисоветского клеветнического нелегального сборника "Хроника текущих событий", выпуск которого был прекращен (приостановлен - Хр.) в 1972г." (7 мая 1974г. Т.ВЕЛИКАНОВА, С.КОВАЛЕВ и Т.ХОДОРОВИЧ заявили, что они берут на себя ответственность за распространение "Хроники" - Хр.32); тогда же "вместе с Ковалевым и Ходорович" ВЕЛИКАНОВА передала 28, 29 и 30 выпуски "Хроники" иностранным корреспондентам.

В 1974-1979гг., вместе с КОВАЛЕВЫМ (его арестовали 27 декабря 1974г. - Хр.34), ХОДОРОВИЧ (она эмигрировала 6 ноября 1977г. - Хр.47) "и другими лицами", изготовила и распространила в СССР, в также - "в ущерб интересам Советском Союза" - передала за границу 25 выпусков "Хроники" - с 28-го по 52-й. Собирала и редактировала материалы дня этих выпусков. Собрала и хранила материалы для 53 выпуска. Все эти выпуски содержали "тенденциозно подобранные и в клеветническом духе изложенные" сведения о деятельности судебно-следственных органов, "искаженные сведения о содержании осужденных в местах лишения свободы и душевнобольных в психиатрических учреждениях", в них пропагандировалась антисоветская литература. Материалы "Хроники" подбирались "с целью дискредитации внутренней политики Советского государства".

- "Преследуя цель активизации антисоветской деятельности", ВЕЛИКАНОВА "продолжала поддерживать преступные связи со своими единомышленниками: Чалидзе, Литвиновым, Алексеевой, Закс, Ходорович и другими лицами, выехавшими из СССР", С их помощью она организовывала размножение "Хроники текущих событий" и "иных клеветнических материалов" в издательстве "Хроника-пресс" и в "иных зарубежных антисоветских издательствах", распространение этих материалов за рубежом и "нелегальную засылку" их в СССР. Вообще, Т.ВЕЛИКАНОВА "координировала антисоветскую деятельность как различных лиц в СССР, так и обществ и организаций за границей".

Кроме этих, основных, обвинений Т.ВЕЛИКАНОВОЙ инкриминируется, что в 1971г. она давала читать "Технологию власти" АВТОРХАНОВА и "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" АМАЛЬРИКА своему знакомому К.ЗАЙНУТДИНОВУ и хранила у себя дома книгу канадского издания "Карл Маркс о России".

Первый свидетель - ГЛАЗКО, бывший начальник отдела в ВЦ Главмосавтотранса, где работала программистом Т.ВЕЛИКАНОВА ГЛАЗКО и Татьяна Михайловна кивнули друг другу довольно приветливо. ГЛАЗКО давал показания в дружелюбной манере. Он сказал, что они работали вместе пять лет, отношения у них были хорошие. ВЕЛИКАНОВА была в отделе ведущим специалистом, "очень хороший и опытный работник", хотя "отдавала себя работе на 40%, а могла бы - на 100%". Часто опаздывала на работу, ссылаясь на то, что часто выходит на машину вечером. Был спор по поводу некоторой задачи, которую ВЕЛИКАНОВА отказывалась брать, считая ее неправильно поставленной. ГЛАЗКО настаивал, но - "как вы, вероятно, знаете, Татьяна Михайловна готова умереть за свои убеждения". Общественных поручений ВЕЛИКАНОВА не имела, в выборах участвовать отказывалась не выходила встречать иностранных гостей ("Если я кого захочу встретить, то встречу сама"); не имела телевизора. На субботники, однако, ходила. Касаясь политических взглядов ВЕЛИКАНОВОЙ, ГЛАЗКО отметил, что она считала однопартийную систему неэффективной, вызывающей "социальный застой"; по ее мнению, выборы являются фикцией, советские газеты и радио - врут. По определению свидетеля, Т.ВЕЛИКАНОВА - "единомышленница Сахарова". Утверждение о том, что советское государство ВЕЛИКАНОВА назвала фашистским, ГЛАЗКО не подтвердил (этот эпизод, со ссылкой на показания ГЛАЗКО, присутствовал в обвинительном заключении; в приговоре он опущен).

Свидетель М.М.КОНДРАТОВ (Хр.40) - работник лагеря, в котором пять лет назад сидел А.ФЕЛЬДМАН (Хр.30). По словам свидетеля, ФЕЛЬДМАН "держался в стороне от коллектива", все время - с книжками. Читать ему не мешали, ограничений в переписке он не имел. Сообщение об избиении ФЕЛЬДМАНА (Хр.32, 40) подтвердил, отметив, что не знает, кто его бил, и что били несильно. Сообщение "Хроники" о том, что он, КОНДРАТОВ, антисемит, отверг с пафосом: вообще смешно говорить об антисемитизме в СССР!

Свидетель Г.Е.КОРОЛЕВА - племянница хозяйки квартиры, которую снимала Т.ВЕЛИКАНОВА в 1974г. КОРОЛЕВА излагает эпизод с обнаружением и сдачей в милицию бумаг, оставленных в квартире. (Показания КОРОЛЕВОЙ по существу повторяют аналогичные показания об этом эпизоде на суде над Сергеем КОВАЛЕВЫМ - Хр.38.)

Свидетель КОЛОДКО (1906г.р.) - заключенный, сидит уже двадцать третий год. Рассказывает об условиях содержания в лагере (17 Мордовский лагерь): условия хорошие, питание нормальное, в больнице даже дают компот. Работа - шитье рукавиц; он, КОЛОДКО, перевыполняет норму.

Т.ВЕЛИКАНОВА просит у свидетеля извинения за то, что была невольной причиной его утомительного путешествия этапом в Москву и обратно. ВЕЛИКАНОВА: "Желаю Вам поскорее освободиться". КОЛОДКО: "И Вам того же желаю".

Следующий свидетель - тоже заключенный, Александр СОЛДАТОВ; осужден по обвинению в "грабеже" (Хр.45). Сын политического заключенного Сергея СОЛДАТОВА (суд - Хр.38). Держится неуверенно, отвечает преимущественно односложно, иногда ограничивается кивком головы или пожимает плечами; каждый предложенный ему вопрос обдумывает по несколько минут. По впечатлениям присутствовавших, А.СОЛДАТОВ, видимо, с трудом понимает смысл задаваемых ему вопросов (он всю жизнь жил в Эстонии и не очень хорошо знает русский); с другой стороны, ни в коем случае не хочет повредить ни себе, ни другим неосторожным ответом. На вопрос судьи, в каких он с ВЕЛИКАНОВОЙ отношениях, ответить не сумел.

За что отбываете наказание?

Вас интересует статья? (Называет статью.)

Несколько позднее:

Я ведь вообще не знаю, за что сижу...

СОЛДАТОВА также спрашивали об условиях содержания в лагере. Условия - "нормальные", работа не тяжелая. На вопрос судьи, как с СОЛДАТОВЫМ обращались во время следствия, отвечает:

Меня избили.

Кто Вас избил?

Я не помню.

Это были Ваши сокамерники?

Нет, не сокамерники. (Об избиении А.СОЛДАТОВА - см. Хр.48.)

Когда речь зашла о показаниях А.СОЛДАТОВА по делу Т.ВЕЛИКАНОВОЙ весной 1980г., тот обратил внимание суда на то, что под протоколом нет его подписи. СОЛДАТОВ настаивал на том, что о деятельности подсудимой ничего не знает.

Александра СОЛДАТОВА выводят. Когда его проводят мимо скамьи подсудимых, Татьяна Михайловна кивает ему и произносит несколько ободряющих слов.

Следующий свидетель - главврач центральной больницы Пермских лагерей МИНАХМЕТОВА (?). Больница, по ее словам, обеспечена всем необходимым, есть возможность вызвать любого специалиста, лекарства с базы они получают без ограничений. В каждом лагере - своя санчасть, тоже хорошо оборудованная. Прием больных дважды в день, утром и вечером. Насильно никого не лечат, но иногда приходится уговаривать например, пойти к стоматологу.

Свидетель Вениамин КОЖАРИНОВ (Хр.19, 21, 30).

Знакомы ли с подсудимой?

Но на предварительном следствии Вы показали...

Был знаком косвенно; может, и видел. В 1968-70гг. размножал по просьбе КРАСИНА какие-то тексты, после ареста КРАСИНА за тунеядство (Хр.11, 22) больше этим не занимался. Через КРАСИНА познакомился и подружился с ЯКИРОМ, бывал в доме П.Г.ГРИГОРЕНКО.

Видели ли Вы там Великанову?

Не помню; это было давно, больше 10 лет назад.

На допросе Вы показали, что видели ее у Григоренко.

Раз я давал такие показания, значит, так оно и есть.

Были ли в Вашем присутствии разговоры об Инициативной группе?

Не помню.

Но на допросе Вы показывали, что при Вас в доме П.Г.Григоренко шел разговор о создании Инициативной группы. Там были, по Вашим словам, Якир, Красин, Великанова и другие.

Не помню этого, но от своих старых показаний не отказываюсь.

Несколько свидетелей в суд не явились. Показания троих из них были зачитаны.

Сергей АЛЕКСЕЕВ (сын Л.М.АЛЕКСЕЕВОЙ, был допрошен зимой 1980г., а в мае уехал за границу - Хр.57) на первом допросе показаний не давал (Хр.56), на втором показал, что с ВЕЛИКАНОВОЙ знаком, видел ее у матери. Знал, что его мать участвовала в правозащитном движении; сам он этими проблемами не интересуется. Политических разговоров между матерью и ВЕЛИКАНОВОЙ не слышал. Его впечатление о Татьяне Михайловне: приятная женщина, добрая, честная. Предъявленное ему письмо действительно написано его матерью: он опознает почерк приписки "Привет Тане!" (само письмо было напечатано на машинке).

Показания свидетеля ГАЙНИЧЕНКО (начальник одного из Мордовских лагерей). В его показаниях раскрывается антиобщественное лицо ряда заключенных - В.ОСИПОВА, С.СОЛДАТОВА и других (всего пять или шесть фамилий). Все они - тунеядцы, отщепенцы, не ходят на политзанятия, не участвуют в общественной жизни лагеря.

Показания свидетеля Камиля ЗАЙНУТДИНОВА. Познакомился с Т.ВЕЛИКАНОВОЙ, когда она приехала в поселок Красный Затон, под Сыктывкаром, где в 1969-1970гг. отбывал ссылку ее муж Константин БАБИЦКИЙ (Хр.4). После того, как в Красном Затоне побывала Т.М.ВЕЛИКАНОВА, там появилась самиздатская литература: АВТОРХАНОВ, МАНДЕЛЬШТАМ, СОЛЖЕНИЦЫН и др. БАБИЦКИЙ давал ему кое-что читать: сначала - "Раковый корпус", потом судебные документы. После приезда друзей БАБИЦКОГО тоже появлялись книги. ЗАЙНУТДИНОВ не знает, кто их привозил, но думает, что это делали Анатолий ЯКОБСОН и Леонид ФЛИШМАН. Потом он приезжал в Москву, жил у Т.М.ВЕЛИКАНОВОЙ месяц, видел, что на книжных полках открыто стоит самиздат. Вместе с сестрой Т.ВЕЛИКАНОВОЙ Ксенией был у Эрнста РУДЕНКО, "который переплетал для них антисоветские произведения". Вместе с братом Т.ВЕЛИКАНОВОЙ Кириллом и Вадимом ДЕЛОНЕ ходил в гости к ДАНИЭЛЮ ("Сейчас все они занимаются на Западе антисоветской деятельностью"). А еще ЗАЙНУТДИНОВ побывал у Ксении ВЕЛИКАНОВОЙ на вечеринке; там торговали самиздатом. Он приценивался к "Раковому корпусу", но это оказалось слишком дорого - 20 руб. Тогда он попросил Ксению Михайловну дать ему эту книгу почитать. Та дала. С 1971г. ничего о деятельности Т.М.ВЕЛИКАНОВОЙ не знает.

Затем открылись прения сторон.

Речь прокурора началась и кончилась цитатами из ЛЕНИНА. В середине говорилось о международном положении, о том, что деятельность ВЕЛИКАНОВОЙ была в интересах реакционных кругов Запада и что это подтверждается связями ВЕЛИКАНОВОЙ с эмигрантами: БУКОВСКИМ, ПЛЮЩОМ, АЛЕКСЕЕВОЙ, ЛИТВИНОВЫМ, ЗАКС, АМАЛЬРИКОМ, ШРАГИНЫМ, ХОДОРОВИЧ. Все эти люди связаны с антисоветскими организациями на Западе. В качестве доказательства прокурор ссылался на изъятую у ВЕЛИКАНОВОЙ переписку, на показания свидетелей ГЛАЗКО, ЗАЙНУТДИНОВА, КОЖАРИНОВА, на материалы дел КОВАЛЕВА и СУПЕРФИНА. Он потребовал приговорить Т.ВЕЛИКАНОВУ к четырем годам лагерей и пяти годам ссылки.

Адвокат БАТОВА в своей речи отметила, что впервые сталкивается с таким сложным делом. Подсудимая настойчиво отказывается от адвоката, "человека, самого близкого ей сейчас". "Я говорю это для того, - объяснила БАТОВА, - чтобы подчеркнуть, в каких тяжелых условиях я работаю". Почти все инкриминируемые ВЕЛИКАНОВОЙ действия относятся ко времени до 1974г. В 1974 году ей вынесли официальное предостережение, из которого следует, что вся ее деятельность была хорошо известна. Однако ее не арестовали даже тогда, в разгар дела ЯКИРА и КРАСИНА (дело ЯКИРА-КРАСИНА кончилось в сентябре 1973г. - Хр.30). За одну и ту же вину, заметил адвокат, нельзя НАКАЗЫВАТЬ дважды. Показания свидетелей КОРОЛЕВОЙ, ЗАЙНУТДИНОВА, АЛЕКСЕЕВА, КОЖАРИНОВА ничего не доказывают. Они не относятся непосредственно к ВЕЛИКАНОВОЙ. Адвокатом была зачитана характеристика с последнего места работы Т.ВЕЛИКАНОВОЙ (санитарка в детской больнице): работает добросовестно, к детям относится чутко. (Из зала: "Подумаешь!") Подсудимая вырастила троих детей, хороших, здоровых детей. Конечно, документы, которые подсудимая подписывала, "носят определенный характер. Но ведь мы наказываем, чтобы воспитать, а не чтобы отомстить, товарищи судьи?" В статье 70 предусмотрен широкий диапазон наказаний. Есть и такая мера: от двух до пяти лет ссылки. Адвокат считает возможным назначить ВЕЛИКАНОВОЙ наказание, не связанное с лишением свободы.

В ответ на предложение произнести последнее слово ВЕЛИКАНОВА лишь сказала: "Фарс окончен - ну, и окончен".

Т.ВЕЛИКАНОВА не пожелала подавать кассационную жалобу. 28 сентября она была этапирована из Москвы. 3 октября прибыла в 3-й Мордовский лагерь.

Советская печать откликнулась на процесс ВЕЛИКАНОВОЙ большой статьей в "Советской России" от 31 августа "Со щитом клеветы". Под статьей стоит подпись - "В.ИВАНОВ". Основной упор в статье делается на связи Т.ВЕЛИКАНОВОЙ с Западом. Обильно цитируются письма к ней из-за рубежа. Довольно много места уделяется "Хронике текущих событий", ни разу не названной своим именем:

Материалы дела (на суде были предъявлены как машинописные экземпляры пасквилей, так и отпечатанные в Нью-Йорке в антисоветском издательстве "Хроника - Пресс" и нелегально доставленные в СССР типографские издания этой клеветнической стряпни) не оставили никакого сомнения в том, что за "правду" имели в виду авторы антисоветских пасквилей.

Вся эта "информация" стряпалась по одному рецепту: стало известно о предании кого-то суду, пусть даже жулика или хулигана, - немедленно сообщение о преследованиях за убеждения, прослышали о наказаниях в какой-то колонии за нарушение режима - тут же шум по поводу якобы жестокого обращения с заключенными.

Великанову и ее сообщников, именующих себя "защитниками прав", меньше всего интересуют права в том широком и полном объеме, в котором они провозглашены и гарантированы Конституцией СССР. Их интересы ограничены совершенно определенным кругом тем - тюрьмы, исправительно-трудовые колонии, аресты. Словом, собирается вся грязь - от слухов и сплетен до откровенной клеветы, вызывающих у каждого нормального человека чувство омерзения и ощущение запаха помойных отбросов.

Москвичам запомнилась история со взрывом бомбы в метро, когда по вине преступников пострадало 44 человека, семь из которых погибли. И вот суду предъявляется один из последних выпусков сборника, который Великанова готовилась отправить за рубеж. Среди прочих клеветнических материалов в нем содержится и целый раздел, озаглавленный "Дело о взрыве в метро" (Хр.52 - Хр.).

Здесь каждая строка - смесь вымыслов со злонамеренной клеветой. Здесь и сожаление о "слишком суровом приговоре", и намеки на какое-то алиби, имевшееся у преступников.

После суда оставшиеся на свободе члены Комитета защиты Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ - Л.И.БОГОРАЗ, Е.Г.БОННЭР, С.В.КАЛЛИСТРАТОВА и Л.З.КОПЕЛЕВ - поставили свои подписи под следующим текстом:

Бессмысленно говорить о каких-либо нарушениях закона в деле Великановой: законом здесь и не пахло. Были внешние детали - ложные символы законности: здание суда (за тройным милицейским кордоном), зал заседаний (охранявшийся от Таниных друзей строже, чем склад боеприпасов), прокурор, судьи, человек, назвавшийся адвокатом (отвергнутый Татьяной: "Мне второй прокурор не нужен!" - и все же оставленный судом при заданной роли), люди, исполнявшие роли свидетелей (среди них - ни разу не видевшие Таню в глаза, ничего не слыхавшие о ней и ее деятельности), 12 томов "дела". Татьяне Великановой предназначалась роль подсудимой - но она отказалась играть эту роль. И спектакль рассыпался, не состоялся. Суда не было, осталась единственная реальность: конвой (в солдатской, милицейской и штатской форме), отгородивший Татьяну от ее друзей, и тюремная машина, которая увезла ее из нормальной жизни на 9 лет.

Мы, друзья Тани, три дня стоявшие на улице у здания суда, стремились попасть внутрь вовсе не для "слушания дела" - просто мы хотели увидеть Таню, наглядеться на нее перед долгой разлукой, которая началась еще 10 месяцев назад.

Что там было слушать, в зале? Вопросы судьи о лагерном супе; растерянные, невпопад ответы "свидетелей"; беспомощный лепет адвоката; бессодержательное громыхание прокурора; запрограммированные выкрики отборной "публики"

- "Мало дали!". Все это было ни о чем и ни к чему, всю эту несвязицу можно было тянуть еще неделю или обойтись вовсе без нее. Великанова молчала - и заготовленные против нее удары упали в пустоту. "Фарс окончен", - сказала она после приговора.

После суда над Татьяной Великановой заранее потерян смысл следующих процессов - над ожидающими своей очереди в тюрьмах Бахминым, Абрамкиным, Подрабинеком, Осиповой, Лавутом, Терновским и остальными. Зачем? Конвой, тюрьма, лагерь, воронок - и так всегда наготове.

В первый день суда Тане удалось издали махнуть нам рукой.

29 августа Московская группа "Хельсинки" приняла документ N140 "Суды над Татьяной Великановой и священником Глебом Якуниным".

В тот же день письмо "Кто осужден?" о приговорах Т.ВЕЛИКАНОВОЙ и Г.ЯКУНИНУ подписали пятьдесят семь человек: Е.АЛЕКСЕЕВА, С.АНИЩЕНКО, Н.БАБИЦКАЯ, Ф.БАБИЦКИЙ, Л.БОГОРАЗ, Л.БОЙЦОВА, Е.БОННЭР, Ю.ВЕЛИЧКИН, Е.ГАЙДАМАЧУК, Ю.ГАСТЕВ, В.ГЕРШУНИ, М.ГЕФТЕР, А.ГОРГАН, А.ГОТОВЦЕВ, С.ГРИММ, З.ДЗЕБОЕВА, В.ДОЛГИЙ, М.ДУБАХ, М.ЗОТОВ, В.ИСТОМИН, Н.ИСТОМИНА, А.КАБИНОВА, Д.КАЗАЧКОВА, С.КАЛЛИСТРАТОВА, И.КОВАЛЕВ, Н.КОМАРОВА (НЕКИПЕЛОВА), Л.КОПЕЛЕВ, Е.КОСТЕРИНА, В.КРОНРОД, В.КУВАКИН, С.ЛАВУТ, М.ЛАНДА, Р.ЛЕРТ, М.ЛИЯТОВ (ЯКОВЛЕВ), Н.МЕЙМАН, И.МЯСКОВСКИЙ, М.НОВИКОВ, Г.ПАВЛОВСКИЙ, З.ПЕРЧАТКИНА, М.ПЕТРЕНКО (ПОДЪЯПОЛЬСКАЯ), В.ПОЛИЩУК, Г.ПОЛИЩУК, К.ПОПОВ, Н.ПРОКОПЧИК, Т.ПРОКОПЧИК, А.САХАРОВ, Ф.СЕРЕБРОВ, А.СМИРНОВ (КОСТЕРИН), В.СМУШКЕВИЧ, В.СОРОКИН, С.СОРОКИНА, Л.ТЕРНОВСКАЯ, В.ТОЛЬЦ, С.ХОДОРОВИЧ, Ю.ШИХАНОВИЧ, В.ЩЕГЛОВ, Ф.ЯСИНОВСКАЯ (ЛИТВИНОВА).

великанова татьяна михайловна карпова, великанова татьяна михайловна дударева
советский диссидент, правозащитник

Татья́на Миха́йловна Велика́нова (3 февраля 1932 - 19 сентября 2002, Москва) - советский диссидент, участница правозащитного движения в СССР, одна из членов-основателей первой в Советском Союзе правозащитной организации «Инициативная группа по защите прав человека в СССР».

  • 1 Биография
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

Дочь гидролога и гидродинамика Михаила Андреевича Великанова. 1954 году Великанова закончила механико-математический факультет МГУ, работала учительницей в сельской школе на Урале. С 1957 года в Москве, сотрудник вычислительного центра, программист.

Муж Великановой, лингвист Константин Бабицкий, был среди семи участников демонстрации протеста против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию 25 августа 1968 года, был сослан на 3 года в Коми АССР.

В 1969 году Великанова стала одним из членов-основателей первой в СССР правозащитной организации «Инициативная группа по защите прав человека в СССР». 1970 г. Великанова взяла на себя основные организаторские функции в подготовке главного периодического издания советских правозащитников «Хроника текущих событий» - машинописного информационного бюллетеня, выходившего с 1968 г. За девять лет под её руководством было выпущено около тридцати выпусков «Хроники». мае 1974 г. Т. Великанова, С. Ковалев и Т. Ходорович открыто взяли на себя ответственность за распространение этого издания.

1 ноября 1979 года Татьяну Великанову арестовали по обвинению в «антисоветской пропаганде». августе 1980 года Московский городской суд приговорил её к 4 годам лишения свободы и 5 годам ссылки. Заключение она отбывала в Мордовии, ссылку - в Западном Казахстане (Мангышлакская область). Пребывание Великановой в заключении описано в повести «Серый - цвет надежды» Ирины Ратушинской.

См. также

  • Хроника текущих событий
  • Татьяна Ходорович
  • Сергей Ковалев

Примечания

  1. Ирина Ратушинская. Серый - цвет надежды. Overseas Publications Interchange Ltd. 1989; ISBN 1-870128-41-9
  2. Великанова Т. М. начальной и средней школе - одна математика. - Методическая коллекция 57 школы

Ссылки

  • статья о Татьяне Великановой
  • передача «Радио Свобода» к 75-летию со дня рождения Татьяны Великановой
  • Документ Московской Хельсинкской группы о суде над Т. Великановой.
  • Леонард Терновский. Тайна ИГ. http://web.archive.org/web/20020713014756/http://www.hro.org/editions/karta/nr22-23/ig3.htm
  • «С первого выпуска было понятно, что это вещь эпохальная» - o 40летнем юбилее Хроники текущих событий 30 апреля 2008 в «Мемориале».

Введение

Татья́на Миха́йловна Велика́нова (3 февраля 1932 - 19 сентября 2002, Москва, Россия) - советский диссидент, участница правозащитного движения в СССР, одна из членов-основателей первой в Советском Союзе правозащитной организации «Инициативная группа по защите прав человека в СССР».


1. Биография

В 1954 году Великанова закончила механико-математический факультет МГУ, работала учительницей в сельской школе на Урале. С 1957 года в Москве, сотрудник вычислительного центра, программист.

Муж Великановой, лингвист Константин Бабицкий, был среди семи участников демонстрации протеста против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию 25 августа 1968 года, был сослан на 3 года в Коми АССР.

В 1969 году Великанова стала одним из членов-основателей первой в СССР правозащитной организации «Инициативная группа по защите прав человека в СССР». В 1970 г. Великанова взяла на себя основные организаторские функции в подготовке главного периодического издания советских правозащитников «Хроника текущих событий» - машинописного информационного бюллетеня, выходившего с 1968 г. За девять лет под её руководством было выпущено около тридцати выпусков «Хроники». В мае 1974 г. Т. Великанова, С. Ковалев и Т. Ходорович открыто взяли на себя ответственность за распространение этого издания.

1 ноября 1979 года Татьяну Великанову арестовали по обвинению в «антисоветской пропаганде». В августе 1980 года Московский городской суд приговорил её к 4 годам лишения свободы и 5 годам ссылки. Заключение она отбывала в Мордовии, ссылку - в Западном Казахстане (Мангышлакская область). Пребывание Великановой в заключении описано в повести «Серый - цвет надежды» Ирины Ратушинской .


Примечания

  1. Ирина Ратушинская . Серый - цвет надежды - lib.ru/MEMUARY/RATUSHINSKAYA/ratush_gch.txt. Overseas Publications Interchange Ltd. 1989; ISBN 1 870128 41 9
  2. Великанова Т. М. В начальной и средней школе - одна математика - sch57.msk.ru/collect/velik.htm. - Методическая коллекция 57 школы
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 14.07.11 19:27:56
Похожие рефераты: Татьяна Михайловна , Красовская Татьяна Михайловна , Мушинская Татьяна Михайловна , Вечеслова Татьяна Михайловна , Лиознова Татьяна Михайловна , Чаусова Татьяна Михайловна , Ивинская Татьяна Михайловна , Карпова Татьяна Михайловна .

Категории: Персоналии по алфавиту , Репрессированные в СССР ,

Памятник Татьяне Великановой (1932–2002) , одной из основателей первой советской правозащитной организации. Установлен на Хованском кладбище в Москве.

Татьяна Михайловна Великанова (1932–2002) - советский диссидент , одна из основателей первой советской правозащитной организации. Выпускница МГУ преподавала в сельской школе, затем вернулась работать программистом в Москву. В 1968 г. был арестован муж Великановой — лингвист К. Бабицкий , после чего и была организована инициативная группа правозащитников. Под руководством группы издавался и распространялся в самиздате знаменитый бюллетень «Хроника текущих событий» . В 1980 г. это привело Великанову в лагерь и ссылку, откуда она вернулась только спустя семь лет, в перестройку.

Татьяна Великанова скончалась 19 сентября 2002 г., похоронена на в Москве. Рядом с ней покоятся мать Евдокия Ильинична Афанасьева (1887–1972) и сестра Ксения Михайловна Великанова (1936–1987).

Могила правозащитницы отмечена скромным