Презентация на тему архитектура древней руси подготовила мария. Презентация на тему "древнерусская архитектура" Презентация на тему архитектура древней руси

Слайд 2

Русское зодчество, как и вся культура, развивалось под воздействием Византии. И это понятно, так как христианство Русь приняла от Византии. Форма русских и византийских храмов – крестово-купольная, то есть в основе храма – крест, над ним своды и купол.

Слайд 3

София Киевская

Первые храмы многоглавые. У Киевской Софии 13 глав.

Слайд 4

Строение древнерусского храма

купол закомары портал барабан апсида

Слайд 5

Владимирская школа

Новгородская школа

Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю. Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо. У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида. Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.

Слайд 6

Владимирская школа Дмитровский собор во Владимире

Новгородская школа Церковь Спаса на Нередице в Новгороде

Слайд 8

Новая форма храма – трёхлопастное завершение. Фасады декорируются множеством окон с их обрамлением – бровками. Стрельчатые окна также создают ощущение стремления ввысь. Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания.

Новгородский храмы 14 века

Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374

Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361

Слайд 9

Эта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх. Владимирские храмы богато украшены.

Пятиглавый Успенский собор во Владимире

Золотые ворота во Владимире

Слайд 10

Храм Покрова на Нерли

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.

Слайд 11

Московская школа 14-15 веков

С выдвижением вперёд Московского княжества в 14-15 веках начинает развиваться московская школа зодчества. Сначала были построены храмы Кремля. Но ни один храм до нашего времени не сохранился. Ансамбль Московского Кремля создаётся под руководством итальянских зодчих. Так Успенский собор был создан в 1475-1479 годах архитектором Аристотелем Фиорованти. Хотя за основу этого храма был выбран Успенский собор Владимира, но новые качества ярко видны. Это цельность, геометризм формы, членение, обособленность фасадных композиций, большая грузность, приземлённость. Он поражает своей мощью и монументальностью

Слайд 12

Архангельский собор Кремля

Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины. Этот храм является усыпальницей московских царей.

Слайд 13

Благовещенский собор

Построен псковичами в 1484-1489 годах. Это домовая церковь московских государей.

Слайд 14

Колокольня Ивана Великого

Построена в 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным. До этого колокольни представляли собой двухъярусные или трёхъярусные звонницы. Или же купола находились под барабаном храма.

Слайд 15

Коломенское

В 16 веке возникает шатровый стиль. Шатёр – высокое пирамидальное восьмигранное окончание храма. Переход к шатру отражал стремление зодчих подчеркнуть возвышенность. Шедевром шатрового искусства стала церковь Вознесения в Коломенском.

Деревянный дворец в Коломенском, восьмое чудо света

Слайд 16

Шатровая церковь Вознесения в Коломенском. 1532

Слайд 17

Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Это самый сложный шатровый храм. Построенный Бармой и Постником в 1550-1560-е годы по заказу Ивана Грозного. Это не одно здание. А целый ансамбль из девяти построек. Цетральный столп завершается шатром, а остальные, более низкие, куполами. Этот храм. Кроме сложности своей формы. Поражает своей декоративностью. Ни одна поверхность не оставлена без членений или без особенностей окраски. Каждая глава отличается от другой как цветом, так и резным орнаментом.

Слайд 18

Церкви 17 века

Закомары

Слайд 19

Пятиглавая церковь Троицы в Никитниках 1626-1653

Одноглавая церковь

Слайд 20

Светское зодчество

В 17 веке расширяется гражданское строительство. Пример такого здания – Английский двор. Предполагают, что его строил Алевиз. В Кремле Бажен Огурцов, Антип Константинов, Тефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели живописно-праздничный Теремной дворец. Он имеет ярусное строение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрительной башенкой.

Слайд 21

Нарышкинский стиль Храм Покрова в Филях

Этот стиль сложился в 17 веке. В основе храма – четвёрик, на нём – восьмёрик, потом ещё один, поменьше, потом ещё один, ещё меньше, и наконец купол луковичной формы. Особо декорировались переходы между ярусами. Создавались эти храмы из красного кирпича, декор был белокаменным.

Слайд 22

Новодевичий монастырь

Значительную роль в системе обороны древней столицы отводилась монастырям. Именно у стен Новодевичьего монастыря потерпели поражение войска Казы-Гирея. Деревянные стены Новодевичьего монастыря были заменены каменными одновременно с постройкой Белого города. Образцом для них послужил Кремль.

ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА Теория Архитектура до монгольской Руси Архитектура после 1480 Семнадцатый век

Церковь Центр культурной, социальной и общественной жизни Преемник синагоги Первые христианские здания в форме базилики (в переводе царский дом) С помощью храма – общение с Богом на Земле

Базилика– прямоугольное в плане здание. Состоит из нечетного числа нефов (от 3 до 5), разделены колонами и столбами (образуют крест). На кресты (полоски колонн) кладется купол (от этого название крестово-купольный). Лежит на центральных 4 -х колоннах

Неф (от лат. корабль) - вытянутое помещение, ограниченное с одной или двух продольных сторон рядом колонн. Алтарь - место для жертвоприношений, а также вся восточная часть храма (за иконостасом). Апсида - полукруглый и прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом. Нартекс - помещение с западной стороны христианских храмов, предназначенных для лиц, не имеющих право входить в храм. Трансепт - поперечный неф

Определение Закомара - полукруг, опирается на внешние столбы. Полукруглое завершение части наружной стены здания. Позакомарное покрытие церквей. Пилястра или лопатка на них лежит закомара (столбики), а на закомаре коробовый свод. Пилястра - прямоугольный выступ на стене, имеющий базу и капитель, как у колонны. Стена делится столбами на прясла. Прясла - полукруглая ниша в толще стены. Контрфорсы - вертикальный опорный столб, укрепляющий наружную стену. Портал - архитектурно оформленный вход в здание. Поребрики - кирпич, положенный к вам ребром.

Значения количества куполов 1)-единый бог 2)- бог и человек 5) - Христос и евангелисты 7)семь таинств церкви или семь вселенских соборов 13) Христос и 12 апостолов Если больше, то нужно подходить и спрашивать у священнослужителей

Значение Алтарь - часть, которая отделена от тела храма иконостасом. Возвышение - солея (ступеньки). Амвон - возвышение перед алтарем, с которого произносились проповеди. Располагается строго под куполом За иконостасом - алтарь. В центре "престол", где стол или тумба. Справа - дьяконник или ризница (место переодевания священника), в жертвеннике - все необходимые предметы для проведения службы. Гульбище - галерея вокруг церкви. Притвор - то, куда заходим, что притворяет церковь Лестница на второй этаж - до 17 века это означало, что церковь заказана князем или кем-то. Вела на хоры, где стояла княжеская или царская семья, . Там могли хранить переписку, казну, запасы.

Апсида – с восточной стороны, входят и выходят с западной стороны. Купол - небо, крест - то, на чем закончил свою жизнь Христос. Храмы всегда ставились на высоком месте и самом живописном. Купол стоит на барабане, в нем 12 окон, в простенках (между окнами) пишутся 12 апостолов. В купле изображен Спас Вседержи тель или Пантокра тор - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.

Из чего строили? Плинфа (кирпич, пришедший с Балкан, позже заменен красным кирпичем)- юго-запад (Киев) Белый известняк - северо-восток (Владимир, Суздаль) Серый бутовый камень (Новгород)

Архитектура до монгольской Руси Огромное число храмов Стремление выразить христианское мировоззрение Популярен крестово-купольный тип храма (пришел из Византии) До 10 века только деревянные и деревянноземляные постройки В основе строения храма лежит базилика Монументализм

25 -главая Десятинная церковь (до нас дошел фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) Первый храм на Руси Возведена в 10 веке греками Выделяли десятину из налогов, поэтому «десятинная» Построена при Владимире Было 25 глав

Спасо-преображенский собор в Чернигове Перестроен в стиле барокко Появился в 11 веке Типичный византийский храм

13 -главый Софийский собор в Киеве 1037 – начало стройки в честь победы в 1036 над половцами Почитался как общественный центр (принимали послов, проводились соборы) Строили русские мастера Построен при Ярославе Мудром Ярослав похоронен здесь (1054) В здании храма была митрополичья палата, библиотека и государственный архив

Софийский Собор в Новгороде Строилась с 10451050 сделана из огромных бутовых серых камней 5 главая Шлемовидная При Ярославе Мудром

Софийской Собор в Полоцке От старой церкви остался только фундамент Восстановлен, но все подругому При Ярославе Мудром

Золотые ворота в Киеве Оборонительное сооружение Построил Ярослав Мудрый Прототип – Золотые ворота в Константинополе

11 -13 век. Искусство русских земель Киев, Чернигов, Смоленск - киевская архитектурная школа сохраняется Полоцк, Новгород, Галич, Владимиро-суздальская земля создаются свои архитектурные школы Храмы однокупольные (из-за нехватки денег) и башнеобразной формы Приземистые, массивные, с узкими окнами – как крепости

Новгород Было много посадов, каждый имел своего святого и ставил ему церковь Старая часть Новгорода - куча церквей Заказчики не князья, а бояре и община ремесленников У церкви есть адрес (только у псковских и новгородских)

Смоленск Церковь Петра и Павла Строили приглашенные черниговские мастера Отличное качество кирпичной кладки

Владимиро-суздальское княжество Использование белого ракушечника Белокаменное строительство Декоративность (ажурная каменная резьба). Георгиевский собор в Юрьеве-Польском покрыт резьбой сверху до низу Владимирской собор – 32 метра. Только Успенский собор в Москве выше

Успенский Собор Пятикупольный Трехапсидный Шлемовидные купола Высокие купола Двухрегистровый: служил как архив, как деловой центр

Церковь Покрова на Нерли Заказал Андрей Боголюбский в память Боголюбский о старшем сыне Изяславе Нерль – приток Клязьмы Во время нашествия татары не заметили церковь

Монголо-татарское нашествие Татары приостановили каменное строительство Во время захвата никак значительных построек не было Терпимо относились к русской церкви, храмы не жгли (только если там не прятались бояре или князья)

Конец XV – XVI век Церкви строились на деньги бояр Появились домашние церкви у купцов Процесс слияния школ Начало гражданского строительства Массовое строительство крепостей (смоленская, нижегородская, тульская)

Каменное строительство возрождали: 1) Тверь (Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле) 2) Новгород (Церковь Спаса на Ильине улице) в 1471 подчинился Москве, развитие собственной школы закончилось 3) Псков (Церковь Василия на Горке)

Москва Когда Иван III женился на Софье Палеолог началось массовое строительство: Обратились к итальянским мастерам Известняковые стены Кремля заменены кирпичными (дубовый – белокаменный – кирпичный). Построены 19 башен Кремля. Появление кирпича новой формы в строительстве

Спасо-Андроников монастырь в Москве Сооружали с 1410 -1427 В росписи участвовал Андрей Рублев и Даниил Черный Необычно высокий и тонкий барабан Скупо освещенное внутренне пространство, чтобы отрешиться от мирских забот Килевидное завершение Арки с килевидным завершением

Московский Ансамбль 15 век Успенский собор Архангельский собор Церковь Иоанна Лествичника (на ее месте сейчас колокольня Ивана Великого) 16 век Благовещенский Собор Церковь Ризоположения Грановитая палата (имеет потрясающие невюры, нависшие в воздухе кроме одной)

Аристотель Фиорованти Успенский собор Видны черты архитектуры итальянского ренессанса Прототип Успенский Собор во Владимире, московский больше Впервые внутри массивные столбы заменены круглыми колоннами Считался главным храмом Руси

Пилястра Закомара Алевиз Новый Архангельский Собор Присутствуют пышные архитектурные детали итальянского палаццо Похож на дворец, так как: -пояс-карниз -пилястры коринфского ордена вместо традиционных лопаток -роскошные раковины в закомарах -богатая резьба порталов (входа)

Благовещенский Собор Построена псковскими мастерами Домовая церковь московских государей Имеет второе крыльцо (Грозненское) для Грозного, так как после третьего брака его отлучили от церкви

Собор Василия Блаженного Второе название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву Построили Барма и Постник При Иване Грозном Главный купол – олицетворение Москвы

Храм Вознесения в Коломенском Первый шатровый храм в России Построен в честь Построен рождения Ивана Грозного его отцом Василием III Элементы романского и готического стиля Строился как домовой храм

Строительство укреплений вокруг Москвы Петрока Малый возвел вторую линию укреплений, которая опоясывала торговоремесленную часть столицы – Китай-город (кита – засыпанный слой в срубах) Третья линия – Белый город– под руководством Федора Коня (строил Смоленский Кремль) Последняя линия – деревянные стены на Земляном валу (Ныне садовое кольцо)

17 век 1. 2. Расцвет архитектуры домашних церквей (Церковь рождества Богородицы на Путинках в Москве) Широкое применение шатрового стиля Гражданское строительство Расцвет строительства по заказу купцов (Троица в Никитниках) Обмирщение – уход от чисто религиозных целей: Нарядность и изысканность Сложное внутреннее устройство

«Построил» Никон Новоиерусалимский монастырь Строился Никоном в надежде, что монастырь станет центром мирового православия Уехал сюда, когда его отлучили от патриаршего престола Построен на реке Истре (недалеко от Москвы) Имеет уникальный большой иконостас из меди

Нарышкинское (москвоское барокко) 18 век Церковь Покрова в Филях и Церковь знамения в Дубровицах. Соединение старого московского архитектурного стиля и западноевропейского (петербургского) Нарышкинский, потому что построены членами из рода Нарышкиных

Гражданское строительство конца 17 начала 18 века Палата боярей Голицына и Троекурова Печатный двор Монетный двор Сухарева башня Поганкины палаты (Псков) по заказу купца Поганкина Коломенский дворец

Архитектура Древней Руси

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна




История архитектуры Древней Руси началась с создания Киевского государства и закончился этот этап лишь с появлением Российской Империи. Первыми храмами считаются Новгородские, Киевские и Владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появление татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III вновь наступает бурное развитие архитектурного зодчества.


Крестово-купольный храм в своей основе представляет прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, соединившимися арками, которые поддерживали барабан купола. Примыкавшие к подкупольному квадрату ячейки, перекрывавшиеся цилиндрическими сводами, образовывали крестообразную основу плана; угловые части перекрывались куполами или сводами.


С восточной стороны к зданию примыкали три полукруглых выступа - абсиды , в средней из которых размещался алтарь , отделенный от основного помещения храма алтарной преградой (иконостас появился позднее), а в боковых хранились церковные принадлежности. В западной части здания устраивалось помещение второго яруса - хоры , где во время богослужений размещалась знать. Промежутки между столбов навивались нефами , которых обычно бывало три или пять; с запада часто прибавляли еще одно членение - нартекс .



Здания возводились из тонкого плиткообравпого кирпича - плинфы и камня на известковом растворе. Стены не белились, а сохраняли естественно-декоративное красно-белое сочетание; кроме того, стены оживлялись проемами узких окон и рядами декоративных ниш. Древнейшим каменным храмом на Руси была Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.)


По свидетельству русской летописи - Десятинную церковь - построили приехавшие из Византии "мастера от грек". Об этом подробно, сообщает "Повесть временных лет": "В лето 6497 (989)... Володимер... помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами..." . Однако после пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название - церковь Успения Богородицы , Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.


По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями - "гульбищами". По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.


Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной.

Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.






Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов.

Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.




Отличительные черты новгородской архитектуры - монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

Церковь Спаса на Нередице 1198



Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня - известняка.

Свято- Покровский женский монастырь



Город Владимир в этот период стал столицей русских земель, и поэтому здесь велось особенно широкое строительство. Возникла необходимость создать величественный архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу - Киев. Расположенный на высоком берегу р. Клязьмы, город имел три обнесенные валами и стенами части с каменными и рублеными въездными башнями, среди которых главными были сохранившиеся до наших дней Золотые ворота (1164) и несохранившиеся Серебряные ворота .


Самое крупное сооружение Владимира - Успенский собор , превосходивший по высоте (32,3 м) Софию Киевскую, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов. Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было построено как однокупольный трехнефный храм (1158-1160), окруженный галереями, затем при князе Всеволоде его расширили по площади более чем в два раза - до пятинефного, пятикупольного (1185-1189). Вокруг старого храма были построены новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей - прясел. Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать.





Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества - Дмитриевский собор (1194-1197), Дмитриевский собор - одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его - четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны - три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Несмотря на несомненную связь с предыдущими постройками, Димитриевский собор является глубоко оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Почти шестьсот резных камней украшают белокаменную поверхность его стен.




Знаменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165), сохранивший в основном свои первоначальные формы,

Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.

Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.

Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:

Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола

Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.



Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), возведен сыном князя Всеволода - Святославом Всеволодовичем. В нем декоративное начало начинает преобладать над структурным. Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. Восстановленный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы.




Домашнее задание

Ответить на вопрос «Особенности архитектуры московского княжества»

Древнерусское искусство Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.


Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонголь­ского периода. Как и в западно-европейском средневе­ковье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры


В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.


Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.


Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.


С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.


Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.


Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.


Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.


По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.


Сохраняйте культуру нашей страны! К великому сожалению бурная российская история и безжалостное время оставили нам не так уже много подлинных свидетельств тех лет. Чудовищным катком прошлась по русским памятникам в 20-е годы прошлого столетия банда в кожаных курках, потом "миротворец" с башмаком в руке, а затем уже и "реформаторы". Только за последние десять лет в Москве уничтожено более 150 памятников архитектуры. А в провинции часто и уничтожать ничего не надо - всё разрушается и так. Тем не менее, многое еще уцелело.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Каменное строительство получило определенное развитие с конца 10 начала 11 веков, что было связано с крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры.

3 слайд

Описание слайда:

Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храме Киевской Руси соборе святой Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси

4 слайд

Описание слайда:

Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени

5 слайд

Описание слайда:

15-17 вв. отмечены интенсивным строительством крепостей и других оборонительных сооружений. С древнейших времен они строились как из дерева, так и из камня. Высота стен крепостей в ряде случаев доходила до 20 метров, толщина 6 метров, высота башен с бойницами для стрельбы – до 25-30 метров. Образцом древнейших укреплений может служить башня Братского острога, находящаяся ныне в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Мощная кирпичная крепость конца 16 начала 17 веков в Смоленске

6 слайд

Описание слайда:

Покровский собор, представляющий собой прихотливую комбинацию центрального шатрового храма, четырех небольших бесстолпных с кокошниками и четырех бесстолпных башнеобразных храмов и производящий впечатление небольшого храма города мог ассоциироваться с образом Иерусалима и символизировать материальное воплощение идеи Москвы как нового Иерусалима, как бы предваряя неосуществленную мечту Бориса Годунова возвести в Москве точную копию иерусалимских храмов Воскресения и Гроба Господня.

7 слайд

Описание слайда:

Церковь Покрова на Нерли- Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

8 слайд

Описание слайда:

Золотые ворота во Владимире были построены в 1164 году. Высота проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Поэтому примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовых ворот, обшитые, снаружи листами золоченой меди. По сторонам арки сохранились петли для навески тяжелых воротных полотнищ и глубокий паз для толстого бруса засова. За эти пышные створы все сооружение и получило название Золотых ворот.

9 слайд

Описание слайда:

Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле - православный хран, расположенный на Соборной площади московского кремля. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе - хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возоаждения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали - белым.