Как называется легендарный корабль призрак. Неупокоенные: Самые известные корабли-призраки

История эта очень старая. Некоторые считают ее выдумкой. Но моряки знают, что это чистая правда. Выражаясь языком морских волков, «в ром не подмешано и капли воды». Уже не первое столетие носится по мировому океану корабль-призрак, принося погибель всему живому, что встретится на его пути

Как это было

Однажды, триста или четыреста лет назад, некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн. Дело было поздней осенью, а там в ту пору дуют злые ветра. Буря была страшная. Матросы делали все что могли, но дувший в лоб ветер постоянно отбрасывал корабль назад. Капитан был лихой и опытный моряк, при этом величайший грешник и упрямец. Он совсем взбесился, когда встречный ветер в пятый или шестой раз преградил ему путь. Моряк затрясся от злости, поднял кулаки над головой и прокричал навстречу буре чудовищные проклятия. Команда стала уговаривать капитана причалить к берегу и переждать бурю, но тот послал их к черту! Опасаясь за судьбу корабля, матросы подняли восстание. Однако капитан оказался хитрее и отправил предводителя бунтовщиков на корм рыбам. Этот поступок прогневил Господа. Небеса разверзлись, из пламени вышла черная тень. Капитан решил пристрелить непрошеного гостя, но пистолет разорвался в его руках. Ледяным голосом тень произнесла приговор: «Отныне ты проклят, капитан, проклят навеки! Отныне не будет твоему кораблю нигде пристанища, будет плавать он и в бурю, и в штиль по морям и океанам до скончания света!»

Такова легенда.

И вот с тех пор носится «Летучий голландец» по морям, не имея возможности зайти в порт. Корабль, совсем дырявый от старости, давно бы затонул, но волшебная сила удерживает его на поверхности. И паруса всегда полны ветром, даже если на море штиль и другие корабли стоят в дрейфе. Встреча с этим кораблем не сулит ничего хорошего. Два или три раза в столетие команда корабля-призрака передает на землю письма. Происходит это так. Ночью на параллельном курсе возникает угловатый силуэт корабля. Всех, кто стоит вахту, мгновенно пробирает озноб до костей. От «Летучего» тянет холодом, как из склепа.
Простуженный, хриплый голос окликает из тьмы:
– Эй, на судне! В какой порт следуете?
Затем с корабля просят передать корреспонденцию. Отказывать нельзя: это закон морской вежливости. На палубу плюхается брезентовый мешок. И сразу же силуэт «Голландца» пропадает во мгле. Во время рейса команда бочком обходит мешок. И только по прибытии в порт из мешка вытаскивают письма, сортируют и рассылают в разные города. Адреса на конвертах написаны выцветшими чернилами, орфография старая. Письма не находят адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных за грехи своего упрямца-капитана скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже след их могил потерян…

О, счастливчик!

Однако есть много людей, кому удалось встретить «Летучего голландца» и целехонькими вернуться домой. В 1886 году с «Летучим голландцем» встретился даже английский король Георг V. Он тогда еще не был королем, а служил старшим офицером на одном из эскадренных судов. Матрос, который первый заметил корабль-призрак, упал с мачты и разбился. Эту встречу наблюдали три корабля: «Бакчант» (на борту которого и служил Георг V), «Турмалин» и «Клеопатра». «Турмалин» вскоре погиб в морском сражении, а «Клеопатра» и «Бакчант» плавали очень долго. С Георгом V ничего плохого не случилось, он правил до 1936 года. Видимо, бог хранил короля.

«Турмалин» видит Летучего голландца.

Волшебное слово

Старые моряки говорят, что существует одно магическое слово и оно может преодолеть силу заклятья. Нужно произнести это слово во время встречи с «Летучим голландцем». И тогда мачты с лохмотьями парусов плашмя упадут на воду, а корабль мертвых уйдет на дно. Но никто на свете этого слова не знает.
Другие легенды говорят, что капитана проклятого корабля может спасти только любовь верующей женщины. Будто бы для этого раз в семь лет капитану позволено заходить в один из портов. И если в течение суток он найдет женщину, которая полюбит его искренне и беззаветно, то проклятие будет снято. И тогда «Летучий голландец» прекратит свой вечный рейс. Но капитану найти в порту честную женщину, которая полюбила бы за одни сутки такого человека (да еще и в таком обличье), маловероятно.

«Летучих голландцев» много!

* Ранним солнечным утром 1850 года у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт появилось судно «Морская птица». Корабль шел под всеми парусами к рифам, это видели собравшиеся на берегу люди. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Жители поселка добрались до судна и были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы – все было на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон». Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся с промысла в тот же день, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их поприветствовал. Полиция провела самое тщательное расследование, но выяснить, почему и куда пропали люди, не удалось.
* В октябре 1913 года спасательная команда с английского парохода поднялась на борт дрейфующего парусника. На борту с трудом читалось полустертое название корабля «Малборо». Его паруса и мачты были покрыты зеленоватой плесенью, доски палубы прогнили. У трапа, на мостике и в каютах было обнаружено 20 скелетов, прикрытых истлевшими лохмотьями. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, прочитать что-либо было невозможно. Капитан парохода не имел возможности (да и желания) взять судно-призрак на буксир. Он отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Выяснилось, что «Малборо» в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем опытный и знающий моряк – капитан Хирд. Последний раз парусник видели 1 апреля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но парусник скитался по морям 23 года!
* И в наши дни нередко в океане можно встретить «летучего голландца», что в шторм, да еще ночью, грозит несчастьем. У северо-западных берегов Австралии несколько лет назад была обнаружена дрейфующая рыбачья шхуна без экипажа и топлива. Судно «Хай Эйм 6» зарегистрировано в Индонезии, но его владельцы находятся в Тайване. На судне, которое обнаружил самолет береговой охраны, должно было быть от 10 до 12 моряков. Оно в хорошем состоянии, трюмы заполнены выловленной макрелью. Поиски экипажа в море ничего не дали, как и тщательный осмотр судна. Не удалось найти документов, по которым можно было бы установить личности членов экипажа. Представители австралийских властей утверждают, что никаких природных катаклизмов, которые могли вызвать исчезновение моряков, в этом районе не было.

Что говорит наука

Говоря о феномене «Летучего голландца», ученые разводят руками. Единственное мало-мальски внятное объяснение – инфразвук. Это неслышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. Сравнительно небольшой шторм может сгенерировать инфразвук большой мощности. Результатом его воздействия на человеческий организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, нередки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами сводят счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку. В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых были искажены ужасом.

Корабль удачи

Кроме «Летучего голландца», бороздит воды морей и океанов другой призрачный корабль – «Ла-Барка» («Летучий испанец»). Горе тому, кто встретится с «Летучим голландцем», но здорово повезло судну, если его путь пересечется с «Ла-Баркой»: этот парусник спасает корабли от верной смерти, встреча с ним гарантирует удачу.
В начале XIX века пират Пепе Мальоркийце собрал на своей шхуне команду из полусотни головорезов. Бандиты обосновались на заболоченном острове Пинос у южного побережья Кубы и держали в страхе окрестный каботаж. Обнаглев от безнаказанности, они начали отлавливать суда английских работорговцев. Разозленные англичане завербовали одного из рыбаков с Пиноса. Тот выдал базу Пепе и указал подходы к ней. «Ла-Барку» расстреляли в упор. Пираты сошли со шхуны, севшей на грунт, и попытались скрыться в дремучих джунглях острова, но их встретил вооруженный отряд. Тяжело раненный Пепе добрался до хижины своей возлюбленной, красавицы Розы, и скончался у нее на руках. Одному головорезу, Гонсалесу, удалось спастись. Он раскаялся в своих грехах, со своей семьей и потомками Пепе и Розы основал в этих краях поселение Рейна-Амалия, известное добропорядочностью и набожностью жителей. Обломки шхуны полтора десятка лет виднелись среди мангровых зарослей, а потом вдруг исчезли. Зато шхуну начали встречать рыбаки в районе Кубы, Гаити и Багамов. Увидел ее – вернулся домой с богатым уловом. Последовал за «Ла-Баркой» – увернулся от рифа…

Опустошив бутылочку рома под закусь из овощей, солонины и свежего хлеба, на меня обычно нападает этакое мечтательное состояние, в котором я вспоминаю былые легенды. И часто юные моряки просят рассказать меня историю о Корабле-Призраке.

Чтож, когда погода портится, а ветер меняется и жутко завывая в дымовой трубе, просачиваясь сквозняком в окна, не он пробирает до костей леденящим дуновением, заставляя придвинуться ближе к очагу, а жуткие истории о кораблях, что бороздят моря-океаны, одни без огней, появляясь из тумана чтобы нанести смертельный удар тем несчастным, что не в состоянии распознать его приближение по зловещим знакам; а иные - в мертвенном ореоле света, предвещая бурю, в которой ливень обдирает с костей плоть, а молнии разносят в щепки мачты. Иные же проходят мимо, и их невозможно догнать, к ним невозможно взойти на борт и узнать их тайны.

Ибо в каждом море есть свой корабль. И нет муки более ужасной для его экипажа, чем не иметь возможности рассказать о судьбе, его постигшей.

Летучий Голландец

О «Летучем Голландце» и без меня рассказано достаточно; обмолвлюсь лишь что то были два разных корабля, по незнанию географии сухопутными крысами, слившихся в один. Первый из них пытался обойти Горн, второй - мыс, именованный в те времена мысом Бурь.

В числе причин их проклятья обычно называется воля небес, хотя в первом случае это незнание того, что в южном полушарии сезон штормов приходится на то время, пока в северном погода крайне мореходна, а во втором - попытка пройти Горн против ветра, что губительно и ныне.

Калеуче

Но вот другие корабли - один из них плавает в Тихом океане, и именуется «Калеуче» . Это имя не принадлежит кораблю, так его именуют аборигены, приписывая ему таинственные и чудовищные свойства - появляться из ниоткуда и скрываться в тумане, на его борту всегда горят праздничные огни, и слышится прекрасная, чарующая музыка - но горе тому, кто поплывёт на её звуки, они заведут на мели и рифы, в туман и в бурю, на верную смерть .

Но есть и ещё кое-что: капитан Калеуче знает о всех сокровищах, какие только сокрыты на дне морском. Не раз охотники за золотом, проникшие на борт этого корабля посредством хитрости, смекалки и даже тайной магией, пытались дознаться у капитана о золоте - и капитан, уважая отвагу тех, кто не боится смерти и проклятий, с горькой усмешкой показывал им то, что они искали. Он также всегда предупреждал их, что у каждого сокровища есть ужасная цена. Какой бы ни была алчность человеческая, каждого из них ждала потеря, и боль от неё не было способно заглушить даже всё золото мира. А потом, испив эту чашу до дна, сломленный и терзаемый бывший храбрец однажды видел, как на горизонте в туман уходит Калеуче, а на его борту - всё то, что потерял человек, отправившийся искать потаенное золото. Стоит ли говорить, что за жизнь этого бедолаги теперь не дашь и пары монет?

Ледяной Корабль

Те, кто ходит по южным морям (а кое-кто и по северным), конечно же страшатся айсбергов, но куда больше внушает страх им Ледяной Корабль. Иногда его видят вмерзшим в лед, иногда - плывущим; он белым-белый от инея, тихо звенящий сосульками, намёрзшими на снасти, скорбно повествует о судьбе тех, чей огонь погас - и в прямом и в переносном смысле . Иной смельчак может взойти на борт этого корабля, и обнаружит там людей, покрытых коркой льда - рулевого, бессильно обвисшего на штурвале, капитана за столом, где в судовом журнале чернеет недописанная строчка, сжавшихся в тесных объятьях под одеялом несчастных, пытающихся сберечь хоть кроху тепла, кока, сжимающего в руке трутовницу, до последнего пытаясь высечь искру… Говорят, что встреча с ним знаменуется студеным дождём, и матросы выбиваются из сил, откалывая с бортов стремительно нарастающий лед, и если они отчаются, и огонь в их душах угаснет - этот корабль пополнит ледяной флот.

Есть ли хорошее предзнаменование? Редко, но встречаются и такие корабли. Например, безымянный парусник, освещенный огнями на оконечностях рей, на клотике, бушприте и гакаборте - его невозможно не заметить, он приближается и вскоре вы видите как такие же огни зажигаются по всему вашему кораблю. Душа моряка в этот момент спокойна, ибо он знает - грозовой корабль-призрак поделился с ним удачей, и пусть будет шторм, пусть будет битва - корабль пройдет сквозь них и уцелеет.

Безымянные

Есть и другие корабли, чьи имена стёрты временем, и некоторые из них появляются лишь время от времени, а некоторые обречены спокон веков повторять свои последние часы, тревожа туристов и рождая слухи, вот только взойти к ним на борт ещё никому не удавалось.

В наши дни, в эпоху спутниковой навигации и радаров, вросло целое поколение тех, кто считает себя моряками, пялясь в экран и нажимая кнопки . И нет-нет, да пронесётся по тавернам молва - такой-то корабль, столько-то тонн, застрахован у Ллойда, имея на борту столько-то душ экипажа в пункт назначения не прибыл, и с этого момента считается пропавшим без вести.

И мы никогда не знаем - повстречался ли он с кораблём призраком, отправившим его на дно таранным ударом - или сам стал таковым? И быть может скоро какой-то моряк, бледный как смерть, войдя в таверну и осушив стаканчик рома расскажет, что видел он пароход, без огней, в жестокий шторм огибающий побережье Аляски, и всё бы ничего, но над его трубой не вился дым, а корпус его проржавел и ни следа не осталось от краски.

А может быть видел он старинный клипер, под всеми парусами несущийся сквозь шторм (чего естественно не сделает ни один разумный капитан), исчезнувший словно его и не было всего лишь через пару мгновений.

А может быть видел он небо, озарённое багровым пламенем, и в облаках дыма два корабля борт о борт обменивались громовыми залпами прежде чем исчезнуть без следа.

Много мёртвых погребено в наших морях-океанах. И много кораблей-призраков бороздят их по воле не людей, но ветров и течений. Увидев их - держитесь подальше, они уже не принадлежат этому миру.

Корабль-призрак — термин, используемый чаще всего в произведениях художественной литературы, корабль на плаву, не обитаемый экипажем. Термин также может обозначать реальное судно, которое (часто как видение) было замечено после того, как затонуло, или обнаружено в море без команды на борту. Легенды и сообщения о кораблях-призраках распространены по всему миру. В большинстве случаев они связаны с какими-то кораблекрушениями. Обычно корабли-призраки изображают именно сцены своего крушения, которые они могут повторять снова и снова. Особенно это характерно для ночей, когда бывает шторм.

Джойта — М. В. Joyita

Это судно было найдено в 1955 году в Тихом океане. Оно направлялось к Токелау, когда что-то произошло. Спасательная команда уже была снаряжена, но корабль нашли только через 5 недель. Джойта была сильно повреждена, а на борту не было ни груза, ни команды, ни пассажиров, ни спасательных шлюпок.

После детального исследования выяснилось, что радиоволна корабля была настроена на сигнал бедствия, а на борту нашли несколько кровавых повязок и сумку врача. Никого из пассажиров так не обнаружили, и тайна судна не была раскрыта.

Октавиус — Octavius

Октавиус считается легендой, корабль призрак история которого является одной из самых известных. В 1775 году судно Геральд натолкнулось на Октавиус, плывущим вдоль Гренландии.
Команда Геральда взошла на корабль и нашла застывшие от холода тела пассажиров и экипажа. Капитан судна был обнаружен в своей каюте, в середине заполнения журнала, на котором был отмечен 1762 год. Исходя из легенды, капитан поспорил, что за короткое время вернётся в Великобританию по Восточному пути, но судно застряло во льдах.

Летучий Голландец — De Vliegende Hollander

Летучий Голландец является самым известным корабль призраком. Впервые судно упоминалось в книге «Путешествие к гавани Ботани» Джорджа Бэррингтона (1770-ые года). Исходя из истории, Летучий Голландец был кораблём из Амстердама.
Капитаном судна был Ван дер Декен. Когда начался шторм около мыса Доброй Надежды, корабль плыл в Ост-Индию. Ван дер Декан, полный решимости продолжить путешествие, сошёл с ума, затем убил одного из своих помощников и поклялся пересечь мыс.
Несмотря на все его усилия, судно потонуло, и, согласно легенде, Ван дер Декен и призрачный корабль обречены вечно скитаться по морям.

Мария Целеста — Mary Celeste

Это торговый корабль, плывущий по Атлантическому океану и брошенный командой. Судно находится в очень даже пригодных условиях с поднятыми парусами и достаточными запасами еды. Но команда, капитан и шлюпки Марии Целесты таинственно исчезли. Признаков борьбы не было обнаружено. Можно также исключить версию о пиратах, потому что вещи команды и алкоголь оставались нетронутыми.
Наиболее вероятной является теория, связанная с техническими неполадками или штормом, заставившим команду покинуть судно.

Леди Лавибонд — Lady Lovibond

Капитан судна Симон Пил недавно женился и собрался в круиз для того, чтобы отпраздновать радостное событие. Несмотря на примету, что женщина на борту к несчастью, он взял свою супругу.
Путешествие началось 13 февраля в 1748 году. К несчастью для капитана, один из его помощников тоже был влюблён в его жену и от злости и ревности повёл корабль на отмель. Леди Лавибонд и все его пассажиры затонули. Согласно легенде со времени крушения корабль призрак видели каждые 50 лет возле Кента.

Бэйчимо — The Baychimo

Этот стальной грузовой пароход был покинут и дрейфовал по морям возле Аляски на протяжении 40 лет. Корабль принадлежал компании Гудзон Бэй. Был запущен на воду в 1920е гг, перевозил шкуры и меха. Но в 1931 г Бэйчимо оказался в ловушке льдов возле Аляски. После нескольких попыток пробить лед команда покинула корабль. В сильный шторм корабль вырвался из ловушки, но был сильно поврежден, и компания решила оставить его. Удивительно, но Бэйчимо не затонул, а продолжил плавать еще 38 лет возле Аляски. Корабль стал чем-то вроде местной легенды. В последний раз его видели в 1969 г, снова замершим посреди льдов.

Кэрролл А. Диринг — Carrol A. Deering

Этот корабль проплывал возле мыса Гаттерас, штат Северная Каролина, в 1921 г. Судно только вернулось с торговой поездки из Южной Африки. Оно село на мель в Даймонд Шоулз, области, в которой очень часто случались кораблекрушения. Когда подоспела помощь, обнаружилось, что корабль пуст. Не было навигационного оборудования и бортового журнала, а также 2 шлюпок. После тщательного исследования оказалось, что почти в то же время таинственно исчезли еще несколько кораблей. По мнению официальных лиц, это либо дело рук пиратов, либо какой-то террористической организации.

Уранг Медан — Ourang Medan

История Уранг Медан началась в 1947 г, когда 2 американских корабля получили сигнал бедствия возле берегов Малайзии. Вызывающий представился членом команды Уранг Медан, голландского судна, и предположительно сообщил, что капитан и остальные члены команды умерли или умирали. Речь человека становилась все неразборчивей, пока не пропала со словами я умираю. Корабли быстро поплыли на помощь. Когда они прибыли, то обнаружили, что само судно было нетронутым, однако вся команда, включая пса, была мертва, их тела и лица застыли в ужасных позах и выражениях, а многие указывали пальцем на что-то невидимое глазу. Прежде чем спасатели смогли разобраться, корабль загорелся. Самой популярной теорией смерти команды является то, что корабль перевозил нитроглицерин без специальной упаковки, и он просочился в воздух.

High Aim 6

Одна из загадочных «морских» историй современности связана с тайваньским судном High Aim 6. Судно High Aim 6 было обнаружено у северо-западных берегов Австралии в январе 2003 году без единой души на борту. Судно покинуло порт еще в 2002. Трюмы High Aim 6 были забиты тунцом, который уже начинал портиться. Исчезновению команды пытались дать разные объяснения: она могла быть захвачена пиратами, однако, сохранность груза и отсутствие повреждений на корабле опровергает эту версию; команду High Aim 6 подозревали в перевозке нелегальных иммигрантов, но после вскрытия трюмов от этой версии отказались; угроза затопления судна вряд ли могла существовать, так как оно находилось в хорошем состоянии. Основной версией событий, которые произошли на судне High Aim 6, является версия бунта экипажа и убийства капитана. В пользу нее говорят показания единственного матроса которого удалось обнаружить следователям и еще одно обстоятельство. Через две недели после обнаружения судна High Aim 6 в полицию позвонил человек с телефона инженера с судна High Aim 6 и рассказад о бунте на корабле и смерти капитана и инженера. По его словам команда отправилась домой. Других сведений о судьбе экипажа судна и его хозяине до сих пор нет. И вряд ли уже появится.

Калеуче — Caleuche

Одна из самых известных легенд Чили описывает Калеуче как призрачный корабль, появляющийся каждую ночь возле берегов острова Чилое. Согласно легенде, корабль перевозит души людей, погибших в море. Те, кто его видел, говорят, что он очень красивый и яркий и всегда сопровождается звуками музыки и смехом людей. Появившись на несколько секунд, он снова исчезает или уходит под воду. Говорят, души на корабле обретают ту жизнь, которая у них была раньше.

Iron Mountain

Понятно, что корабль мог потеряться и утонуть в огромном океане или море, но как судно может исчезнуть в реке без следа? В июне 1872 года, судно S.S. Iron Mountain следовало из Виксбурга в Питтсбург, по реке Миссисипи. Когда корабль не приплыл в назначенное время, к нему отправили буксир. После нескольких дней поиска, корабль так и нашли, а часть груза которую он вез, появилась на поверхности воды. Корабль просто исчез.

Бель Амика — Bel Amica

Шхуна в “классическом стиле” была найдена у берегов острова Сардиния, без экипажа на борту. Этот корабль-призрак был обнаружен итальянской береговой охраной в 2006 году. В каютах парусника лежали французские карты североафриканских морей, люксембургский флаг, остатки египетской пищи и деревянные доски с названием “Бель Амика”. Итальянские власти обнаружили, что судно никогда не была зарегистрировано ни в одной стране. Поскольку судно было признано ошибочно, как античное, то вскоре вызвало общественный интерес, но было вскоре выяснено, что это современная яхта, принадлежащая человеку из Люксембург, который, вероятно, не зарегистрировал ее в целях уклонения от уплаты налогов.

Шхуна Дженни — Jenny

“4 мая 1823. Нет пищи в течение 71 дня. Я только один остался в живых. “Капитан, который написал это сообщение все еще сидел в кресле с пером в руке, когда это сообщение было обнаружено в его журнале спустя 17 лет. Его тело, и тела других 6 человек на борту британской шхуны “Дженни ” были сохранены в холодной погоде Антарктики, где корабль сковало во льду и привело к смерти людей. Экипаж китобойного судна, который обнаружил Дженни после бедствия, похоронили пассажиров, в том числе собаку, в море.

Малборо — Marlborough

Парусное судно «Малборо» было построено на верфи в Глазго. Оно считалось вполне надежным для океанских плаваний. Командовал парусником капитан Хид, знающий и опытный моряк. В последнем рейсе на борту «Малборо» находилось 23 человека команды и несколько пассажиров, среди них одна женщина. Выйдя из Новой Зеландии в Англию, парусник, груженный мороженой бараниной и шерстью, в 1890 году исчез. Последний раз его видели 1 апреля в Тихом океане между входом в Магелланов пролив и мысом Горн — в районе, который моряки не без причины зовут «кладбищем кораблей». Расследование, проведенное морскими властями, не дало результатов. Парусник сочли пропавшим без вести, жертвой скал у мыса Горн. В этих зловещих местах 300 дней в году свирепствует шторм, ветру и волнам помогает течение, затягивая сюда обреченные корабли и бросая их на грозные камни… Но вот спустя 23 с половиной года, в октябре 1913 года, близ Пунта-Аренас у берегов Огненной Земли, то есть почти в том же месте, объявился «Малборо» — корабль снова шел под всеми парусами! Парусник казался нетронутым. Все было на местах. Даже экипаж находился там, где ему положено быть на плывущем судне. Один человек — у штурвала, трое — на палубе у люка, десять — на вахте у своих постов и шесть — в кают-компании. Скелеты были в лохмотьях, оставшихся от одежды. Казалось, людей сразила какая-то внезапная напасть, таинственная сила. Вахтенный журнал был покрыт мхом, и записи в нем стали неразборчивыми. Другие бумаги оказались источенными насекомыми. Моряки с судна, которое встретило парусник в океане, недоумевали… Прежде всего посчитали скелеты: оказалось, что их на десять меньше, чем было людей на «Малборо» по сведениям 23-летней давности. Где отсутствующие? Умерли ли они раньше? Высадили ли их на какой-либо берег? Смыло ли их волнами с палубы уже после смерти или сорвало ветром с мачт в момент трагического «ошеломляющего замешательства»? Как всегда в таких случаях, выдвигалась версия об эпидемии, отравлении. Капитан судна, которое обнаружило «Малборо», составил точный доклад обо всем, что видел. Ненастная погода не позволила ему взять на буксир и доставить в порт корабль-призрак. Однако то, что было изложено в его рапорте, под присягой подтвердили все, кто был свидетелем этой встречи. Их показания запротоколированы британским адмиралтейством. «Малборо» больше никто не встречал. Как видно, он погиб в один из штормовых дней.

Сотрудники береговой охраны Великобритании и Ирландии с тревогой всматриваются в морскую даль. На Британских островах с опаской ждут корабль-призрак «Любовь Орлова», бывший советский теплоход, ходивший в круизы по Арктике, который с января прошлого года дрейфует на севере Атлантики.

Паника возникла, потому что согласно последней информации 90-метровое судно весом 4250 тонн, построенное в 1976 году на верфи в Югославии, вполне может направляться в сторону Британских островов и его в ближайшее время может выбросить где-нибудь на западном побережье Ирландии, Шотландии или Корнуолла.

«Любовь Орлова» - корабль-призрак. Так называют брошенные по разным причинам командой и пассажирами корабли, которые затем плавают по морям и океанам и пугают встречные суда своим зловещим видом.

На борту «Любови Орловой» людей нет. Там нет никого, кроме полчищ крыс, которые для того, чтобы не умереть от голода, наверняка, пожирают друг друга.

Арктический лайнер сменил нескольких хозяев. Последний хозяин решил пустить его на металлолом и отбуксировать с Ньюфаундленда, где он находился последние два года, в Доминиканскую республику. Во время сильного шторма команда была вынуждена пересесть на буксир. Затем лопнул трос, и «Любовь Орлова» скрылась в тумане.

Сначала за кораблем-призраком, на котором нет транспордеров, пыталась следить береговая охрана Канады. Потом его отнесло в международные воды, и канадцы успокоились.

Через несколько недель блужданий по Атлантике «Любовь Орлова» вроде бы объявилась примерно в 1700 км от ирландского острова Валентия. Однако поиски из-за плохой погоды оказались безрезультатными.

В конце февраля прошлого года в 1300 км от расположенного на юго-западе Ирландии графства Керрин на корабле-призраке сработал аварийный радиобуй. Буи начинают передавать сигналы, когда попадают в воду. Новые поиски береговой службы Ирландии опять не дали результатов.

В марте спутник заметил у северо-западного побережья Шотландии объект, достаточно большой, чтобы быть кораблем, но самолеты его не нашли. Не увенчались успехом и поиски спасателей. Спасателей интересует премия - металл теплохода стоит ок. 1 млн. долларов.

Специалисты считают, что теплоход «Любовь Орлова» продолжает дрейфовать по северной части Атлантики. Что же касается сигналов радиобуя, то, скорее всего, во время шторма за борт унесло спасательный плот, на котором он находится.

Конечно, «Любовь Орлова» является далеко не первым и, надо думать, далеко не последним кораблем-призраком, бороздящим воды морей и океанов.

1. Летучий голландец

Корабли-призраки нередко также называют «летучими голландцами» в честь самого, пожалуй, известного из них. В основе легенды лежат факты. В 1680 году судно под командованием Хендрика Вандердекена вышло из Амстердама и взяло курс на Батавию, порт в Голландской Восточной Индии (Индонезия). Огибая мыс Доброй надежды, корабль попал в сильный шторм и пошел на дно вместе с экипажем. Говорят, что в наказание за упрямство Вандердекену, который решил продолжать плавание несмотря на предупреждения о надвигающейся буре, и его кораблю приказано вечно бороздить просторы океана около мыса Доброй надежды.

Одна из первых встреч с таинственным судном состоялась в 1835 году. Матросы британского фрегата, попавшего в шторм, неожиданно увидели мчавшийся на них на всех парусах старинный корабль. В самый последний момент, когда, казалось, что столкновения не избежать, корабль исчез.

В 1881 году Летучего голландца видели два матроса торгового корабля «Баччант». На следующий день один из них сорвался с мачты и разбился насмерть.

В марте 1939 года корабль-призрак объявился у побережья Южной Африки. Десятки отдыхающих четко описали загадочный корабль, хотя большинство из них раньше не видели судов 17 века даже на картинках.

Последняя встреча с Летучим голландцем состоялась в 1942 году недалеко от Кейптауна. На глазах у четырех человек парусник вошел в гавань Тейбл Бей и… растворился в воздухе.

2. «Мария Целеста»

В 1861 году был спущен на воду самый «про клятый» корабль в истории мореплавания – «Амазонка». Через 48 часов по неизвестной причине скончался капитан. Первое же плавание двухмачтовой бригантины закончилось пробоиной в корпусе, а во время ремонта на борту вспыхнул пожар. Пересекая Атлантику, «Амазонка» столкнулась с другим судном.

В 1872 году у «заговоренной» бригантины появились новый хозяин и название - «Мария Целеста». 7 ноября Бенджамен Бриггс вышел в море и взял курс на Геную. На борту находились 1701 бочка с вином и спиртом.

Кроме капитана Бриггса, опытного моряка, кстати, не бравшего в рот ни капли спиртного, на борту находился не менее опытный помощник, кок и четыре матроса. В плавание отправилась также жена капитана с двухлетней дочерью.

4 декабря 1872 года с борта «Деи грации», вышедшей из Нью-Йорка неделей позже и следовавшей почти тем же курсом, в 600 милях от Гибралтара, примерно, на полпути между Азорскими островами и Португалией, увидели двухмачтовую бригантину без признаков жизни.

Через два часа матросы с «Деи» поднялись на «Целесту». Все вещи, за исключением некоторых документов и хронометра, оставались на месте. Последняя запись в судовом журнале была сделана 24 ноября. Из нее следовало, что плавание проходит нормально.

Океан в районе Азорских островов штормило целую неделю. Насос оказался неисправен, в трюме было по колено воды. Шлюпка отсутствовала.

Через несколько дней в порт Гибралтара вошла «Дея грация», тащившая на буксире «Целесту». Следствие пришло к выводу, что команда по неизвестной причине покинула корабль. Бриггс, решил следователь, увидев, что насос не работает, и опасаясь, что «Целеста» затонет или в трюме взорвется груз, пересел в шлюпку и привязал ее к бригантине (на борту нашли обрывок веревки). Неожиданно налетевший порыв ветра порвал веревку, и шлюпку отнесло от корабля. Она могла затонуть сразу или какое-то время еще плавала в бурном океане. Шансов остаться в живых в таком шторме у людей не было.

После того странного происшествия «Мария Целеста» часто меняла владельцев. В 1884 году она затонула около берегов Гаити. Капитан вступил в сговор с первым помощником и владельцами. Он загрузил судно дешевыми резиновыми сапогами и кошачьей едой и намеренно посадил ее на риф. Потом заявил, что вез очень ценный груз, и потребовал у страховой компании возмещения убытков. К его несчастью, «Мария Целеста» не сразу пошла на дно. Представители страховой фирмы успели побывать на ее борту и увидели, что груз стоил намного меньше того, что требовал моряк. Капитана с помощником посадили в тюрьму.

Скорее всего, «Мария Целеста» так и осталась бы мало кому известным кораблем, если бы не... Артур Конан Дойл. Герой егорассказа «Заявление Дж. Хабакука Джепсона», вымышленный корабельный доктор Джепсон , оказался единственным, кто уцелел после нападения африканских бандитов, объявивших христианам джихад. Врача спас находившийся у него священный камень.

Рассказ был написан так ярко и убедительно, что британские и американские власти начали официальное расследование. Конан Дойл опубликовал рассказ анонимно, поэтому его какое-то время приписывали перу Роберта Стивенсона и сравнивали по стилю с Эдгаром По . С легкой руки литературного отца Шерлока Холмса бригантину с тех пор начали называть не «Мэри», а «Мария».

После выхода рассказа, за который Конан Дойль получил около 30 гиней, приличные в 1883 году деньги, к «Целесте» вспыхнул огромный интерес, не затухающий больше ста лет.

Сейчас уже не установить, откуда взялись истории о том, что на борту были найдены окровавленное оружие и кровь на парусах. Пиратов в тех краях во второй половине 19 века было действительно немало, но это не объясняет тот факт, что они не тронули сейф с деньгами и груз, стоивший кстати 35 тыс. долларов, почти втрое больше самой бригантины.

Говорили и о том, что на «Целесте» будто бы нашли чашки с еще дымящимся кофе и тарелки с остатками еды. Это было неправдой хотя бы потому, что на бригантину люди с «Деи» поднялись лишь спустя два часа после ее обнаружения.

Конечно же, выдвигались теории и похищения инопланетянами, и встречи с гигантским осьминогом и огромной волной, смывшей с борта всех людей. Кто-то из любителей сенсаций договорился даже до того, что обвинил в исчезновении людей с «Целесты» Моренхауса , капитана «Деи». Тот якобы еще в Нью-Йорке подговорил за большие деньги трех матросов захватить корабль, который он потом «нашел» и получил за него хорошую премию. Но и эта теория так же, как десятки других, не подтверждается фактами. Истинная причина, заставившая капитана Бриггса и его людей покинуть корабль, наверное, навсегда останется тайной.

3. «Уранг Медан»

Два американских судна, находившихся в Малаккском проливе в июне 1947 года, получили сигнал бедствия. Он поступил с голландского грузового корабля «Уранг Медан». Человек слабеющим с каждой секундой голосом успел рассказать, что капитан и все его товарищи по команде, кажется, умерли. Его последними словами было: «Я тоже умираю», после чего наступила тишина.

Когда «Серебряная звезда» приблизилась к голландскому судну, оно оказалось абсолютно целым. Радист был прав: на борту не было живых людей. Спасатели обратили внимание на то, что лица всех моряков были искажены страшными гримасами, как будто они или чего-то испугались, или умирали в страшных мучениях.

Моряки с «Серебряной звезды» хотели спуститься в трюм, откуда веяло холодом, но им помешал неожиданно поваливший снизу дым и вспыхнувший огонь.

Он был таким сильным, что американцам пришлось срочно вернуться на свой корабль. Едва они успели отплыть на безопасное расстояние, как «Уранг Медан» взлетел на воздух от сильного взрыва.

Теорий гибели команды «Уранг Медана» и самого судна существует достаточно много. Наиболее распространенная гласит, что нитроглицерин и цианистый калий, который перевозило судно, как-то просочились наружу и при контакте с морской водой образовали циановодород, отравивший людей. Что же касается взрыва, то он вполне мог произойти от нитроглицерина.

4. «Кэррол А. Диринг»

Эта пятимачтовая шхуна, названная ее владельцем в честь сына, была построена в 1911 году и служила для перевозки грузов. 2 декабря 1920 года корабль отправился из Рио-де-Жанейро в Соединенные Штаты. На борту находились 12 человек команды.

Проходя мимо маяка на мысе Лаукат 28 января 1921 года, шхуна просигналила, что у нее сорвало все якоря. Смотритель оказался последним человеком, видевшим «Кэррол А. Диринг». По его словам, ему попросили с борта в рупор сообщить в Норфолк, что следует приготовить буксир.

Через три дня «Кэррол А. Диринг» нашли на мели недалеко от мыса Гаттерас, штат Северная Каролина. Людей на борту не было. Исчезли также две шлюпки, бортовой журнал и навигационное оборудование. Судя по состоянию личных вещей членов команды, они очень торопились.

«Кэррол А. Диринг» была полностью исправна. То обстоятельство, что примерно в это же время в тех краях таинственным образом исчезли еще несколько судов, позволило властям сделать вывод, что шхуна и другие корабли стали жертвами нападений пиратов или на борту произошел бунт.

5. «Бэйчимо»

Грузовое судно «Бэйчимо» было построено в 1914 году для торговли кожами и пушниной и снабжения поселений эскимосов на северо-западе Канады. Во время очередного плавания в октябре 1931 года корабль застрял во льдах. Не сумев освободить «Бэйчимо», 36 членов команды покинули его.

Во время шторма корабль вырвался из ледяного плена, но получил серьезные, по мнению моряков, повреждения, не позволявшие его эксплуатировать. «Бэйчимо» бросили в полной уверенности, что он очень быстро пойдет на дно. Однако корабль не только не затонул, но еще почти четыре десятилетия дрейфовал вдоль побережья Аляски.

В последний раз его видели в 1969 году, когда он вновь застрял во льдах. В 2006 году власти Аляски попытались найти «Бэйчимо», но все поиски оказались безуспешными. «Корабль-призрак Арктики», как его называют, или все-таки затонул, или продолжает дрейфовать в арктических водах.

Чего боится каждый моряк? Забыть соблюсти традицию, табак на суше и, конечно же, встретиться лицом к лицу с кораблем-призраком…

Корабль-призрак – что же это? Морской мираж? Квинтэссенция воображения и страха? Старые моряцкие байки? …или все же реальность?

На сегодняшний день точно не известно, существуют ли эти химеры в ночи морской. Но ведь в конце концов не даром ведь этот миф появился вообще? Если бы не было прецедентов встречи со сверхъестественным, то и молва бы не пошла… Поэтому, во-первых, вооружитесь храбростью, путешествуя морем, океаном, а во-вторых, давайте же ознакомимся ближе с возможными спутниками.


1. «Октавиус»




По легенде, это странствующий корабль, на палубе которого покоятся замерзшие тела экипажа, а в каюте – тело капитана, на столе у которого развернут журнал, датированный 1762 годом.


Впервые его обнаружили в 1775 году. Это было китобойное судно «Геральд». Команда охотилась на китов у берегов Гренладндии, как увидела, что неподалеку откуда не возьмись дрейфует корабль. Тогда-то и обнаружили, все то, что было описано выше.


Предположительно, что «Октавиус», возвращаясь из Китая, решил исследовать Северо-Западный проход, который до 1906 года (!) никто не осмеливался отыскать. Но корабельную команду постигла неудача.

2. «Джойта»



Это же судно не совсем может отнестись к разряду призраков, но все же его история до сих пор пугает моряков. Произошло все в 1955 году южной части Тихого Океана. Береговая охрана острова Токелау получила сигнал
SOS . Когда была снаряжена команда спасателей, то им понадобилось бы всего лишь несколько часов, чтобы добраться к «Джойте», но поиски растянулись на целых 5 недель. Когда все-таки нашли судно, то обнаружили, что на самом корабле не было ни души, даже припасов и спасательных шлюпок. Правый бок борта был серьезно поврежден, а на палубе была брошена докторская сумка, пару развернутых бинтов и следы крови…

3. «Леди Лавинбонд»




Печальная история молодоженов или еще одно подтверждение старой моряцкой приметы: «женщина на корабле не к добру».


Симон Пил – капитан судна – только то счастливо женился и решил в качестве свадебного подарка отправиться в морской круиз вместе с любимой. Но, как это всегда бывает, на сцене появился вдруг несчастный влюбленный – один из моряков, - котрый, собственно, и решил судьбу. Он направил «Леди Лавинбонд» на песчаную отмель, в последствии чего вся команда и молодожены затонули…


С тех пор, говорят, каждые 50 лет у берегов Кента виднеется одинокая «Леди Лавинбонд».

4. «Мария Целеста»




Это один из самых тех кораблей-призраков, что в действительности существуют. Он не зловещ, не овеян дурною молвой, но все же обстоятельства его появления в «списке призраков» интригует.


Брошенная «Мария Целеста» была обнаружена посредине Атлантического океана, недалеко от Португалии. Корабль был в идеальном состоянии, припасы еды и выпивки были почти нетронутыми, шлюпки на месте, никаких серьезных повреждений. Но и не одного человека не было найдено… Припускают, что возможные технические проблемы или шторм спровоцировали эвакуацию пассажиров.

5. «Летучий Голландец»




Без сомнения, самый знаменитый из всех суден как среди реальных, так и среди вымышленных. О нем сложены тысячи легенд, рассказов. Его образ воплощен во многих книгах, кинолентах. А какова же история его?


Первое упоминание о «Летучем Голландце» датировано 1700-м годом в морском отчеты Джорджа Бэррингтона «Путешествие к гавани Ботани». Говорят, что корабль-призрак – это судно, которое отправилось из Амтсердама на посики Ост-Индии. Но достиг середины пути – мыса Доброй Надежды (самая южная точка Африки) – его настиг шторм. Капитан Ван дер Декен отчаянно боролся из силами природы, даже в порыве страсти убил своего помощника. Спасти корабль так и не удалось… Остался лишь призрак в ночной тишине…