Ректор двфу возглавит рабочую группу ассоциации ведущих университетов рф по образованию. Ректор двфу никита анисимов - журналу "редкие земли" А на каком этапе находится реализация проекта Технопарк «Русский»? С какими сложностями Вам пришлось столкнуться

На Четвёртом Восточном экономическом форуме (ВЭФ), прошедшем во Владивостоке с 11 по 13 сентября, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) заключили меморандум о сотрудничестве в рамках реализации программы «Технопарк «Русский» в части развития человеческого капитала и обеспечения трудовыми ресурсами. Соглашение подписали генеральный директор АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» Сергей Ховрат и ректор ДВФУ Никита Анисимов.

Подписание документа стало поводом к разговору о взаимодействии между ДВФУ и АРЧК ДВ, которое продолжается уже не первый год, имеет свою историю и новые актуальные направления развития. Вот как оценивает перспективы сотрудничества ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов:

«Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке - системный стратегический партнёр нашего университета. Одним из направлений деятельности этого института развития Дальнего Востока является работа с людьми, формирование у них определённых профессиональных компетенций. И здесь сотрудничество АРЧК ДВ с ДВФУ, по моему ощущению, позволяет ускорить приток специалистов на предприятия Дальнего Востока. И не только на новые, созданные на территориях опережающего развития (ТОР) или получившие статус резидента Свободного порта Владивосток (СПВ), но и на уже действующие производства.

Должен сказать, что довольно большая доля выпускников ДВФУ работает сегодня в других регионах Дальнего Востока - не в Приморье. В августе Правительством Российской Федерации была утверждена «Программа мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики ДФО и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 года», подготовленная Министерством науки и высшего образования совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и АРЧК ДВ. В этом документе можно увидеть, что целевой заказ на специалистов, подготовленных в нашем университете, простирается далеко за пределы Приморского края и охватывает самый широкий спектр направлений. Взаимодействие в подготовке кадров для предприятий ТОР и СПВ - одно из основных направлений совместной работы ДВФУ и АРЧК ДВ.

Хотел бы подчеркнуть, что в 2018 году среди абитуриентов, поступавших в университет, были представлены практически все субъекты Российской Федерации. В рамках работы на Восточном экономическом форуме мы договорились с Генеральным директором АРЧК ДВ Сергеем Ховратом, что одной из наших приоритетных задач будет закрепление ребят из недальневосточных регионов остаться жить на Дальнем Востоке. Будем целенаправленно готовить их к работе в местных компаниях - в том числе и к созданию своего дела на базе Технопарка «Русский», который мы учредили на прошлом Восточном экономическом форуме. Взаимодействие по этому направлению стало одним из предметов нашего нового соглашения на ВЭФ-2018.

Всего за один год к работе Технопарка «Русский» в ДВФУ подключились 58 резидентов, которые дают региону новые рабочие места. В этом и заключается одна из задач высшего образования - не просто подготовить специалиста для работы на производстве, а сформировать профессионала, который в дальнейшем сможет создавать экономику и возможности трудоустройства для других людей. Технопарк «Русский» позволяет резидентам работать удалённо. Мы, как в своё время и «Сколково», пошли по пути, когда можно физически находясь, к примеру, на Камчатке, получать все льготы резидентов Технопарка «Русский». И это ещё одно направление взаимодействия ДВФУ и Агентства по развитию человеческого капитала - подготовка кадров для компаний, которые являются резидентами нашего технопарка.


Важное направление сотрудничества, о котором нельзя не сказать - реализация в Дальневосточном федеральном университете проекта Chief Data Officer (CDO), соглашение о котором также было подписано в рамках Четвёртого Восточного экономического форума. Проект предусматривает создание в ДВФУ центра компетенций в сфере управления и цифровой экономики. В нём будут разрабатывать образовательные программы, проводить обучение государственных служащих, повышать их цифровую грамотность и готовить управленческие команды органов власти к работе с данными в условиях цифровой экономики.

Данный проект в комплексе с подписанным на ВЭФ соглашением между ДВФУ и АРЧК ДВ позволит готовить губернаторские команды по новым образовательным технологиям. Эти программы впервые были апробированы в университете в рамках интенсива «Остров 10-21» в июле 2018 года. Тысяча профессионалов - предприниматели из области высоких технологий и руководители субъектов Дальневосточного федерального округа - прошли обучение в формате 12-дневного интенсивного образовательного курса. Совместную работу над проектом Chief Data Officer я бы выделил в отдельное перспективное направление сотрудничества ДВФУ и Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Университет работает с людьми. Миссия Агентства по развитию человеческого капитала - направлять людей туда, где они нужнее всего, помогать им стать профессионалами в полной мере. Подготовка кадров, работа с Технопарком «Русский» и по новому направлению Chief Data Officer - вот три основных вектора взаимодействия между ДВФУ и АРЧК ДВ. Наше сотрудничество уже доказало свою эффективность, и мы уверены в его будущем».

Про модульную систему образования, роль университета и его взаимодействие со школьниками, технопарк «Русский», национальную технологическую инициативу и экономические преференции для стартапов на острове в интервью корреспонденту «Интерфакса» рассказал ректор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Никита Анисимов.

- Никита Юрьевич, в ДВФУ преподаватели работают по новой образовательной модели, весь учебный процесс переведен на модульный принцип. Расскажите, в чем его основное отличие и главные преимущества?

Модульный принцип нельзя назвать новым, он используется во многих ведущих университетах мира. Суть в том, чтобы и студент, и преподаватель имели возможность гибко выстраивать свои жизненные и профессиональные траектории. Это как в игре «Тетрис»: чем комфортнее конструкция кубиков, из которых ты строишь линии, тем проще тебе варьировать их при прохождении уровней.

Одно из основных преимуществ модульной системы образования - более интенсивный учебный процесс, каждый модуль - определенный интенсив. При этом студенты могут гармонично выстраивать свою траекторию развития, особенно во взаимодействии с работодателями, которые предлагают двух-трехмесячные практики на производстве. Предприятия находятся не на острове, где расположен университет, а на материке, поэтому человек должен уехать из кампуса на два месяца. В советской системе образования с ее строгими семестрами и сессиями такое было возможно только в период практики - летом.

То же самое касается и преподавателей, одна из ключевых миссий которых - сочетание образования и науки. Чем понятнее преподавателю его график, тем комфортнее ему распределять свое рабочее время: планировать поездки на конференции, организовывать научные мероприятия в своём вузе. Тем более, что мы живем в XXI веке, и современные средства связи позволяют проверять контрольные задания на аутсорсе. В модульной системе преподаватель точно знает, когда у него интенсивы, а когда есть время для участия в конференциях или написании научных книг и статей. Таким образом, модульная система позволяет им свободнее распоряжаться своим рабочим временем.

Третий очевидный плюс: нам гораздо проще синхронизировать учебный процесс с приездом сторонних лекторов. В традиционной системе образования мы должны были приглашать внешних лекторов на семестр, чтобы они прочитали свой курс. Сейчас на 2-3-недельный модуль с радостью соглашаются приезжать преподаватели из большинства ведущих университетов мира, с которыми мы сотрудничаем. Находясь в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), когда до ведущих столиц - Пекина, Токио, Сеула - 2 часа полета, приглашать преподавателей из этих городов - очень хорошая практика.

Хочу подчеркнуть, что мы - особенный университет. Наш учебный год начинается не 1 сентября, как у всех. В этом году мы начинаем учебный год 21 сентября, потому что университет ежегодно принимает Восточный экономический форум (ВЭФ), и это накладывает на нас определенные обязательства. Например, с 11-го по 13 сентября президент России будет работать на территории вуза. У него будет много гостей, топовых руководителей, и поэтому учебный год в 2018 году начнется 21 сентября. Закончить же учебный год мы должны одновременно со всеми государственными вузами, потому что дальше начинается приемная кампания, к которой есть формальные требования. Модульная система позволяет нам отказаться от традиционной зимней сессии. Студенты будут сдавать экзамены сразу по окончании учебного модуля. Это позволит нам сэкономить время. Ребята, начав учиться позже других, закончат одновременно со своими сверстниками из других университетов России.

- ДВФУ - один из крупнейших вузов на Дальнем Востоке России, перед Вами как руководителем стоят амбициозные задачи по его развитию. По каким критериям Вы подбираете людей и формируете команду?

Тут вопрос скорее, как команда выбирает меня. Не я формирую людей, а вот они на меня могут влиять. Здесь нет какого-то единого рецепта. Совершенно точно можно сказать одно: каждый человек, который работает в университете, уверен, что этот проект призван стать одной из крупнейших образовательных побед России на дальневосточном векторе развития. Даже президент, общаясь во время прямой линии с гражданами России, сделал акцент на том, что ДВФУ - проект долгосрочный, и его миссия заключается в том, чтобы развернуть образование на Дальнем Востоке лицом к каждому человеку. Наверное, это и есть основная компетенция тех, кто работает со мной в административной и педагогической команде - видеть людей, для которых они работают. Это главный принцип, следуя которому люди собираются вокруг меня. Кто-то для этого меняется внутри, кто-то специально приходит, чтобы поработать в этой идеологии. Таких людей много. Я рассчитываю, что из той волны молодых людей, которые прошли обучение по программе «Глобальное образование», в нашу команду вольются ребята, отучившиеся за рубежом, и желающие разделить свои навыки с нашими студентами.

- Почему, на Ваш взгляд, программа Национальной технологической инициативы (НТИ), которая реализуется в том числе на базе ДВФУ, так важна для общества?

Я попробую, как гражданин, занимающий одну из заметных управленческих позиций, сформулировать простые, обывательские цели, которые преследует программа, провозглашенная президентом. XXI век – это век глобальной конкуренции и не только между государствами, но и век конкуренции государств с транснациональными корпорациями. Капитализация ряда крупных компаний превышает экономику некоторых стран. Фактически, корпорации становятся государствами, они начинают влиять на международную политику, на судьбы людей. Иногда во главе этих компаний встают люди с определенными идеями. Например, кто-то хочет продвинуть во всем мире Интернет. К чему это приведет - большой вопрос. Будет ли это тотальный контроль за тем, что люди делают в Интернете, или же это действительно будет благо для всех?

Таких идей очень много. Технологический мир меняется с огромной скоростью. Тот, кто будет управлять технологиями XXI века и создавать новые, в конечном счете, сформирует наиболее комфортные условия для граждан. По этой причине во всем мире идет колоссальная борьба за таланты. По этой же причине в России появилась программа НТИ. Она должна поддержать идеи и проекты, которые обеспечат нашей стране технологическое лидерство в ближайшие 20-30 лет. Это сложная задача, ее непросто даже сформулировать, потому что мы не до конца можем прогнозировать, какая технология даст тебе наибольшее преимущество в мире через 15 лет.

Самый классический пример - мобильные телефоны. Эта технология еще 15 лет назад не была в приоритете у большинства компаний. Компания Kodak в середине 1990-х годов делала пленочные фотоаппараты и фотопленку, имела около 150 тыс. сотрудников, разветвленную сеть офисов. Сейчас Kodak - банкрот. Так устроена экономика, так устроена жизнь. Тот, кто не просчитывает технологическое будущее, может проиграть. Если государство позволяет себе открыто высказывать свою политическую и финансовую повестку, как это делает Россия, то мы просто обязаны иметь систему проектирования технологического будущего, и связанную с этим поддержку молодых людей, которым в этом будущем жить. Ребята, которые сейчас учатся в университетах, должны совершить технологический прорыв в ближайшие 8-10 лет. Им необходимо говорить на одном языке, реализовывать проекты, исходя из общей технологической повестки. Мы же должны устранить административные и организационные барьеры, которые есть в существующей бюрократической системе, чтобы им помочь.

С этой целью с 10 по 21 июля совместно с Университетом НТИ «20.35» мы проведем на острове первый интенсив, рассчитанный на 1 тыс. участников - лидеров технологического развития России. Мы пригласили молодых ученых и гиков, особенно специализирующихся на Data Science, продвинутых старшеклассников и молодых талантов, предпринимателей и организаторов технологических изменений и Chief Data Officers, чиновников, отвечающих за цифровую трансформацию в своем регионе. Их ждет серьезная прокачка специфических компетенций, включая новые стратегии и тактики принятия решений на основе данных. Участников соединят в разных командах, и они смогут работать сразу над несколькими задачами. Все их шаги и активности составят новый цифровой след, который удостоверит их новые компетенции вместо стандартного диплома.

- Согласно концепции развития острова Русский, до 2022 года в ДВФУ должна быть создана территория опережающего развития (ТОР). Расскажите, в чем привлекательность этой территории для бизнеса и ученых?

Развитие Дальнего Востока - одна из задач, которая поставлена президентом России. В регионе создано большое количество преференциальных норм. Самые лучшие практики потом будут внедрены по всей России. С этой целью принят ряд федеральных законов, введена специальная должность заместителя председателя правительства РФ, полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО). Человек, занимающий эту должность - Юрий Петрович Трутнев, является председателем Наблюдательного совета нашего университета. Кроме того, появилось министерство по развитию Дальнего Востока и несколько институтов развития региона: Агентство по привлечению инвестиций на Дальний Восток, Фонд развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Ежегодно на территории нашего университета проводится ВЭФ, на котором встречаются главы государств АТР, обсуждают экономическую повестку, подписываются важные соглашения. Работа идет очень интенсивно и в разных направлениях. Так что повестка, заявленная главой государства, успешно реализуется. По словам Юрия Трутнева, 30% иностранных инвестиций в России уже приходится на Дальний Восток. На одного дальневосточника приходится в 6 раз больше инвестиций, чем в среднем на жителя России. Сейчас начинается вторая фаза реализации развития Дальнего Востока - это развитие его социальной инфраструктуры и обеспеченности. Более 150 млрд. рублей централизованно направляются президентом на развитие социальной инфраструктуры: строительство новых школ, больниц, дорог, объектов инфраструктуры для людей, которые будут жить на Дальнем Востоке.

Одно из преимуществ региона - электронная виза для иностранцев. Это упрощенная система, по которой к нам в ДВФУ приезжают лекторы и читают свои курсы по той самой модульной системе, о которой мы говорили. Теперь им не нужно получать обычную визу, даже если они из Японии. Они просто получают электронную визу, приезжают на 8 дней, читают свой модуль и уезжают. Это мощная система взаимодействия в образовательной сфере.

В России еще не было практики создания наукоемкой ТОР. Все экономические преференции, которые раньше были для ТОР - это преференции для малого и крупного бизнеса, в основном, в области капитального строительства. Сейчас пришло время создать ТОР для экономической поддержки наукоемких производств, высоких технологий и малого бизнеса. Для этого на острове Русский создается научно-образовательный центр для продвижения высоких технологий и развития стартапов. Ученые и бизнес будут взаимодействовать между собой и получат налоговые льготы. Новый набор налоговых преференций создается именно для ученых, которые будут распространять свою продукцию через сеть компаний, и продвигать ее на рынки АТР.

- А на каком этапе находится реализация проекта Технопарк «Русский»? С какими сложностями Вам пришлось столкнуться в процессе его реализации?

Технопарк - это общепринятый в мире механизм взаимодействия бизнеса, образования, науки, госструктур и потребителей новых технологий. В мире технопарки создаются именно при университетах. Там открываются исследовательские офисы крупных компаний, размещаются стартапы, созданные студентами и учеными. Технопарки обеспечивают их взаимодействие с различными фондами, институтами развития и внешними контрагентами, помогают выйти новым компаниям на глобальный рынок.

- То есть фактически работа уже идет полным ходом?

Во время Восточного экономического форума 2017 года мы с Виктором Феликсовичем Вексельбергом, возглавляющим фонд «Сколково», договорились о совместном учреждении технопарка. В перспективе - строительство новых зданий. 4 июня Юрий Петрович Трутнев встретился с резидентами нашего технопарка, которых уже более 50. Заявки поступают к нам уже из-за пределов Приморского края. Компании готовы прийти на остров, и войти в бизнес, пользуясь механизмами ТОР. Наши резиденты уже перестали помещаться в университете, поэтому предприниматели попросили Юрия Петровича помочь построить здание технопарка. Так происходит в «Сколково» и многих ведущих технопарках мира - в Пекине, Сингапуре, Токио. Везде рядом с университетом строят отдельные здания, где молодые предприниматели могут реализовать свое дело. Это офисные помещения, площадки для исследований и разработок, полигоны для испытаний. Полпред обещал помочь в этом вопросе. Мы ждем, когда выйдет поручение о проектировании технопарка, хотя понимаем, что строительство займет несколько лет. До тех пор мы будем предоставлять помещения внутри университета. К новому году мы ожидаем, что более 2,5 тыс. кв. м университета будут заполнены технологическими компаниями: стартапами и исследовательскими офисами крупных корпораций, которые сейчас открываются на Дальнем Востоке.

- Обратимся к теме международного сотрудничества. Вы часто взаимодействуете с азиатскими странами - Китаем, Кореей, Сингапуром, Японией. Как, по Вашему мнению, развиваются технологии в этих странах по сравнению с Россией? По каким направлениям устанавливается партнерство?

В этом году в Китае прошел Студенческий чемпионат мира по программированию. Первое место заняла российская команда - команда МГУ им. Ломоносова, решив 8 задач. Второе место заняли ребята из Пекинского университета, решив только 7 задач. Получается, наши российские студенты в программировании - лучше всех в мире. Это возвращает нас к тому, что я говорил про охоту за талантами. Современный мир настолько лишен границ, особенно для молодых людей, что необязательно развитием технологий в стране должны заниматься граждане именно этой страны. Для этих целей можно пригласить к себе специалистов из других государств. В большинстве стран-соседей развитие технологий проходит по трансграничному сценарию: там работают международные научные группы, в которых участвуют студенты - японцы, китайцы или корейцы… Исторически между этими нациями сложились довольно непростые взаимоотношения. Последние 100 лет они буквально уничтожали друг друга, и генетическая память об этом живет в них. Им гораздо комфортнее собираться на ВЭФе и вести переговоры у нас, а не на территории одного из этих государств. Мы выстраиваем с ними взаимодействие на уровне равноправного партнерства. Они с большим уважением относятся к России, которая еще 50 лет назад способствовала становлению высшего образования в Китае, и первая запустила человека в космос. Наши партнеры это прекрасно помнят. В нашем взаимодействии прослеживается понимание, у них тоже есть свои программы НТИ и свое видение технологического будущего.

Наш университет предоставляет им широкие возможности для совместных исследований и разработок. Только за последний год мы договорились об открытии более 10 совместных образовательных программ с университетами-партнерами из стран АТР. Часть из них в сфере науки и высоких технологий, часть - по исследованиям океана и биомедицине, которые являются приоритетными направлениями исследований в ДВФУ.

Владивосток, наверное, самая человекоориентированная точка России. В радиусе 1 тыс. км у нас проживает более 400 млн человек, в нескольких часах лета находятся ведущие мировые столицы и центры высоких технологий. Сложно сказать, какой город более высокотехнологичен: Шэньчжэнь или Сингапур. Слово Шэньчжэнь в России слышали далеко не все, а он входит в топ-5 городов мира по темпам прироста населения.

- Сколько иностранных студентов у вас обучаются? Как вы их привлекаете?

В какой момент количество иностранных студентов можно описать словом «много»? Иногда достаточно одного иностранного студента, который потом перевернет весь мир. У нас есть определенные ограничения по местам, которые мы можем предоставить, поэтому у нас ведется строгий отбор. В прошлом году к нам поступили студенты из 67 стран мира не только по направлениям Россотрудничества, но и по договорам. Для них у нас есть платные образовательные программы на английском языке. Многие студенты еще дома изучают русский язык для того, чтобы потом получить образование в России. Оно считается престижным. У нас работает центр русского языка, который помогает ребятам освоиться и получить хорошее образование. Сейчас в ДВФУ обучается около 3 тыс. иностранных студентов, при том, что всего студентов около 23 тысяч. Процент довольно высокий, но много это или мало - смотря с чем сравнивать.

- Как вы работаете со школами?

Миссия каждого университета - как можно плотнее вовлекать школьников в свою работу. Возможно, поэтому такой популярностью пользуется Фестиваль науки, который ежегодно проходит по всей России. В свое время его проведение инициировал МГУ им. Ломоносова. Я был одним из организаторов первого фестиваля, когда работал в МГУ. президент поддержал нашу инициативу, и она стала более масштабной.

Университет одновременно работает и со школьниками, которые только через 10 лет закончат вуз, и с работодателями, которые по причине быстрого технологического прогресса видят свое будущее всего на 5-6 лет вперед. Кто же еще будет поддерживать школьное образование, если не университетская профессура, которая видит и будущее в технологиях, и состояние школьного образования? Сейчас около 80% студентов нашего университета – это студенты Дальнего Востока. Мы здесь не разделяем - Приморский край, Хабаровский или Сахалин - не важно. ДВФУ создавался как центр притяжения всей молодежи Дальнего Востока, и мы стараемся соответствовать этому формату, создаем современное, интересное и технологическое образование.

Система управления образованием в нашей стране разделена: у школьного образования свой руководитель - министр просвещения, у высшего образования свой руководитель - министр науки и высшего образования. Руководители могут меняться, по-разному могут называться должности, но школьники всегда приходили и будут приходить в университет. Они посещают курсы, участвуют в совместных проектах со студентами, слушают лекции ведущих преподавателей по тем направлениям, которые им интересны. К примеру, в структуре нашего университета работает несколько общеобразовательных школ на 2,5 тыс. учащихся. У нас есть даже свой детский сад. Все это - механизмы взаимодействия между школой и университетом, которые были всегда, и никакие административные изменения не могут на это повлиять.

Новый вице-губернатор края по образованию Ирина Мануйлова раньше работала в команде Ольги Юрьевны Васильевой. Мы возлагаем большие надежды на сотрудничество в этом направлении. К примеру, по инициативе губернатора именно на территории нашего университета в этом году находится ситуационный центр ЕГЭ, самый большой в стране - более 120 рабочих мест. 6 июня здесь проходил ЕГЭ по русскому языку. Это был настоящий улей в университете: студенты, общественные наблюдатели активно участвовали в проведении ЕГЭ. Усиление контроля за качеством всегда повышает результат, это факт. В среднесрочной перспективе - взаимодействие по линии ЕГЭ по административной вертикали. Мы рассчитываем, что это тоже даст положительные результаты.

В 2017 году в ДВФУ был учрежден Фонд поддержки технологического предпринимательства, чтобы поддерживать стартапы. Каким образом вы их поддерживаете? Знаю, что у вас можно защитить диплом в виде стартапа, такой вот эксперимент.

Это даже не эксперимент, это и есть та самая форма поддержки предпринимательства. Стартап - это форма реализации инициативного человека, когда он создает свое предприятие. Задача университета - помогать своим студентам, где бы они ни находились, и в какой бы момент времени ни попросили о помощи. Когда университет эту задачу способен выполнять, он может гордиться тем, что он называется университетом.

Фонд поддержки технологического предпринимательства - это одна из тех мер, которые университет взял на себя, чтобы поддержать молодых предпринимателей. Параллельно на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) Российская венчурная компания («РВК»), «Роснано» и Фонд развития Дальнего Востока учредили Фонд развития высоких технологий на Дальнем Востоке. Он будет поддерживать «подросшие» стартапы, готовые перейти от прототипирования к реализации. Однако чтобы они доросли до момента, когда фонд даст им деньги, нужны малые фонды. Мы отстроили взаимодействие с фондами, поддерживающими стартапы на регулярной основе, такими, как, например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Заодно мы создали свой фонд, который сейчас привлекает средства спонсоров, чтобы финансировать конкретные стартапы, возникающие именно в нашем технопарке. Этот фонд является гарантом того, что все административные барьеры отойдут на второй план, и он будет обеспечивать приоритетное взаимодействие с малым бизнесом. К сожалению, бюрократическая машина способна задушить стартапера, даже не заметив этого. Поэтому задача нашего фонда - аккумулировать вокруг себя молодых предпринимателей и выступить в качестве буфера между ними и бюрократической машиной. В конце концов, именно они должны стать реальными резидентами ТОР и сформировать на острове Русский новые высокие технологии, обеспечив стране технологическое лидерство в рамках программы НТИ.

- Куда трудоустраиваются ваши выпускники? Остаются ли они работать на Дальнем Востоке?

Траектория трудоустройства наших выпускников сложная. Владивосток - не мегаполис, количество выпускаемых нами специалистов избыточно для местного рынка труда. В этом году стены ДВФУ покинут 4,1 тыс. новых специалистов и так - ежегодно. Часть из них находят работу в компаниях Владивостока, часть, мы надеемся, станут резидентами технопарка. Кто-то - особенно востоковеды, специалисты по международным отношениям и политологи - находят для себя возможности реализоваться в ближайших к нам странах, и обеспечивают наше взаимодействие по дипломатической линии. Молодые ученые работают в стенах местной Академии наук и других ее подразделений. Ряд ребят работают во взаимодействии с Новосибирском, «Сколтехом», с московской частью РАН. В этом году мы празднуем 100-летие инженерного образования, собирая в университете выпускников прошлых лет. Наши выпускники-инженеры, в основном, ориентированы на существующий технологический бизнес, который есть на Дальнем Востоке.

Вокруг университета сконцентрированы работодатели, большинство из которых - сами выпускники одного из тех университетов, на базе которых был создан ДВФУ. Они предпочитают брать на работу ребят, которые получили то же инженерное образование, что и они сами. Никуда не девается и история Ассоциации выпускников, отношения выпускников, которые поддерживают друг друга. Ребята-журналисты идут работать в местные и федеральные СМИ, пополняя собой плеяду существующих звезд. Актуален и вопрос трансграничного взаимодействия в сфере журналистики с китайскими, японскими и корейскими изданиями, который активно обсуждался на недавно прошедшем у нас Медиасаммите.

У каждого выпускника свой вектор развития, университет дает базу если не всем, то очень многим.

- Следующий вопрос связан с рейтингами. Вас можно поздравить - в последнем рейтинге QS ДВФУ заметно улучшил свои позиции. Как вы считаете, благодаря чему это удалось?

Мы стабильно входим в топ-20 российских вузов - это для меня показатель устойчивости. В международных рейтингах очень многое зависит от научной составляющей. Еще не везде в России развита культура англоязычных публикаций, хотя международная система цитирования прижилась в полной мере. Я считаю, что основным фактором нашего успеха стали планомерные изменения в научной политике университета, повышение культуры научной работы преподавателей. Но нам еще есть над чем работать. Я рассчитываю, что когда мы дадим преподавателям больше времени для научной практики через модульную систему, это даст качественный скачок.

Мы сделали акцент на международном взаимодействии, узнаваемости, коллаборации профессоров в научных сетях. Сейчас мы открываем представительства в Японии, Китае и Вьетнаме. Разные рейтинги оценивают все эти действия по-разному, но все они учитывают и узнаваемость, и степень взаимодействия с тем или иным университетом.

Нововведения, которые были инициированы в университете за последние 5 лет, оказались хоть и небесспорными, но эффективными. Сейчас эти преобразования завершаются, и мы готовы перейти к новой программе развития на ближайшие 10-15 лет. Все это так или иначе, но отражается на всех формальных показателях. Мы растем в рейтингах, и я рассчитываю, что так будет продолжаться и дальше.

Так, по результатам 2017 года эффективный управленец Никита Анисимов зарабатывал в месяц по 439 082 рубля. Средняя зарплата проректора – 350 тысяч в месяц. Возмущенные родители считают, что оплата обучения растет именно из-за нескромных финансовых аппетитов управляющего состава.

Первой об этом в своих соцсетях рассказала приморская телеведущая Елена Штейникова . По её словам университет, вопреки всем договорённостям, принял решение существенно повысить стоимость обучения в гимназии. Стоимость выросла сразу на пятьдесят процентов. Возмущенные родители намерены выйти на митинг 13 июля.

Дальневосточный федеральный университет, это огромная структура включающая в себя помимо высшего образования, еще и учреждения довузовского обучения. В состав университета входит гимназия, хореографическое училище, колледж, лицей и даже детский сад.

Дети Елены Штейниковой получают среднее образование в гимназии ДВФУ. Елена рассказала, что стоимость обучения в пятом классе поднялась сразу на пятьдесят процентов. Руководство ДВФУ пообещало Елене и другим взволнованным родителям, что существенного повышения цен на обучение не последует, если они удалят негативные посты из социальных сетей. Родители посты удалили, но цены все равно поднялись.

Ранее, ректор ДВФУ Никита Анисимов . Так, за 2017 год ректор заработал 6 344 257 рублей. Кроме того, стало известно сколько заработали директора филиалов университета. Самым богатым оказался директор арсеньевского филиала Юрий Огнев - 2 448 177 рублей. Руководитель филиала ДВФУ в Уссурийске Сергей Пишун благодаря 2 249 281 рублю стал вторым по обеспеченности. Тройку лидеров замкнул директор филиала ДВФУ в Петропавловске-Камчатском – Владимир Каух отчитался о 2 147 128 рублях.

Недавно в Совете безопасности РФ обсуждались рекомендации по подготовке кадров в рамках национального проекта "Цифровая экономика России". В частности, говорилось о необходимости повышения практико-ориентированных компетенций обучающихся в сфере информационных технологий. На "Деловом завтраке" в "Российской газете" мы расспросили ректора Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Никиту Анисимова, для кого вуз готовит специалистов по цифровой экономике и как решает кадровую проблему на Дальнем Востоке.

Никита Юрьевич, на базе вашего университета действует первая в России школа цифровой экономики. Что вы вкладываете в понятие "цифровая экономика"?

Никита Анисимов: Цифровая экономика - это экономика, основанная на данных, которые уже проникают во все сферы нашей жизни: "умные города", искусственный интеллект, технологии дистанционного зондирования Земли, даже искусство уже становится цифровым. Большие данные, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей - все это требует специальных знаний и навыков для создания новых конкурентоспособных решений и продуктов. Это значит, что в ближайшем будущем хэдхантеры начнут настоящую охоту за специалистами с цифровыми компетенциями, и наши выпускники будут самыми востребованными на новых рынках.

Вам не кажется, что в последнее время очень много говорится о цифровизации? У вас нет опасений, что попросту можем "заболтать" эту тему…

Никита Анисимов: Я думаю, наоборот, слишком мало об этом говорим. Мы рискуем непоправимо отстать, если не будем об этом говорить, а только думать и молчать.

Когда технопарк появляется только в 20-х годах XXI века на Дальнем Востоке, вот это можно назвать отставанием. Мы заболтали слово "инновации", реальную задачу, которая заключается не в том, чтобы построить здание, а в том, чтобы создать набор инструментов для поддержки молодежи. Когда они только пытаются выйти на сложный азиатский рынок, который перенасыщен предложениями. Им нужна сильная поддержка, как это сделано, например, в центральных регионах России. Это и фонды развития, и Сколково с его льготами, и множество инструментов финансовой поддержки. В созданном у нас технопарке, который уже работает, оказываем поддержку нашим ребятам всеми доступными нам способами.

Хэдхантеры скоро начнут настоящую охоту за специалистами с цифровыми компетенциями, и наши выпускники будут самыми востребованными на новых рынках

Как в вашем вузе будут обучать цифровизации, существуют ли уже какие-то стандарты?

Никита Анисимов: Открытие Школы цифровой экономики в ДВФУ отвечает одной из ключевых задач федеральной повестки - подготовка кадров для цифровой трансформации региональной и национальной экономики. Мы начали с пяти уникальных в масштабах страны магистерских программ. Это "Кибербезопасность", "Технологии виртуальной и дополненной реальности", "Искусственный интеллект и большие данные", "Управление развитием территорий на основе технологий и данных дистанционного зондирования Земли" и "Цифровое искусство". Все программы были собраны в партнерстве с технологическими лидерами и ведущими исследовательскими центрами. Во многом это еще эксперимент, и программы могут претерпевать изменения в процессе обкатки, но то, что школа станет точкой, где сойдутся высокотехнологичный бизнес, наука и образование, - это факт. Что касается стандартов, то модель обучения будет опираться на проектную деятельность и разработку цифровых проектов совместно с ведущими компаниями.

Как в ДВФУ работают с талантливыми детьми? Скоро в Приморье появятся научные центры, подобные сочинскому "Сириусу"?

Никита Анисимов: Такие задачи решаются ощущением ответственности руководителей за ту молодежь, которая живет у них в регионах. Если человек понимает, зачем нужен "Сириус" в регионе, то он появится завтра. Очень ждем, что новое руководство края реализует задачу, обозначенную в поручении президента. А пока мы работаем с ребятами, которые стремятся к знаниям, в ожидании открытия своего дальневосточного "Сириуса". За последние два года провели более 20 интенсивов и проектных школ по иностранному языку, математике, естественным наукам для молодежи не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока. Результаты не заставили себя ждать: не прошло и полутора лет, как наши ребята поехали на финал Всероссийской олимпиады школьников. Такого в Приморском крае не было уже несколько лет.

Максим Ильясов, ученик выпускного класса школы поселка Бобровский Свердловской области, спрашивает вас: меня очень увлекает все, что связано с программированием, цифровыми технологиями. Мы с родителями переезжаем на Дальний Восток, насколько развито это направление в вашем университете?

Никита Анисимов: Сейчас на рынке фиксируется огромная нехватка программистов. В этом году проходной балл по ряду направлений в области информатики, компьютерной безопасности был от 72 до 75, в зависимости от направления подготовки. Программисты не дотянули до рекордных цифр, которые показали международники, где проходной балл был больше 80. Но в Приморском крае, где не так много ребят сдают ЕГЭ по информатике, большой спрос на направления, связанные с программированием, продиктован тем, что к нам приезжают ребята со всей страны. В следующем году количество бюджетных мест, например, на прикладную информатику - 50, на прикладную математику и информатику - 66, всего - более 300 бюджетных мест на разные IT-специальности. Пробуйте свои силы...

А куда сегодня самый большой конкурс? Чему хотят учиться?

Никита Анисимов: Огромный поток желающих в Школу биомедицины. Этот молодой факультет открыт с 2012 года, работает в очень плотной связке с Медицинским центром ДВФУ. В нем проходит около 7 тысяч высокотехнологичных операций в год, трудится множество профессионалов, в том числе из-за рубежа. У студентов и ординаторов есть возможность стажироваться, не выходя из здания! Поэтому конкурс сюда очень большой...

В этом году ДВФУ впервые попал в так называемую зеленую зону по баллу ЕГЭ у поступивших на бюджетное отделение. Какие факультеты рекордсмены по высокобалльникам?

Никита Анисимов: Приемная кампания-2018 подтвердила, что ДВФУ стали чаще выбирать талантливые абитуриенты. 41 человек - со 100-балльными результатами по ЕГЭ, почти 800 высокобалльников, которые набрали 230/320+ баллов за три/четыре экзамена (для сравнения, год назад таких было чуть больше 600). Средний балл ЕГЭ за год у нас вырос на 3 пункта. Самый высокий средний балл был у журналистов - 92,3, у юристов - 87,4, у международников - 86,7, у востоковедов - 85,5, у медиков на "лечебном деле" - 81, на робототехнике - 78 баллов. Причем, как я уже сказал, с такими высокими баллами поступают ребята со всей России. Только из Москвы приехали учиться 30 человек. Для тех, кто поступил с высокими баллами (230+), мы запустили специальную программу поддержки талантливых студентов Academic Excellence and Honors Education, которая включает в себя систему тьюторского сопровождения и индивидуальной грантовой поддержки. Это позволит талантливым первокурсникам ДВФУ выстраивать индивидуальные образовательные траектории для максимального развития своего потенциала.

Приезжие обучаются и уезжают к себе, а местные рискуют остаться без высшего образования. Можно ли для местных выпускников выделить специальные квоты?

Никита Анисимов: Я не вижу риска для ребят, которые живут в Приморье, поступить в любой понравившийся им вуз по результатам ЕГЭ, который является объективным механизмом контроля качества знаний. Оценивать качество школьного образования во Владивостоке мне, пожалуй, сложно. Хотя, когда вижу статистику, что средний балл ЕГЭ по математике по Приморью менее 42 баллов, то повод переживать есть. Но забирать этим право у ребят из Свердловской области поступать в ведущие университеты страны по результатам ЕГЭ я не готов. В наших школах при университете учатся более 2,5 тысяч школьников, и они сдают в среднем на 60 баллов. У нас есть девочка, которая получила две стобалльные отметки на ЕГЭ. И сейчас она - студентка ДВФУ. Поэтому нужно не стесняться учиться, где бы ты ни жил, и тогда будут открыты двери любого университета страны. Подростку нужно как можно раньше задумываться, что будет с ним через 10-15 лет.

Про меня в свое время очень многие говорили как о мальчике, который лишен детства. В 15 лет я поступил в мехмат МГУ, в 23 года защитил кандидатскую диссертацию. В 38 лет я стал ректором ДВФУ. Да, в чем-то я был лишен детства, но, поверьте, я ни о чем не жалею.

Вы готовите специалистов под реализуемые проекты на Дальнем Востоке?

Никита Анисимов: На последнем Восточном экономическом форуме наш университет заключил соглашения о подготовке специалистов для авиакомпании "Аврора", Дальневосточного морского пароходства, СИБУРа и др. Мы договорились, что совместно с Агентством по развитию человеческого капитала займемся разработкой новых образовательных программ, студенты которых будут проходить практику в компаниях-партнерах с перспективой трудоустройства. Кроме того, мы запустили новую модель образовательного партнерства с работодателями Дальнего Востока. Университет готов включаться в разработку кадровых стратегий для предприятий, которые приходят или уже работают на Дальнем Востоке, открывать совместные образовательные модули в интересах партнеров, чтобы обеспечить регион квалифицированными кадрами.

Еще год назад минпромторг и ФГУП НАМИ заявляли, что кампус ДВФУ может стать зоной тестирования беспилотного транспорта. Получилось?

Никита Анисимов: Мы обратились во все инстанции с просьбой запустить зону тестирования беспилотного транспорта на острове Русский. Но, к сожалению, бюрократическая машина пока нас победила. Для запуска беспилотного транспорта в нашей стране, как выяснилось, требуется соблюсти слишком много условий. И это возможно только на закрытых территориях, таких, как "Сириус" и Сколково, где уже были первые пробные запуски беспилотного транспорта. У нас же на территории кампуса одновременно находятся около 15 тысяч человек. Это зона повышенного риска, которая требует большого количества согласований и контроля за происходящим. Между ведомствами до сих пор происходят очень жесткие дебаты по этому поводу, но с открытием на острове юридического заповедника, я думаю, недалек тот час, когда мы с радостью запустим беспилотник. Мы уже сделали лабораторию, осталось определиться с платформой и индустриальными партнерами. Сейчас в лидеры по беспилотному транспорту выходит Яндекс, с которым мы ведем переговоры и надеемся найти общий язык в этом вопросе.

Студент первого курса ДВФУ Егор спрашивает вас: собирается ли вуз решать вместе с городом транспортный вопрос? Муниципальные автобусы ходят на остров через пень-колоду и переполнены. Добираться большая проблема.

Никита Анисимов: Прекрасно понимаю Егора и разделяю его негодование. Поверьте, когда на улице минус 20, на остановке стоит толпа, а автобус ходит один раз в 20 минут... тут не до смеха. И так два раза в день. Но из-за неурядиц, которые происходят у нас в системе управления городом и краем, нам довольно сложно добиться от тех, кто отвечает за транспортную доступность, решения этого вопроса. Пока заявлено, что еще один автобус на 100 мест начинает курсировать на маршруте город - остров. Нам удалось договориться, что в пиковые часы будут пускать больше автобусов. Конечно, мы боремся, и пишем, и встречаемся с руководством края, но ситуация пока решается медленно.

Одна из горячих тем осени - переход вузовских лекций в формат онлайн-курсов. Высшая школа экономики готова за пару лет сделать все лекции виртуальными. Как вам идея?

Никита Анисимов: В этом учебном году более 12 тысяч наших студентов будут слушать онлайн-курсы ведущих университетов страны: Физтеха, МГУ, ВШЭ, Питерского политеха и др. К примеру, все инженеры первого года обучения будут слушать онлайн-курс по математике Инны Садовничей - доктора наук из МГУ. Наши преподаватели будут сопровождать освоение этого курса "на местах", помогать, если студенту что-то непонятно в лекции. Я вижу в этом только преимущества. Да, преподаватели опасаются, что останутся не у дел. Это не так. Преподаватель - такой же ключевой капитал университета, как и студенты, это его база. Поэтому я буду выступать за взаимодействие двух режимов: онлайн и офлайн.

ДВФУ на острове Русском является одним из самых крупных вузов на Дальнем Востоке России, а его кампус считается одним из лучших в мире. Размер вуза равен небольшому городку, который вырос посреди дикой природы. Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Молодой ученый-экономист Надежда Часова спрашивает: какие меры материальной поддержки молодых ученых есть в вашем вузе?

Никита Анисимов: Каждый год проводим грантовые конкурсы для молодых ученых совместно с Фондом целевого капитала ДВФУ. Ученые получают целевые гранты в размере 2 миллионов рублей в год на приоритетные направления развития. В этом году, например, для нас такими приоритетами являются виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность, востоковедение и ресурсы мирового океана. Кроме того, у нас есть программа финансовой поддержки аспирантов и докторантов. В среднем ежемесячные доплаты аспирантам составляют 40 тысяч рублей, докторантам - 50 тысяч. За счет программы "Мотивация" предусмотрены дополнительные выплаты за опубликованные в научных изданиях статьи. К примеру, за публикации материалов в Science и Nature полагается до одного миллиона рублей.

ЕГЭ - не единственный способ контролировать качество знаний. Есть ребята, которые могут проявлять свои способности в естественных науках, не выдавая высоких результатов на экзаменах

В этом году был прилично сокращен перечень олимпиад школьников, которые дают льготы при поступлении в вузы. Многие ребята не могли подтвердить свой "олимпийский" результат высокими баллами ЕГЭ. На ваш взгляд, сокращение - необходимая мера? Сколько олимпиадников в этом году вы приняли?

Никита Анисимов: В ДВФУ зачислено 18 победителей и призеров всероссийских олимпиад. В 2007-2009 годах я был ответственным секретарем Российского совета олимпиад школьников. И уже тогда шли дискуссии о том, должны ли результаты олимпиад соотноситься с результатами ЕГЭ? По каким предметам должна проводиться олимпиада? Вы знаете, что долгое время олимпиады проводились исключительно по традиционным предметам. Пока не появился президентский проект "Национальная техническая инициатива" и Олимпиада НТИ по 19 междисциплинарным направлениям, таким, как "Агробиотехнологии" или "Интеллектуальная робототехника". Сегодня участие и победа в этой олимпиаде засчитывается при поступлении в вузы.

Убежден, что ЕГЭ - не единственный способ контролировать качество знаний. Есть ребята, которые могут проявлять свои способности в естественных науках, не выдавая высоких результатов ЕГЭ. И олимпиады, несомненно, имеют право на существование. Уверен, нынешнее руководство минобрнауки будет объективно оценивать не только их количество, но и качество.

Рособрнадзор собирается менять систему госаккредитации и лицензирования вузов. Возможно, появятся три уровня аккредитации. Вы к переменам готовы?

Никита Анисимов: Реформа действительно назрела. Сейчас стоит вопрос не столько борьбы с нарушителями, сколько вопрос повышения качества образования. Только здесь важно не связывать два процесса: бюрократический и содержательный. Конечно, ответственность за то, что происходит в образовании, должна быть. Скажу так: мы слишком не доверяем тем людям, которым отдали учить своих детей. На мой взгляд, это огромная проблема всей системы высшего образования. А будут уровни аккредитации или нет… Либо мы хорошо учим, и любой эксперт это подтвердит, либо мы учим плохо, и тогда уж точно найдутся те, кто это проверит.

Ключевой вопрос

По невостребованным в России специальностям будем обучать иностранцев

Обучение иностранцев - важное направление для вашего вуза. Как привлечь иностранного студента в Россию - есть секрет?

Никита Анисимов: Секрет прост: нужно делать такие образовательные программы, которые будут конкурировать с топовыми программами ведущих университетов мира. Это как раз к вопросу о контроле качества: ориентироваться не на документы, а на конкурентоспособность на мировом образовательном рынке. Добиться этого сразу по всему университету сложно, но по конкретным образовательным программам - вполне подъемная история. Например, мы сейчас запускаем совместную двухдипломную образовательную программу с МГИМО на английском языке. Для нее сформированы две учебные группы - для студентов-россиян и иностранцев. Скажу больше, все двухдипломные программы, которые мы сейчас запускаем с российскими университетами, будут программами, адаптированными под иностранцев. Кроме того, что иностранцам у нас интересно учиться, они комфортно себя чувствуют в комфортных условиях кампуса ДВФУ.

Вы говорили, что университету нужна система замещения российских студентов на иностранных на тех направлениях подготовки, потребность в которых временно отпадает в России. Как это будет?

Никита Анисимов: Речь о том, что необходим внятный механизм замещения студентов на образовательных программах в случае падения заказа на выпускаемых специалистов в нашей стране. Ежегодно контрольные цифры приема в вуз распределяются по конкурсу. Например, уже известно, что у нас на 2019/2020 учебный год сильно снизился бюджетный набор на машиностроительное направление подготовки. Но это не повод закрывать всю специальность. Нельзя закрывать машиностроение на Дальнем Востоке, даже если госзаказ был снижен по тем или иным причинам. Значит, мы должны обеспечить замещение, пусть временное, и обучать иностранцев из тех государств, где есть спрос на развитие машиностроения. Так мы сохраняем специальности, которые в силу перехода в цифровую эпоху менее популярны, и одновременно продвигаем российскую образовательную систему и культуру.

Громкий коррупционный скандал во Владивостоке: ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец обвиняется в «организации злоупотребления должностными полномочиями», сообщает корреспондент сайт со ссылкой на пресс-службу Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю. Судя по всему, именно в понедельник, 21 марта, дальневосточная карьера Сергея Иванца скоропостижно окончилась, для многих - крайне неожиданно. Корреспондент сайт решил вспомнить, чем запомнится четырехлетка Иванца в ДВФУ.

Начать, пожалуй, стоит с конца: первые новости о задержании ректора прямо в общежитии кампуса ДВФУ со ссылкой на «источники» появились утром 21 марта. Некоторые СМИ, спохватившись, удалили публикации, не получив подтверждения из официальных источников, но правы оказались самые стойкие - уже к концу рабочего дня информацию об обвинениях подтвердила пресс-службу Следственного управления СК РФ.

При этом первые «звоночки» раздались раньше, еще на прошлой неделе - тогда были обвинены в превышении должностных полномочий сразу два проректора ДВФУ. Алексей Цхе , отвечающий за науку и инновации и Виктор Атаманюк , курирующий экономику и финансы в университете, были задержаны ровно неделю назад, 14 марта. Тогда же широкая общественность узнала о том, как руководству ДВФУ удалось нанести родному университету ущерб в 20 миллионов рублей.

По версии следствия, 5 лет назад, в 2011 году, Дальневосточный федеральный университет и некое ООО «Современный университет» заключили контракт, предметом которого стало оказание услуг по созданию Информационно-технической системы в пять этапов в период с 2011 до 2013 года. Общая сумма, которую должны были получить исполнители составила более 647 миллионов рублей. Однако, как удалось выяснить правоохранительным органам, третий этап работы, подразумевавший создание, внедрение и реализацию подсистемы распределенной печати, подсистемы финансового, управленческого учета и планирования, а также подсистемы кампусной карты, не был выполнен.

Изначально следствие полагало, что Алексей Цхе и Виктор Атаманюк общими усилиями, но самостоятельно изготовили и подписали акт сдачи-приемки исполнения обязательств по данному этапу работы, позволив «исполнителям» ООО «Современный университет» получить более 20 миллионов рублей за услуги, которые не были оказаны. Спустя неделю, 20 марта, выяснилось, что действовали проректоры не в собственных интересах, а по поручению ректора университета Сергея Иванца.

«С 20 августа по 11 сентября 2015 года подозреваемый (Сергей Иванец - прим. ред.) дал указание подчиненным сотрудникам проректорам учебного заведения Алексею Цхе и Виктору Атаманюку, обеспечить изготовление и подписание актов сдачи-приемки исполнения обязательств по третьему этапу, а 15 сентября 2015 года дал указание главному бухгалтеру, на основании указанных актов, содержащих заведомо недостоверные сведения об объемах выполненных работ, перевести денежные средства в сумме свыше 20 млн рублей с расчетного счета университета на расчетный счет исполнителя», - сообщает пресс-служба Следственно управления СК РФ.

Алексей Цхе и Виктор Атаманюк. Фото: ИА Дейта.ру

Примечательно, что внимание к данной закупке университета было приковано уже давно: приморское УФАС обнаружило серьезные нарушения при проведении конкурса, у которого был только один участник и, соответственно, победитель - ООО «Современный университет (в 2011 году - ООО «Винтегра-Проекты», должность исполнительного директора фирмы занимал Роман Калина , сын замминистра образования РФ Иссака Калины ) Антимонопольщики посчитали, что условия конкурса ограничивали, а то и вовсе исключали возможность появления конкурентов. Однако имидж вуза тогда помог отстоять Арбитражный суд, который не нашел нарушений при проведении конкурса.

Но деятельность ректора ДВФУ уже давно вызывает немало вопросов, правда до сих пор их задавали представители общественности, а не правоохранительных органов. Например, кадровая политика нового руководства университета, которая не устраивала многих преподавателей, отдавших педагогической работе десятилетия своей жизни. Многие были уверены: новый ректор избавляется от преподавателей-практиков, заменяя их на теоретиков, что может значительно снизить уровень получаемых знаний на некоторых факультетах.

Были и более очевидные частные примеры. Так, доктор технических наук, член-корреспондент Российской академии естествознания и заведующий кафедрой «Материаловедение и технологии материалов» Инженерной школы ДВФУ Юлбарс Мансуров обвинил руководство главного дальневосточного университета в попытке «выжить» его с места работы. Первым поводом для недобрых подозрений стал внезапный арест в аэропорту Шереметьево: тогда о том, что профессора ДВФУ не хотят впускать на территорию России писали не только приморские, но и федеральные СМИ. Сам Юлбарс Мансуров предположил, что неожиданный арест и выдворение на родину в Ташкент были спровоцированы руководством университета. Однако доказательств у ученого не было, а ректор ДВФУ Сергей Иванец любые подозрения пресек. По крайней мере, официально.

По словам Юлбарса Мансурова, необъяснимые решения руководства ДВФУ стали по-настоящему серьезно мешать работе кафедры позже, в середине 2015 года, когда большая часть сотрудников ушла в отпуска. Именно тогда, как рассказал заведующий, у кафедры в одночасье отобрали все лаборатории и помещения для учебного процесса в кампусе на о. Русский, передав их Восточному институту - Школе региональных и международных исследований.