Проект урока по окружающему миру "Зачем нужен жизненный опыт?". Конспект урока по окружающему миру «Зачем человек ест

Муниципальный конкурс

учебно - исследовательских работ и проектов учащихся 1-4 классов

Направление - окружающий мир

Название работы

«Зачем нужно мыть руки»

Введение

1.Почему выбрана эта тема. Ее актуальность.

2.Цель исследования.

3.Задачи исследования.

4.Какие гипотезы проверялись

5.Методы и средства исследования.

Основная часть.

6.Результаты исследования.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Анкетирование.

Заключение (выводы)

7.Выводы по итогам исследования.

8.Перспективы данного исследования

9. Библиографический список.

10.Приложения.

Исследовательская работа «Зачем нужно мыть руки».

Введение.

С самого раннего детства нас учат взрослые: «Мойте руки! Мойте руки с мылом!»

А зачем их нужно мыть? Что случиться, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла. Я решила узнать об этом поподробнее. Так мною была выбрана тема исследовательской работы - «Зачем нужно мыть руки?» Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества, моя исследовательская работа актуальна.

Цель моего исследования: выяснить, зачем мы моем руки, как часто нужно их мыть, что будет, если их не мыть и насколько важна гигиена для человека.

В своей работе я должна:

Уточнить, что от грязных рук можно заболеть и зачем нужно соблюдать правила гигиены.

Доказать экспериментальным путем наличие на руках живых микробов.

Обработать полученные результаты анкетирования о том, что дети знают о болезнях грязных рук.

Мною были выдвинуты гипотезы :

Действительно ли нужно мыть руки с мылом и соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть.

В процессе работы над темой я использовала теоретические и практические методы исследования. Это был метод беседы с врачом, с мамой, от которых я узнала, что чем чаще моешь руки, тем реже болеешь, как нужно правильно мыть руки и соблюдать правила личной гигиены. Это был метод теоретический.

Экспериментальным методом я пыталась доказать что на грязных руках содержится большое количество микроорганизмов, которые могут привести к различным заболеваниям.

Основная часть.

Для предупреждения инфекционных заболеваний использовали окуривание полынью и другими травами, сжигали одежду и постройки после смерти больных, организовывали заставы для ограничения перемещения населения во время эпидемий. В период царствования Ивана Грозного создается документ, в котором даются указания о соблюдении чистоты в жилищах, мытье посуды и правилах питания. В XVI веке в Московском государстве появляются первые учебники для детей (азбуковники), в которых даются советы по личной гигиене. В 19 веке люди узнали про микроорганизмы, вызывающие заразные, т.е. инфекционные, заболевания. И сразу же начались поиски средств, способных защитить людей от них.

Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии или сальмонелл, которые получили название «болезни грязных рук».

При беседе с фельдшером Светланой Федоровной я узнала, что одними из самых распространенных заболеваний детей, являются кишечные инфекции. Инфекционную заразу можно подхватить через немытые руки. Особенно это касается детей, которые так и норовят засунуть в рот пальчик. Так с пищей микробы попадают в желудок, затем в кишечник и там начинают усиленно размножаться. Причиной заболевания становятся токсины, которые выделяют болезнетворные микроорганизмы. В результате происходит расстройство желудочно-кишечного тракта.

Количество возбудителей острых кишечных инфекций очень велико - это различные бактерии, микроорганизмы. (Приложение 1)

Многие из микроорганизмов, вызывают острые кишечные инфекции.

Распространение гриппа можно на 50 процентов сократить с помощью обычной гигиены рук и защитных масок.

Обязательное соблюдение личной гигиены является главным защитником человеческого организма.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что я на основании изучения темы «Зачем нужно мыть руки» подняла этот вопрос в школе. И учащиеся начальных классов поняли насколько важно соблюдать правила личной гигиены.

Существуют правила для мытья рук, которые необходимо выполнять.

Никогда не ешь на улице, потому что там у тебя нет возможности вымыть руки.

Вымой руки после пользования туалетом.

Обязательно вымой руки перед едой.

После чистки носа, а также после кашля или чихания с прикрытием рукой рта и носа.

Вымой руки с мылом после прикосновения к животным.

Итак, первая выдвинутая мной гипотеза: нужно мыть руки и соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть, подтвердилась:

Гипотеза №2: Содержатся ли на грязных руках живые микроорганизмы, которые могут привести к болезням.

Многие думают, что большинство болезней передается воздушно-капельным путем, а не через прикосновения. Но это не так. Мы попробуем исследовать смывы грязных рук, доказать наличие микроорганизмов на наших руках и как попытаться сделать наши руки чище.

Я решила проверить, верно ли то, что после мыла микробов на руках не остается. Провела исследование (Приложение)

Я выяснила, что, пользуясь водой и мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль, и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, т.е. невосприимчивостью к инфекционным заболеваниям, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.

Итак, вторая гипотеза: содержатся ли на грязных руках живые микроорганизмы, которые могут привести к болезням, так же подтвердилась.

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе « Окружающий мир» в теме «Почему нужно чистить зубы и мыть руки».

Я составила анкету (Приложение) на тему «Зачем мы моем руки?» и решила узнать, как ответят на этот вопрос ученики начальных классов нашей школы. В анкетировании принимали участие 25 человек. Я собрала и проанализировала данные. Результаты указаны на диаграмме. (Приложение5).

Выводы по итогам исследования.

1. Мытье рук - лучший способ уберечься от заболеваний, передающихся контактным путем.
2. Мыть руки под струей воды необходимо не менее 30 секунд, а лучше — минуту. Только в этом случае можно гарантировать, что большинство вредных микроорганизмов будут смыты.
3. Почти половина учеников начальных классов моют руки, не задумываясь над тем, зачем они это делают, а просто потому, что так велят взрослые. Поэтому выбранная мной тема еще раз доказывает свою актуальность и необходимость. И в дальнейшем я планирую рассмотреть подробнее, какие микробы и вирусы влияют на различные заболевания.

Библиографический список.

Н.Коростелев. 50 уроков здоровья для больших и маленьких. Москва. 1991.

Б.В. Петровский, «Популярная медицинская энциклопедия», М., 1987.

Большая Советская Энциклопедия.

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Москва «Просвещение» 2011.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
У р о к 60. ЗАЧЕМ ЛЮДИ ОСВАИВАЮТ КОСМОС?
Цели деятельности учителя: систематизировать знания о космосе,
искусственных спутниках Земли, космических станциях и их назначении.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся рассказывать о освоении космоса человеком; моделировать экипировку
космонавта; получат возможность научиться высказывать предположения по
вопросам учебника, проводить самопроверку; отвечать на итоговые вопросы;
выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную
информацию для получения новых знаний.
(компоненты
культурно­компетентностного
опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска
(в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами.
Метапредметные

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной
роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного
смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать
собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют
познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой
информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению
в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и
сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность
адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая
успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого
ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с
партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его
правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно­иллюстративный; фронтальная
и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Зачем люди летают в
космос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/1560
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование
определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное
отношение к школе и адекватное представление о ней.
Подготовка рабочего места.
II. Объяснение нового материала.
Познавательные УУД: общеучебные – извлечение необходимой информации
из материала учебника, рассказа учителя; логические – дополнение и расширение
имеющихся знаний.
Коммуникативные УУД: умеют принимать другое мнение и позицию,
допускать существование различных точек зрения.
Личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Беседа.
У ч и т е л ь. Отгадайте загадку.
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это?
У ч е н и к и. Космонавт.
У ч и т е л ь. Первым космонавтом, человеком, который первым побывал в
космосе, был Юрий Алексеевич Гагарин (показ фотографии). Первый полет
длился 108 минут. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился
точно в заданном районе.

Сейчас космонавты довольно часто летают в космос, люди запускают в
космос искусственные спутники Земли. Как вы думаете, для чего они это
делают?
У ч е н и к и. Изучают погоду, космос.
У ч и т е л ь. На с. 72 показана российская станция «Мир», которая работала в
космосе больше 15 лет. Космонавты в иллюминатор наблюдали Солнце и звезды.
Фотографировали Землю. Им приходилось плавить и сваривать металл,
испытывать прочность различных материалов. Космонавты выращивали на
станции различные растения, чтобы узнать, как они чувствуют себя в космосе.
Сейчас в космосе работает международная космическая станция, на которой
трудятся космонавты разных стран.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают
правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной
оценки.
В небе плавает луна.
В НЕБЕ ПЛАВАЕТ ЛУНА
Плавные покачивания влево
и вправо.
Хлопки в ладоши.
Руки вверх.
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можем мы луну достать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять – Хлопки над головой.
И пониже перевесить.
Десять, девять, восемь, семь, –
Чтоб луна светила всем.
III. Практическая работа.
Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск нужной
Руки вниз.
Ходьба на месте.
Ученики тихо садятся.
информации в учебнике; логические – анализируют объект, выделяют главное.
Регулятивные УУД: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров,
адекватно воспринимают оценку учителя.
Выполнить задание в рабочей тетради (с. 50–51).
IV. Итоги урока.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого
материала.
У ч и т е л ь. О чем мы с вами говорили на уроке? Что нового узнали?

Мой любимый школьный предмет… проще говоря – урок! Это окружающий мир. Мне интересно понять, как и почему всё происходит вокруг нас. Почему идёт дождь, например. Это только наши очень древние предки думали, что дождь ходит. Мы-то, современные люди, понимаем, что дождь – это просто вода, которая сначала паром поднялась в небо, сформировала облака, а после опять упала на землю. Такой круговорот!

Иногда я узнаю о том, чего нет вокруг меня. Например, о пустыне Сахаре, о джунглях или о пещерах со сталактитами и сталагмитами. Зато, когда я туда поеду, а поеду я всюду обязательно, я буду всё знать. Может быть, даже стану рассказывать, как учитель, местным – аборигенам. Вот они не знают, почему у них так на улице, а я – школьник из России знаю. Пока я мало путешествую, но этот урок мою фантазию будит. Даже по телевизору стал больше смотреть программ про животных и природу.

У нас замечательная учительница! Рассказывает очень интересно. Мы на уроках всегда ведём себя хорошо. Красивый класс, в смысле, помещение. Мы ещё младшие, поэтому обычно никуда не ходим из своего класса. Только на физ. культуру и, почему-то, на окружающий мир. Мне это очень нравится! Ещё мне нравится, что этот урок обычно последний в расписании (если не поставят классный час), после него сразу домой. То есть не сразу, сначала – гулять, познавать окружающий мир.

Ещё интересный учебник, рабочая тетрадь с картинками. Домашнее задание несложное. У меня выходит «пять» в четверти, мама рада. Вот бы все уроки были такими! Вообще, мне нравится путешествовать. Говорят, что окружающий мир дальше разделится на разные ещё занятия: биология, география… Конечно, мне интересно знать строение животных, но о Земле, о странах – интересней. Я мечтаю стать великим путешественником. Думаю, что этот школьный предмет мне уже помогает.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Победа над страхом придает нам силы

    Страх убивает… Именно он заставляет многих отступать перед первыми неприятностями. Когда человек борется за свою цель, ему часто мешают её достичь различные невзгоды, страх перед которыми побеждает стремление добиться желаемого.

  • Какую мечту называют благородной - итоговое сочинение

    Мечта. Каждый из нас, наверняка, имеет какую-либо мечту, жаждет ее скорейшего исполнения и стремится всеми силами помочь ей осуществиться. Так что же такое мечта? Почему люди мечтаю?

  • Время идёт очень быстро. Его невозможно остановить или замедлить. У человека нет власти над временем, а вот у времени над человеком – есть. На всё, что бы человек ни делал, ему нужны дни, часы, минуты.

  • Жизнь Евгения Онегина в Петербурге с цитатами

    Город Петербург. Именно здесь проходили все театральные представления, массовые балы и развлечения. По этой причине наш герой и не мог бы жить в любом другом скучном городе. Его ни на минуту не оставляло желание и стремление к переключениям.

  • Я родился и живу в красивой и свободной стране. Моя родина богата лесами, полями и реками. Живут в Белоруси хорошие добрые люди. Детей воспитывают и растят в любви и уважении к старшим.

Цель: Формировать представление о составе продуктов и важности продуктов питания для жизни человека

1. Образовательные: познакомить учеников с основными органическими веществами: белками, жирами, углеводами и их ролью в обеспечении жизнедеятельности организма; формировать представление о значении питания в жизни человека.

2. Развивающие: развивать умение организовывать полноценное разнообразное питание; развивать интеллектуальные, практические умения;

учить мыслить логически, аргументировать своё мнение; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

3. Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества при работе в паре;

прививать интерес к исследовательской деятельности; повышать культуру правильного питания, практические навыки само оздоровления.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Строить сообщения в устной форме;

Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Мотивация.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, сегодня на урок я принесла эту игрушку. Посмотрим что она умеет делать?

Что для этой игрушки является основным источником энергии?

Скажите, пожалуйста, что является источником энергии для человека?

(Еда)

Из чего наш организм берет питательные вещества? (из продуктов питания).

Пройдите к столу. Сейчас каждый должен взять нужный для человека продукт и положить его на поднос.

К нашим корзинам вернёмся в конце урока.

Ребята посмотрите внимательно мультфильм. (Смешарики «Исправительное питание»)

Постановка проблемы исследования. Определения темы исследования.

Разные ли продукты употребляли в пищу главные герои?

А можно ли так питаться?

Из чего должна состоять наша пища?

Определите тему нашего урока.

Я предлагаю определить тему нашего урока следующим образом. Состав пищи. Зачем человек ест?

Формулирование цели исследования.

НА какие вопросы мы желаем получить ответы?

Из этих вопросов определим цель нашего урока.

Узнать какие питательные вещества входят в состав пищи и их важности для жизни человека

Определим задачи.

Выяснить, какие питательные вещества необходимы человеку для жизни.

Исследовать состав продуктов питания.

Узнать, зачем человек питается.

Чтобы найти ответы на наши вопросы мы отправимся в научную лабораторию.

Вы сегодня будем работать в группах. (Правила работы в группе)

Посмотрите те, у кого висят звёздочки, будут главными лаборантами. Они будут следить за работой группы, и озвучивать выводы.

Мы сегодня в научной лаборатории и будем проводить опыты. Техника безопасности

Чтобы правильно построить нашу работу. Мы должны определить. Объект нашего исследования, предмет, цель нашего исследования, выдвинуть, гипотезу и сделать выводы.

Обратите внимание на лоточки на столе. Скажите, что там находится? Как можно назвать содержимое одним словом? (продукты)

На какие две группы можно разделить предложенные вам продукты? (продукты растительного происхождения и животного)

Что является объектом исследования? (продукты питания)

Предмет исследования? Что исследовать в продуктах? (состав продуктов)

С какой целью мы будем исследовать продукты.

Наша цель определить какое вещество преобладает в данном продукте.

Предлагаю поработать в группе. План проведения опыта дан на листе. Чётко следуя плану, выполните опыт 1. (Самостоятельное выполнение опыта в группе)

Вы выполнили опыт, а теперь зафиксируем результаты наблюдений. Возьмите жёлтый лист. Мы выполнили опыт № 1. В этой табличке зафиксируйте, что вам удалось доказать и сделайте выводы.

Самооценка.

Вывод

Итак, опытным путём мы установили, что в продуктах содержатся (учитель указывает на схему, дети проговаривают вслух) жиры, белки, углеводы. В одном продукте могут содержаться и жиры, и углеводы, и белки. Только одно из этих веществ преобладает.

Собираем схему.

А как называются эти вещества, которые в продуктах животного или растительного происхождения. Это какие вещества. (Ответы детей органические вещества)

Мы определили, что жиры, белки, углеводы - это органические вещества. Для кого и для чего они необходимы? (Потребности человека для жизни)

Потребности человека для жизни

Органические вещества

Белки Жиры Углеводы

Строи продоволь топливо для клеток

тельный ственные

материал для и топливные

клеток запасы для клеток

Выясним, зачем нужны человеку белки, жиры, углеводы. Вы поработаете с информацией на листах.

Наклеить картинки

Проверим, что получилось (группы выносят свои листы с картинками продуктов питания, вывешивают на схему)

Первая группа озвучьте, что у вас получилось. Вторая группа. Третья группа.

(Проговаривают всю схему)

Итак, в продуктах содержатся белки, жиры, углеводы (проговаривают хором). Это все органические вещества. Это всё составляет – потребность человека для жизни.

Самооценка

Физминутка

Все встанем и представим, что вы жиры, белки, углеводы. А наша классная комната это организм человека. Вы попали в организм человека. Сейчас под музыку вы будите двигаться, а как музыка закончится, вы должны занять место в обруче. Двигаемся свободно по классной комнате.

Все жиры, белки, углеводы уместились?

(Учитель держит коробочку)

У меня в этой коробочке то, что регулирует процесс усвоения белков, жиров, углеводов, делает организм устойчивым к разным заболеваниям, повышает жизненный тонус. Я вам подскажу, вита в переводе с латинского - это жизнь. Что у меня в коробочке.

Ребята, а сейчас вы все вместились в круг? А что помогало регулировать процесс усвоения жиров, белков, углеводов?

Садитесь на свои места.

Итак, сделаем вывод. Что ещё должно содержаться в пище. Для чего нам нужны витамины?

(Ответы детей)

Я вас правильно поняла, что витамины нужны человека для того, чтобы регулировать процесс усвоения белков, жиров, углеводов, делать организм устойчивым к разным заболеваниям.

(Открываются на схеме таблички)

схема

Витаминов очень много мы сегодня поговорим лишь о трёх из них. Первая группа будет работать с витамином c, вторая группа с витамином D, третья группа с витамином А. (на столы групп выставляются таблички с названием витаминов). Сейчас вы просмотрите ролики и ответите на вопросы.

Просмотр ролика 2 мин

Поработайте в группах обсудите полученную информацию. И выберите из картинок с продуктами только те, в которых содержится витамин, с которым вы работали. И наклейте картинки вот на эти листы. (выдаются листы)

Проверим, первая группа, с каким витамином работали? На какие органы их работу влияет?

Самооценка

Чтобы догадаться какие ещё вещества входят в состав пищи, предлагаю вам понаблюдать.

(даётся тарелка с огурцами)

Попробуйте 1 продукт.

Попробуйте 2 продукт.

Одинаковые продукты вы пробовали?

А чем отличались эти продукты?

Какой на вкус вам показался второй продукт?

С помощью чего он приобрёл такой вкус?

А что такое соль? Вспоминайте тему полезные ископаемые.

Итак, соль это минерал. Значит, что должно у нас ещё содержаться в пище?

(открывается табличка минеральные соли)

В продуктах питания содержатся минеральные вещества. Это одно из самых главных веществ. Очень много минеральных веществ, которые входят в состав продуктов. В небольших количествах они содержатся во всех продуктах. Которые мы едим. Соли кальция и фосфора необходимы для роста зубов и укрепления костей. Они содержатся в молоке. Об этом вы более подробно поговорите в старших классах.

Применение новых знаний в учебной деятельности.

А теперь я предлагаю Вам обратиться ко всем знаниям, которые вы получили сегодня и применить их на практике. Вам необходимо составить меню.

Самооценка

Подведения итогов урока. Рефлексия.

Озвучьте тему нашего урока?

Теперь вы можете дать ответ на вопрос, зачем человек ест? (ответы детей)

Как вы думаете, достигли ли мы цели нашего урока?

Вы узнали, какие питательные вещества входят в состав пищи?

Вы можете сказать о их важности для жизни человека?

Повторим нашу схему.

Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей жизни?

Возьмите оценочные листы, суммируйте баллы, выставите отметку каждый себе. Сдайте листы лаборанта. Лаборанты, вы наблюдали за работой каждого члена группы. Если вы согласны с той отметкой, которую поставил себе ваш товарищ, то обведите её в кружок. Сдайте лаборанты мне оценочные листы.

Дерево держится своими корнями, а человек пищей. Как вы понимаете эту пословицу.(ответы детей)

Если у дерева не будет хороших добротных корней,

Сейчас каждый оценит свою работу лично. У нас дерево вам необходимо выбрать листочек и прикрепить его к дереву. Если вы старались, у вас всё получилось и вы довольны своей работой. Возьмите зелёный листок. Если вы старались, но у вас не всё получилось с первого раза, но довольны своей работой возьмите жёлтые листочки Если вы не довольны своей работой возьмите красные листочки.

Посмотрите на наше дерево. Кто может подвести итог? весь класс справился с работай?

Вопрос: Рассмотри план пришкольного участка. Объясни, как ты понимаешь, что такое условные обозначения.

Ответ: План пришкольного участка является топографическим планом, все объекты на топографических планах обозначаются условными знаками, каждый условный знак имеет свою пояснительную подпись того, что он обозначает.

Условные знаки применяют для того, чтобы избежать на картах или планах длинных обозначающих пояснений, сделать их удобными и четко определить границы объектов расположенных на карте или плане.

Вопрос: Рассмотри рисунки на с.43-44. Прочитай подписи, расскажи, по каким признакам можно ориентироваться в незнакомой местности.

Ответ: Кроме изложенных в подписях способов ориентирования можно добавить еще некоторые:

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам.

Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;

У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;

С северной стороны деревья, камни, раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

На деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;

Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;

Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;

Ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

в горах дуб чаще произрастает на южных склонах.

На отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей;

Цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север;

Перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг;

Около отдельно стоящих деревьев снег с северной стороны рыхлый, а с южной покрывается корочкой, потому что на него светит солнце.