Роль трудовой деятельности в возникновении сознания. Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания Как труд повлиял на возникновение сознания

Теоретические подходы к интерпретации сущности сознания.

Самые ранние трактовки:

¨ описание сознания как условия протекания психических процессов (Вундт);

¨ количественная концепция сознания: сознание – то, что уменьшается, увеличивается или частично утрачивается во сне или обмороке;

¨ сознание – социализированная и индивидуализированная психика, т.е. сознание – это совокупность знаний, которые дает общество;

¨ сознание – условие объединения внутренней психической жизни;

¨ отечественная психология: сознание – качественно особая форма психики.

Психологический анализ сознания осуществляется на границе философии и психологии в рамках проблемы «бытие – сознание». Тезис Маркса: сознание есть осознанное бытие, т.е. это не совокупность знаний о мире, а продублированное бытие, помещенное в рамки человеческого ума. Осознанность – результат глубинного изменения человеческой жизнедеятельности.

Гегель выделил две формы существования: сливаться с жизнедеятельностью и противостоять ей. Человек не только осуществляет свои физиологические жизненные основы, но еще и понимает, знает, осознает то, что он существует, осознает то, что он делает. Человек может отделять в представлении свое «Я» от жизненного окружения, что делает его субъектом деятельности.

Сознание – есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам и его действия и состояния, т.е. мир плюс «Я».

Сознание тесно связано с миром (бытием). Оно имеет только то, что есть в мире и больше в сознании ничего быть не может. Бытие является важным моментом существования сознания. Практически действуя субъект втягивает в себя объективную реальность и наделяет ее ценностями и смыслами своей жизнедеятельности. Индивидуальное сознание вычерпывается из социального бытия, т.е. из общения с уже сформировавшимися субъектами. Это можно обозначить формулой: бытие – посредник – индивид.

Человеческое сознание является продуктом собственной активности в предметном мире и зависит от общественных условий и способов трудовой деятельности.

Сознание - высший уровень отражения человеком действи­тельности (материализм)

Человеческая форма психического начала (идеа­лизм).

Сознание присуще человеку как общественно-историческому существу. Но у человекообразных обезьян есть предсознательные элементы.

Сознание изучается в философии, нейрофизиологии, лингвистике, социологии, этнографии, психиатрии…

Трудность изучения – сознание проявляется только в самонаблюдении.

Единственный признак сознания – благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления (внутренние и внешние), составляющие содержание конкретных психических функций.

Структуры сознания:

1. имеют социокультурный характер

2. формируются в филогенезе

3. находятся под влиянием индивидуальных особенностей

4. формируются в раннем онтогенезе в процессе общения со взрослыми

Сознание характеризуется наличием:

1. субъективного смысла

2. значения

3. чувственного содержания

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально . Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания . Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции» , которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-конценцию» очень часто называют САМОСОЗНАНИЕМ . Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции» или самосознания, является степень критичности человека.

В упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.

Гипотеза о происхождении и развитии сознания принадлежит А.Н. Леонтьеву. Согласно его определению, сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются «её объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношения к ней субъекта». В этом определении подчеркивается «объективность», т.е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения.

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мнению А.Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

Важно отметить, что сознание человека возникло и получило свое дальнейшее развитие в общественный период существования человека , т.е. о возникновении и развитии сознания мы начинаем говорить приблизительно с того момента, когда пралюди стали объединяться в первые сообщества и группы и стали осуществлять совместную деятельность , которая требовала кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. В силу этого, первоначально возникло и получило развитие так называемое «общественное сознание» , ставшее сосредоточением знаний и опыта людей в познании и изменении окружающего мира, а затем уже на этой основе возникло «индивидуальное сознание» , как внутреннее индивидуальное выражение этих общественных знаний, опыта и взаимодействия. Именно исходя из такого предположения мы говорим об общественной природе сознания человека .

В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменениями практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило возникновение новой формы деятельности – коллективного труда . Всякий совместный (или коллективный) труд предполагает разделение труда между его участниками. Вследствие этого, впервые некоторые действия перестают приводить к непосредственному удовлетворению потребности (биологически значимому результату), а приводят лишь к некому промежуточному результату , вследствие чего такие операции представляются биологически бессмысленными (роль загонщика в охоте).

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью . Т.о., для субъекта деятельности цель деятельности отделяется от её мотива, и, соответственно, в деятельности выделяется её новая единица – действие .

В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия , т.к. для того, чтобы человек побуждался совершить какое-либо действие, которое приводит лишь к промежуточному (биологически не значимому) результату, он должен понимать связь этого результата с мотивом (биологически значимой потребностью), т.е. открыть для себя его смысл. Смысл, по мнению А.Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву деятельности.

Для успешного выполнения действий необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. В силу того, что действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, то познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненно необходимым. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания – речи и языка .

Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы; это были также «приказы» адресованные партнеру по совместной деятельности. Но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает . Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять их общие устойчивые свойства. Т.о., в слове стали фиксироваться результаты познания .

Если учесть, что усложнение форм труда, вовлечение в сферу труда все более широкого круга предметов и орудий требовало постоянного расширения познаваемых, или осознаваемых, содержаний, то станет ясно, что процессы развития труда и языка (а, следовательно, и сознания) шли параллельно, тесно переплетаясь друг с другом .

Уникальная особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания («со-знание» – совместное знание). Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Т.о., смыслы и языковые значения оказались, по А.Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания и обусловили его общественную природу .

Человек – носитель индивидуального сознания и проявляется это в форме индивидуальной деятельности.

В зарождении и развитии сознания биосоциальной основой являются труд и речь (язык) = чем больше развиты различные формы деятельности у человека и, как следствие, сформирована речь, тем лучше работает сознание, а отсюда и лучше развиты все психические процессы (мышление, воображение, память…), творчество, интуиция. Человек переходит от чувственного восприятия к рациональном у, т.е. не аффективные реакции, а формулировки и понимание «удач-неудач». Примером такого перехода может быть списывание учеником на подоконнике школьного туалета домашнего задания. В школе такой ученик не считается успевающим. Но при определенных условиях и личностных установках в дальнейшем сильно развиваются ВПФ и рационализм, что дает возможность ему быть успешным в жизни.

У человека в отличие от животных новая форма поведения может возникнуть на основе речевого формулирования (разные формы нейро-лингвистического программирования (НЛП) – от убежденности и самовнушения до гипноза).

Нейрофизиологи утверждают, что содержание сознания – наши мысли – на 99% предопределены мыслями других людей.

Решающими факторами в возникновении человека, становлении и развитии его сознания является труд, членораздельная речь и общение.

Разработка трудовой теории формирования человека принадлежит Ф. Энгельсу, ее основные положения изложены в его сочинении "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека".

История становления человека и формирование его сознания насчитывает сотни тысяч лет. Она началась с изготовления и использования первобытным человеком простейших орудий труда и постоянно развивалась в процессе усложнения труда и общения людей. Человек взаимодействовала с предметами природы, узнавала их свойства, сравнивала, выделяла общее, существенное, необходимое. Это способствовало развитию мозга как органа сознания. Он начал совершенствоваться вслед за развитием руки как органа труда. Именно рука как "воспринимающий" орган, непосредственно касается вещей, давала поучительные уроки не только мозга, но и другим органам чувств, например, зрительные. Рука, активно действовала, учила голову думать, прежде чем стала орудием исполнения воли головы, которая заранее планирует практические действия.

В процессе развития трудовой деятельности, прежде всего, совершенствование руки, обогащались осязательные ощущения, формировался слух, способный воспринимать нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И прежде чем начинать дело, она уже могла представить и ее результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Итак, ключ к разгадке происхождения сознания заключается в труде. Сначала было дело. Обивая лезвие своей каменного топора, человек в то же время оттачивала "лезвие" своих умственных способностей.

Работа всегда была и остается общественной. Первобытные люди должны были совместно добывать средства существования, защищаться от врагов, бороться со стихийными силами природы. Эти обстоятельства обусловили потребность в общении, ее реализация повлекла возникновение членораздельной речи.

Язык - вторая сигнальная система человека, в которой звуки членораздельной речи из средства выражения эмоций постепенно превратились в средство обозначения вещей, их свойств и отношений, и стали выполнять функцию преднамеренного сообщения. Наряду с информацией о внешнем мире, которую человек получает с помощью первой сигнальной системы, вместе с языком она приобрела еще одного канала связи с миром, который дал возможность отображать последний в обобщенной форме языковых знаков. Человек приобрел способность знать то, что непосредственно сама могла не почувствовать. Язык внесла новый принцип в работу центральной нервной системы и стала мощным средством развития человеческого сознания. У человека возник принципиально новый тип психического развития.

Язык, как и сознание, является продуктом общественно-трудовой деятельности людей. Без языка невозможна ни постановка общей цели, ни выбор средств ее достижения, ни организация общих трудовых усилий, ни налаживания общения людей, ни передачи и усвоения опыта. Она является основным материальным посием духовной культуры. М. Хайдеггер называл язык домом бытия, а Х.Г. Гадамер - местом встречи человека с миром.

Язык является также основным средством переработки знаний, и поэтому незаменимым и уникальным орудием формирования и развития человеческого сознания. Только после воплощения мыслей в слова человек получает реальную возможность выполнять с ними разного рода логические операции. Такие способы развертывания мышления, как абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция невозможны без использования языка. Последняя является непосредственной материальной базой и своеобразным полем развертывания всех мыслительных процессов, способом существования сознания и общения человека.

Абстрактно-понятийное мышление как определенный психологический процесс приобрело автономии только в процессе зарождения и использования системы языковых знаков. Язык стал главным детерминирующим фактором перехода от форм чувственного отражения к способам рационального постижения явлений реального мира.

Итак, язык выполняет четыре основные функции: информационную, коммуникационную, аккумуляционную и преобразующей. Все они взаимосвязаны, взаимодействуют и играют одинаково важную роль.

Язык - это система знаков. Знаком является любой материальный объект, в своем бытии представляет другие предметы реального мира и в связи с этим может быть использован в процессе познания и общения для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Изучает различного рода знаковые системы семиотика.

Язык, возникает в процессе исторического развития того или иного общества и является средством общения людей, - естественная. Она совершенствуется и меняется в процессе развития всей общественной жизни, а также на основе своих внутренних законов. Вместе с тем в различных конкретных сферах практической и познавательной деятельности людей разрабатываются и внедряются специальные системы знаковых обозначений (речь математики и программирования, азбука Морзе и т. Д.) - Искусственные языки. Согласно практических нужд, их можно заменять на более удобные.

Язык и сознание существенно отличаются. Если первая является системой материальных знаков, то вторая - совокупностью идеальных образов. Слова - материальная оболочка для фиксирования представлений и абстракций, которые образуют идеальное содержание, то есть слов. Отличие между языком и сознанием - это разница между материальным и идеальным. Гегель писал: "Язык есть якобы телом мышления".

Вместе с тем, как по своему источнику происхождения, так и в процессе своего функционирования речь и сознание неразделимы. Мысль без словесного воплощения невозможна. С помощью языка образы сознания актуализируются и становятся действительностью как для других людей, так и для самого человека. В свою очередь, слова, потеряли связь с духовным процессом, перестают быть языковыми знаками, так как теряют статус средств мышления и общения людей. В развитии практического и духовной жизни общества и отдельного человека речь и сознание органически взаимосвязаны: обогащение сознания обусловливает развитие языка; появление новых слов закрепляет и распространяет предметное содержание сознания. Уровень развития общественного и индивидуального сознания напрямую зависит от уровня развития языка, и наоборот.

Итак, появление и развитие сознания органично связаны не только с целесообразной трудовой деятельностью, но и с возникновением и совершенствованием языка. Именно язык был мощной силой, которая способствовала выделению человека из животного царства, развитию его мышления, организации материального производства.

Сознание - это функция мозга человека, который сформировался в человеческом окружении, в определенном коллективе, человеческом обществе, и постоянно испытывал и испытывает их существенного влияния. Но только общение с людьми, овладение языком, привлечение к человеческой практики и культуры делают человека человеком. Другого пути развития сознания не существует.

Сознание представлена двумя уровнями: индивидуальным и общественным. Отдельный человек овладевает не только содержанием общественного сознания, так и конкретными формами, в которых проявляется. Это означает, что индивид усваивает политическую, правовую, моральную, религиозную и другие формы сознания и их содержание.

Общественное сознание существует независимо от сознания индивида. Однако справедливо и другое: общественное сознание существует только потому, что существует индивидуальное сознание людей - отдельных ее носителей. При этом общественное сознание не является простой арифметической суммой индивидуальных сознаний. Недооценка или, наоборот, переоценка различия общественного и индивидуального сознания приводит к серьезным ошибкам в понимании этой проблемы.

Современная философия, как и общая психология, выделяют в структуре индивидуального сознания четыре основных элемента: знание, самосознание, волю и переживания. Центральное место занимает знания. Оно является информацией о реальной действительности, которую человек получает благодаря органам чувств и мышлению, и фиксирует ее в речи. Знание - это результат познания в форме чувственных и интеллектуальных образов, представлений, суждений, логических категорий. Оно имеет разную степень достоверности и делится на повседневную и научное. Знание может быть выражено не только естественной и искусственной языках, но и на языке жестов (пантомима), образов и компьютерных систем.

Знание, как и язык, является способом существования сознания. Оно служит не только приспособлению и ориентации человека во внешнем мире, a ft прежде всего активном превращению ней реальной действительности и утверждению свободы и прогресса общества. Знание - мощная сила человека.

Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носитель сознания, постольку существенным моментом сознания является самосознание. Самосознание - это осознание человеком своей сущности, мыслей, чувств, интересов, потребностей. Развитой формой самосознания является теоретическая рефлексия (направленность мышления на себя, на свои истоки, причины, формы), благодаря которой через систему понятий раскрывается социальная природа субъекта. Есть и личностная рефлексия - проявление глубоких размышлений человека о смысле собственного бытия, его нравственную насыщенность. Самосознание способствует развитию субъекта, его рационально-нравственному совершенствованию.

Практическая реализация идеи, задумки, цели предполагает наличие свободы. Воля - важнейший компонент сознания: сознательное и целенаправленное регулирование человеком своего поведения и деятельности при условии преодоления внутренних и внешних препятствий. Поскольку в основе регулирования человеческой деятельности является необходимость достижения соответствия между идеальными по природе стремлениями человека и внешним миром, постольку в воле реализуется направленность сознания к обеспечению единства субъекта и объекта. В этом плане воля е своеобразной посреднической звеном, существует в самом сознании и является внутренней предпосылкой перехода из мира идей в мир вещей.

Атрибутами волевого действия является направленность на достижение поставленной цели и преодоления внешних и внутренних препятствий. При этом воля регулирует деятельность не только в плане ее побуждения и активизации, но и в плане сдерживания ее развертывания в условиях необходимости выбора цели и наличии серьезных внешних и внутренних препятствий.

Непосредственная реализация воли как акта сознания включает определение цели, борьбу мотивов при выборе направлений деятельности, принятия решения и его исполнения. Последнее является сутью волевого действия. Только тот, кто умеет доводить свои решения до реализации, может считаться волевым человеком. Такой личности присущи целеустремленность, инициативность, самостоятельность, независимость, выдержка, решительность, настойчивость и способность к самоконтролю.

Еще одним элементом сознания, находится в органическом единстве с рассмотренными выше, является переживание. В них, в отличие от знания, отражаются не явления внешнего мира сами по себе, а разнообразное практическое и духовное отношение человека к этим явлениям в форме многочисленных эмоций, аффектов, чувств, страстей, настроений, стрессов, фрустрации, которые внешне проявляются в невольных м мышечных движениях, мимике, пантомиме, жестах, позах, выразительных дыхание, в изменении интонации, выражении глаз и рта и тому подобное.

Отсутствие переживаний вызывает "эмоциональный голод", в связи с чем жизни людей становится невыносимым. При этом для обеспечения нормального эмоционального состояния нужны как положительные, так и отрицательные переживания.

Источник эмоций и чувств содержится в материальных и духовных потребностях людей, в осознании степени вероятности их удовлетворения. Так, положительные чувства возникают в ситуациях, когда вероятность удовлетворения насущных потребностей представляется субъекту вполне достаточной и несомненной. Негативные чувства появляются в условиях, когда возможность удовлетворения потребностей минимальная или ее нет.

Поскольку эмоции и чувства обусловлены потребностями, они изначально имеют сугубо личностный характер, так как в них выражается значимость предметов и явлений для отдельно взятого индивида в той или иной конкретной ситуации его жизни. В переживаниях людей осознается жизненный смысл предметов окружающей природной и социальной среды. С их помощью индивид оценивает вещи и людей, с которыми имеет дело.

Как мощные факторы мотивации и регуляции поведения и деятельности человека эмоции и чувства играют эту роль по-разному. Эмоции (гнев, страх, ужас, ярость, тревога, радость) являются временными и непосредственными переживаниями, которые имеют рефлекторно-ситуативный характер. Чувством присуща большая стабильность, и в процессе становления человеческого сознания они появляются позже эмоций, потому что формируются в процессе усвоения культуры, языка и воспитательного воздействия социальной среды.

Настоящие человеческие чувства исторически и социально обусловленные, и поэтому всегда меняются вместе с развитием общества. Это хорошо проявляется прежде всего в процессе возникновения и функционирования таких высших чувств, как нравственные (чувство стыда, долга, милосердия, гуманности, любви, дружбы), интеллектуальные (удивление, любознательности, сомнения) и эстетические (чувство юмора, прекрасный, возвышенного, трагического).

Переживания могут как полностью осознаваться личностью, так и не осознаваться. В последнем случае человек нередко становится рабом своих страстей и настроений. Как правило, переживания отождествляют с душевным состоянием личности. В научной литературе понятие души иногда используется для обозначения всей психики человека, в которую включаются не только знания, самосознание, воля, переживания, но и подсознательное и бессознательное.

Бессознательное часто (например, в фрейдизме) принципиально противопоставляется сознательному, ему даже отводится решающая роль в жизни человека. Льет есть и другая трактовка, выходящее из приоритета сознательного. Бессознательное можно рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что раньше было в содержании сознания, переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное, существует в глубинах психики человека, способно вновь превратиться в формы сознания. Без учета такого их влияния невозможно понять механизм функционирования как сознания, так и бессознательного.

Ядром всех элементов сознания человека является его мировоззрение. От уровня его развития в значительной степени зависят качество и эффективность выполнения человеком своих обязанностей. Этим обуславливает необходимость постановки и реализации проблемы формирования научного мировоззрения у граждан страны.

Итак, сознание - это функция (или свойство) человеческого мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. По природе сознание является продуктом жизнедеятельности человеческого общества, результатом его общественно-исторического развития. Сознание формируется и развивается через привлечение человека к культуре, ее воспитания и обучения, общественно полезную деятельность. Главными условиями возникновения сознания были труд, производственный коллектив, членораздельная речь.

Учение о философских проблемах сознания является мировоззренческим и методологическим фундаментом деятельности современных специалистов любого профиля.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга,

который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников – питекантропов и синантропов – первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа – человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как "воспринимающий" (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни

индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Роль языка и общения в формировании и развитии сознания

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико-жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была "революция", породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган – соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно "лепит" формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Причиной, лежащей в основе очеловечивания животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. "Труд создал самого человека, - говорит Энгельс, - и его сознание".

Возникновение и развитие труда привело к изменению и очеловечиванию мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. "Сначала труд, а затем вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит по величине и совершенству", - пишет Энгельс (Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486). Человеческая рука так же смогла достигнуть своего совершенства благодаря труду.

Под влиянием труда и в связи с развитием мозга совершенствовались органы чувств человека. Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см 3 и 1400 см 3).

Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга - 350 г, мозг человека весит 1400г.

Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42-- в височной доле.

Уточнилось осязание, глаз человека стал замечать больше, чем глаз самой дальнозоркой птицы. Развивался слух, который стал способен воспринимать и различать звуки членораздельной человеческой речи.

Развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, давая толчки к дальнейшему их развитию.

Все это привело к изменению анатомо-физиологических характеристик человека: появилась вертикальная походка, формирование подвижных и приспособленных к захвату верхних конечностей. Это способствовало возможности производить сложные трудовые операции.

Возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Труд - это процесс, который связывает человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для него характерны две взаимосвязанные черты: употребление и изготовление орудий труда, а также это совместная трудовая деятельность. Поэтому, человек вступает во взаимодействие не только с природой, но и в определенные отношения с другими людьми - членами данного общества. Через отношения к другим людям человек относится и к самой природе.

Зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств имеются и у некоторых животных, например, употребление палки у человекообразных обезьян. Их различие с человеческими не может сводить только к их внешней форме или тому, что животные используют свои "орудия труда" реже, чем первобытные люди. Эти внешние средства труда отличаются от истинных орудий труда человека качественно. Раскрыть эти различия можно, лишь, рассмотрев деятельность, в которую они включены.

"Орудийная" деятельность животных не совершается коллективно и не определяет отношение общения осуществляющих ее индивидов. Общение никогда не строится на основе их производственной деятельности, не зависит от нее и не опосредовано ею.

Человеческий труд изначально является общественной деятельностью, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающих разделение трудовых функций. Труд связывает участников трудовой деятельности между собой, опосредует их общение. Это имеет большое значение для развития человеческой психики.

Уже на ранних стадиях развития человеческого общества возникает разделение процесса деятельности между отдельными ее участниками. Например, на долю одних выпадает поддержание огня и обработка на нем пищи, а на других - добывание этой пищи.

Участники коллективной охоты делятся на преследователей дичи и поджидающих ее в осаде и нападении. Происходит решительное изменение строения деятельности индивидов, ее участников.

Каждый член коллектива отвечает за определенный участок деятельности. Например, деятельность загонщика, который участвует в коллективной первобытной охоте, побуждается потребностью в пище или одежде, которой служит для него шкура животного. Результат деятельности загонщика: это вспугивание и направление стада в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. На этом деятельность данного охотника прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Само по себе вспугивание дичи не приводит и не приведет к удовлетворению потребностей загонщика, так как его деятельность направлена на другой результат. Получается, что предмет действия и мотив здесь не совпадают.

Процессы, предмет и мотив которых не совпадают, называются деятельностью. Деятельностью загонщика является охота, а спугивание дичи - это его действие.

Разделение деятельности на действия возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого совместного коллективного воздействия на природу приводит к удовлетворению потребностей как отдельного индивида, так и всего первобытного племени. Разделение предмета и мотива деятельности является результатом вычленения из сложной многофазной деятельности отдельных операций.

Разделение предмета деятельности и ее мотивов возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Это результат происходящего вычленения из сложной и многофазовой, но единой деятельности отдельных операций. Эти отдельные операции превращаются в самостоятельное для индивида действие, хотя по отношению к коллективному процессу они остаются одним из его частных действий.

Благодаря тому, что охота представляет собой процесс, состоящий из нескольких действий, человек, который вспугивает дичь для того, чтобы ее смогли поймать другие члены этого коллектива, получает свою долю добычи из их рук - часть продукта совместной трудовой деятельности. Поэтому деятельность других людей составляет основу специфического строения деятельности человеческого индивида. Из этого можно сделать вывод, что по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи. Действия загонщика возможны лишь при условии отражения связи между ожидаемым результатом совершенного им действия и конечным результатом всего процесса охоты - нападением из засады на убегающее животное, его умерщвлением и потреблением. Эта связь выступает перед человеком в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Также, действия загонщика оправдывают действия охотников, поджидающих дичь в засаде.

Вместе с рождением действия возникает разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.

Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Соответственно и сама природа выделяется для них и выступает в своем отношении к потребностям коллектива, к их деятельности. Пища воспринимается как предмет определенной деятельности: поиска, охоты, приготовления. Следовательно, она может выделяться не только благодаря определенным потребностям, но и "теоретически", может быть удержана в сознании и становится идеей.